Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Источники: Тексты. XI Версия для печати

История Руси. Источники: Тексты. XI

К главе 12

21. ВЫПИСКА Филиппа фон Штраленберга из "Истории Киева" патриарха Константина (1674 г.).
"Первыми князьями, что управаляли Киевом, были три брата русского происхождения, именно Киев , Щек и Корев , которые имели сестру, по имени Лебедь. Anno Mundi, 6001, или Anno Christi, 492. Каждый из братьев построил по городу, назвав его своим собственным именем. Старший построил Киев, второй - Сковицу , третий - Коревицу. И их сестра Лебедь также построила город.
Но хотя эти братья оставили наследников, ничего не известно с достоверностью об их преемниках, так как эта нация в это время не имела письменности. Однако, мы знаем, что их наследники были в ранге князей, потому что двое из их линии Оскильд и Идир были воспитаны при дворе Рюрика, новгородского князя, куда они были взяты в детстве по неизвестной причине. И они сами не знали своего происхождения до того момента, пока они не предприняли путешествие в Константинополь, тогда они были поставлены в известность об этом.
При своем возвращении они заявили свои права на княжение в Киеве, жители которого были в это время притесняемы корсарами , заставлявшими их платить дань.
После того они сделались столь могущественными, что, наконец, осмелились напасть на греческого императора в Константинополе, но он оказал им столь теплый прием, что они были вынуждены отступить с большими потерями.
Рюрик, слыша в Новгороде об их поражении, поспешил в Киев, где, найдя их слабыми и безоружными, убил обоих, взял город Киев под свою власть, где обоих и похоронил.
В те времена, когда княжила Ольга, в Киеве и была окрещена, она построила над могилой Аскольда церковь св. Николая и включила могилу Идира в стены церковного подворья. Так окончилась древняя княжеская фамилия Киева и князья-преемники были уже рюриковского рода".
Источник текста: Лесной (Парамонов) С. Я. История "руссов" в неизвращенном виде. Париж, 1960. Вып. 10. С. 1108-1109. Первоисточник см.: Philip John von Strahlenberg. An Historico-Geographical Description of the North and Eastern Parts of Europe and Asia, but Particularly of Russia, Siberia and Great Tartary. London, 1738.
К о м м е н т а р и й
Штраленберг был шведским офицером, взятым в плен под Полтавой, и находился в России с 1709 по 1722 г. По его словам, он обнаружил рукопись "История Киева" руки патриарха Константина, поляка родом, на русском языке и сделал из нее выписки. Год создания летописи Константина - 1674 г. Нам неизвестна ни эта рукопись, неизвестен и поляк Константин, к тому же патриарх.

