Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

Малоизвестные рукописи Славянской библиотеки в Праге Версия для печати

Малоизвестные рукописи Славянской библиотеки в Праге

В августе 1968 г. я имел возможность познакомиться с коллекцией древнерусских рукописей Славянской библиотеки в Праге. Эта коллек­ция состоит из трех частей: 1) поступившего в 1945 г. и хорошо теперь известного исследователям собрания А. Д. Григорьева (86 единиц);[1] 2) собрания русских актов XVII—XVIII вв., принадлежавшего в про­шлом В. О. Ключевскому (около 1100 подлинников или копий);[2] 3) со­брания русских книг и документов XV—XX вв. (78 единиц). Вторая и третья части коллекции образовались отчасти благодаря покупкам, кото­рые производили в 20—30-е годы у частных лиц, в антикварных мага­зинах и на рынках Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Парижа и Бер­лина сотрудники министерства иностранных дел Чехословакии, отчасти благодаря поступлениям от русских историков-эмигрантов, живших в Праге.

До сих пор о третьей части коллекции Славянской библиотеки в пе­чати не сообщалось. Между тем, хотя эта часть и не представляет книжно-рукописную культуру какой-нибудь одной местности России, ее рукописи могут привлечь внимание представителей разных отраслей зна­ния: историков Древней Руси и литературоведов-медиевистов, палеогра­фов, искусствоведов, специалистов по истории книги.

Прежде всего среди рукописей литературно-богословского содержа­ния следует отметить оригинальные русские произведения: «Хождение» игумена Даниила (сокращенный текст, XVIII в., Т9775),[3] Киево-Печер­ский патерик (отрывки; XVII в., Т4303), Повесть о Петре и Февронии (вторая редакция; XVIII в., Т8064), Предание и устав Нила Сорского (XIX в., Т4304), Послание Иосифа Волоцкого о Кассиане, архимандрите Юрьевском, и ответ старцев Кириллова монастыря (XVIII в„ Т9775), Послание старца Елеазарова монастыря Филофея «на звездочетцы и на латины» (XVIII в., Т9775), Вступление к чину венчания Ивана IV


(XVIII в., Т9775), Житие Александра Свирского (XVII в., Т4318), Притча о четырех временах года (XVIII в., Т4302), История о Казан­ском царстве, Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков и Сказание Авраамия Палицына (XVIII в., Т