22. “Сказ Захарихи про царя Чадослава”.
“Ой як было то за давних часов, та было за старовину. Тай поднималися пращуры наши у великий поход на землю на Грецкую.
Ой поднималися, тай говяды та возы гнали до полуночи, а сами шли на Дон Синий, лодки ставили.
Ой пошли люди за море широкое, а дома старого да малого нехали. И был над оставшими царь Чадослав, а той царь, пока вояки греця здобували, их тей доглядал. Кажнаýстада боронив, семьи, старых та малых. И тожъ царь д пше устрояти. И колиж требаýжинка могла с ним говорити, а воз свой л кирою, а сам поправлял поломаное. Тай шлиýбыло, царь сам приходил с с та и Руса с походу не верталась! И то ж молодые уже стали середущыма,ýл тей требовать,ýгали. И стал царь от жинокъ, дýпу бýа немовлята по ст -три жинки, и понеслиýабы не усхло древо руске. И дал царь хлопцам по дв от них. И скоро наполнилася Руса людьми новыми. И стало их ещеýт дали, чтоýбольше, як до того. А тут из похода троху людей пришло. Пов , а потом черна немочь напала. Люди отýпоначалу подарилося им велиц же от ворога. И были радощни, что Руса на загинула.ýмары мерли больше, н
Ой за часы стародавние, за часы, коли ж время почале течи, за часы самостарые был тот царь Чадослав над Русою.
Ой та царь же тот не боялся ворога, а коли ж ворог являвся, сам шел на него первый. И даровалося царю Чадославу ворогов своих бивати, а пко.ýльно, и боялися они его крýтрощити з
сильному, а сам оставался роды хранити.ýсто свое воеводýл царь с ней идти. Дал мýА тот крат, як шла Руса за море, не схот
Ой як в степу житии, скотину водяти, а без оней ничего в степу робити.
Такъ ряýствовала говяда, ухоляла ею. Аще ж в степу быти, звýотож Руса п дикого углядати, парду, либо вовча, либо ж вепря злого. Доглядела Руса ря отгоняла. И то ж царь Чадослав за доглядачамиýговяди почас, а зв кому былоýдоглядав, и то добре все бывало. За царевым же побытом н сть, а не дадут ему, так иýдоглядати, так и жил царь, коли ж дадут пко.ýголодовал кр
Ой, як же царю Чадославу жити, коли ж один на возу и жинки не мает? И то почала за ним сама вдова Зоря доглядати. Стало . А вже ж ото, яко царя Зоря доглядала, аýпо и Русýдобре царю, стало л самому бо ему часу не мает.
Ой, як царю Чадославу та часу не мает, а то молодиков мечится научает, а то старших ходити разом. Бог зна, може Руса с походу не придет, так обы нови люди были. Поучал их царь субою устрояти, а то раны лековать научал. Так с того и часу про себе не мав. А нет даýЗоря и варево зварит, и одежу поправует, и самого царя разд вымоет щелоком от золы кострянской. От кострубы забирала, тай щелок варила. А царь гоп-гоп, на конь скочит и до степу гарсает. Гляди его потом, до вечера, не будет! А тут почас такой, перво, людей мало: на но собирать. А тутýвойну пошли, а друге – косить траву на зиму надо, с же царю Чадославу везде побывать надо, кого похваляти, кого поучати, а кому и плети дати. Траву жали серпами, так царь косу придумал. Стала ло пошло, а и то доглядати надо. Ой,ýРусь наотмаш траву валити. Лекшее д чек ставити, да еще подковою. Ащеýсказал царь Чадослав скирды возле р бо зимою было – до середу говяди загоняти, а там бо йому тепло было. ною.ýНочью люди кругом на возах спят, а скотина за ними ж, як за ст лась.ýСторожа на случай чего кругом ходила та псов пускала, у костра гр ти простужались, хворали, мерли, скотинаýЗлое же время была зима. Д замерзала, однако ж старався царь Чадослав, так оно легше ставало. Вжеж ти меньше хворали. А сказал царьýбо скотина погибать переставала, а д тей завертати. Трудноýвовков зимой бити, шкуру драти, а в ту шкуру д ри бродили кругом стану, а особо вовки,ýзимою было и без того: дикие зв лыйýколи недогляд, тягли овцу, небож телушку. Царь приказал варити ц тем ничего холодного неýдень горячее варево та молоко, и вже бо ж д давали. Хвалил народ царя за его заботу про людей, а мы тож скажемо ему славу!
ý Русýсяц, зима саженая! Та и негдýОй, тяжкий лютый м укрыться, як на возу, та в закутъ для скотины. А та ж закута из стогов ýлана, а верх толстями шкурами, плетенками перекрытый. Тепло в загонýсд руськом, скоту легко и детям добре! Та тож слава царю Чадославу! Не забудете про него Руса, як про царя Сварога!
А як вмер той царь, повезли его по степу, и весь степ по ньому плакал та жалился, бо мало бывало таких царей!“
Источник: [Публикация Ю. П. Миролюбова] // “Свободное слово Руси”. Нью-Йорк, 1965. № 87-88. С.12.
К о м м е н т а р и й
В газете, издаваемой известным украинско-русским националистом Туряницей, Ю. П. Миролюбов опубликовал один из замечательнейших сказов Захарихи “про царя Чадослава”, записанный им еще в начале ХХ-го столетия. Текст любопытен, тем что восходит к первым векам нашей эры, когда русы обитали еще в Донских степях и ходили походами на Грецию, может быть, это было до Кия, когда русы в степи жили не деревнями, а на возах кочующих русских племен, уже называвшихся Русью. Может быть, это было самое начало после Городищенской Руси, переходившей в Донские степи и занимавшейся военными походами. В сказе описан строй жизни “на возах”, характерный для ранней военной демократии кочевого типа. Любопытен рассказ про тылового вождя, который руководил оставшейся, тыловой Русью, когда все воины во главе с князьями и воеводами уходили в поход на Грецию. Это также характерно для Бусовой Руси, где тогда начиналось казачество. Сказ любопытен описанием хозяйственной жизни тыловой, мирной Руси, ее бытом и самообеспечением, где главный социальный закон: забота власти о простом народе, о его пропитании, здоровье, умножении рода и безопасности. Чадолюб – прообраз великой заботы царской власти о настоящем и будущем Руси, чья судьба вверена в руки достойнейших и высокоморальных руководителей. Такими были князья и степные цари первых времен и они стали примером для всех остальных властителей на долгие времена!









К главе 14
22. ХАЗАРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Переводы текстов
1. Киевское письмо 930 г. в Фустат-Миср (Египет)
"Тот, кто первый среди самых главных, тот, кто украшен диадемой "Конечный и Первый", тот, кто слышит шепчущий голос и слушает громкую речь и язык, да хранит их как зеницу ока своего и позволит им жить, вознесясь высоко, подобно Нахшону, как первым людям правды, презирающим выгоду, дарующим любовь и доброту, представляющим милостыню, стражей спасения, чей хлеб всегда доступен каждому страннику и прохожему, святым общинам, разбросанным по всем уголкам мира, да будет воля Владыки Мира покоя дать им возможность жить, как корона мира покоя! Теперь, наши князья и господа, мы, община Киева, этим сообщаем вам о трудном деле этого человека Мар Яакова бен Раби Ханукки, сына добрых людей. Он был тем, кто дает, а не тем, кто берет, до того времени, пока ему не была предрешена жестокая судьба, и брат его пошел и взял деньги у иноверцев: этот человек Яаков стал поручителем. Его брат шел по дороге, и тут пришли разбойники, которые убили его и взяли его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли этого человека Яакова, они наложили железные цепи на его шею и кандалы на его ноги. Он находился в таком положении целый год <...> и после <...> этого мы поручились за него. Мы заплатили 60 монет и теперь еще осталось 40 монет; поэтому мы послали его по святым общинам, чтобы они могли оказать милость ему. И теперь, наши господа, поднимите ваши глаза к небесам и поступите в соответствии с вашим добрым обычаем, вы, кто знает, как велика добродетель милостыни, как милосердие избавляет людей от смерти. Но мы не те, кто предостерегает, а те, кто напоминает, и будет милость для вас перед Владыкой, Вашим Богом. Вы будете вкушать ее в этом мире, и ее присутствие останется для мира грядущего. Только будьте сильными и обладайте мужеством добра, и не бросайте слова наши себе за спину; и пусть Всесущий благословит вас, и восстановит Иерусалим в ваши дни, и спасет вас и также нас с вами. Аминь. Аминь. Аминь. ВОZ.
Авраам Парнас, Эль бар МНС, Реувен бар Госттбар, Кибр Коген, Самсон Иуда, по прозвищу СОРТ, Ханукка бар Моисей, Кофин бар Иосиф, МНР бар Самуил Коген, Иуда бар Исаак Левит, Синай бар Самуил, Исаак Парнас".
Источник текста: Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. С. 30-31; 2 изд. М., 2003.

2. Письмо Хасдая ибн Шапрута к хазарскому кагану Иосифу IV.
Текст Шехтера
"...Армения, и наши отцы бежали перед ними <...> потому, что были не в состоянии выносить иго идолопоклонников, и люди Казарии приняли их потому, что люди Казарии были сперва без Торы, в то время как их сосед Армения остался без Торы и письма. Они породнились путем браков с жителями этой страны, смешались с язычниками, научились делам их, и всегда выходили с ними на войну и они стали одним народом. Однако они были тверды только в завете обрезания; только часть из них соблюдала субботу. Там в это время не было царя в стране Казарии; но того, кто мог бы одерживать победы, они ставили над собой главнокомандующим войска. Так это было до того, как однажды евреи вышли вместе с ними на битву, как обычно. И один еврей одержал победу своим мечом и обратил в бегство врагов, выступивших против хазар. И поставили его люди хазарские над собой главнокомандующим войска в соответствии с их древним обычаем. И оставались в таком положении долгое время, пока не смиловался Господь и не возбудил сердце того главнокомандующего вернуться к иудаизму, потому что его жена, по имени Серах, повлияла на него и учила его успешно, и он также согласился, будучи подвергнут обрезанию. Сверх того, отец молодой женщины, человек праведный в том поколении, показал ему путь жизни. Когда это произошло, цари Македона и цари Аравии услышали об этих событиях и послали посланников к начальникам Казарии со словами хулы на Израиль: "Как это вы возвращаетесь в веру евреев, которые находятся в рабстве под властью всех других народов?". Они говорили то, что для нас невозможно передать и повлияли на сердца начальников вредно. Тогда главнокомандующий, еврей, сказал: "Зачем умножать слова? Пусть придут сюда несколько мудрецов Израиля, несколько мудрецов Греции и несколько мудрецов Аравии, и пусть расскажут друг перед другом, перед нами и перед вами о деяниях его Бога от начала до конца". Они сделали так: Македон послал некоторых из своих мудрецов и также цари Аравии, и мудрецы Израиля добровольно пришли в соответствии с просьбой начальников Казарии. И начали греки свидетельствовать о Нем сперва, а евреи и арабы стали опровергать его. А затем начали арабы, а евреи и греки их опровергали. И после этого начали мудрецы Израиля от шести дней Творения до того дня, когда дети Израиля поднялись из Египта, и они пришли в населенную страну. Греки и арабы засвидетельствовали, что это правда, и провозгласили их правоту. Но произошел спор между ними. И сказали начальники Казарии: "Есть пещера в долине Тизол; достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами". Они сделали так. Они вошли внутрь пещеры; и вот, там были книги Торы Моисея, и мудрецы Израиля объяснили их согласно первым словам, которые они высказали. И вернулся Израиль с людьми Казарии к иудаизму полностью; евреи начали приходить из Багдада и Хорасана, и из земли Греции, и они укрепили людей этой земли, так что последние твердо держались завета "Отца множества". И люди этой земли поставили над собой одного из мудрецов судьей. Они называют его на языке хазар Каган, по этой причине судьи, которые были после него называются Каган до настоящего времени, в то время как имя главнокомандующего Казарии они изменили на Сабриэль и сделали его своим царем. Теперь они говорят в нашей стране, что наши предки происходили из колена Симеонова. Но мы не можем настаивать на том, что это правда. Теперь заключил царь мир с царем алан, нашим соседом, так как царство алан сильнее и более жестоко, чем все другие народы, которые окружают нас, так как сказали мудрые люди: "Как бы не возмутились народы войной против нас, и не присоединилися также и он к нашим врагам. Поэтому <...> в беде друг другу". Ужас был от начальников Казарии на всех народах вокруг нас, и они приходили войной на царство казар. Но в дни Вениамина-царя возмутились все народы против казар, и они обложили их с помощью царя Македона. Пошли воевать царь Си, и Торки, и БМ, и Пиинил, и Македон; только царь алан поддержал народ казар, так как часть из соблюдала Закон евреев. Это цари, кто воевали против Казарии. Но царь алан пошел на их землю и разгромил ее так, что нельзя восстановить. Так Господь поразил их перед Вениамином-царем. Более того, в дни Аарона-царя царь алан воевал против хазар, потому что подстрекал его царь Греции. Но Аарон нанял против него царя Торки, так как он был силен. Царь алан пал перед Аароном, и последний захватил его в плен живым; но царь оказал ему великий почет и взял его дочь в жены своему сыну Иосифу. Царь алан поклялся ему в верности, и царь Аарон отпустил его в его землю. И с этого дня страх перед казарами напал на все народы вокруг них. И еще, в дни Иосифа царя, моего господина, он искал его помощи, когда гонение обрушилось во время дней Романа злодея. Когда это стало известно моему господину, он избавился от многих христиан. Сверх того Роман злодей послал большие Хлго, царю Роси, побуждая его на его собственную беду; он пришел ночью к городу СМКРИИ и взял его воровским способом, потому что его начальника, вождя войска, тогда там не было. Когда это стало известно Большси, то есть Песаху хмкр, он пошел в гневе на города Романа и губил и мужчин, и женщин. И взял три города, не считая деревень большого количества. Оттуда он пошел на город Херсон и воевал против него и они вышли из страны, как черви <...> Израиля, и умерло из них 90 человек. Он не окончательно разгромил их в битве, но он обязал их служить ему. Так Песах спас казар от руки росов. Он поразил всех, кого он нашел из них, <...> мечом. И оттуда он пошел войною на Хлго; он воевал четыре месяца; Господь подчинил его Песаху, и он пошел дальше и нашел <...> добычу, которую Хлго взял из СМКРИО. Тогда сказал Хлго: "Воистину, Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если это так, то иди и воюй против Романа, как ты сражался против меня, и я отступлюсь от тебя, но если нет, тогда здесь я или умру, или пока жив, буду мстить за себя". И пошел он против своей воли и воевал против Константинополя на море четыре месяца. И пали там его мужи доблестные, так как македоняне победили его, благодаря греческому огню. Он бежал и, постыдившись вернуться в свою собственную страну, он бежал морем в Фарс, и там он и все его войско пало. Тогда Рос была подчинена власти казар. Я, таким образом, сообщаю господину имя нашей страны, как мы нашли его в книгах: Ркнос; а имя столицы царства - Казар, имя же реки, которая протекает через него, - Итиль. Она направо от моря, идущего от вашей страны, по которому твои посланцы прибыли в Константинополь. Мне кажется, что оно тянется от Великого моря. Наш город отстоит от моря на две тысячи сто шестьдесят рисов. Между нашей страной и Константинополем по морю пути девять дней, и по суше двадцать восемь дней. Чтобы пересечь владения моего господина, надо затратить пятьдесят дней. Вот те, кто сражаются с нами как союзники: Си, Баб эль-Абваб, Зибос, Торко и Лознио".
Источник перевода текста: Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. Научная редакция, послесловие и комментарий В. Я. Петрухина. Москва-Иерусалим, 1997. С. 138-142; 2 изд. М., 2003.

Назад История Руси. Источники: Тексты. XI Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены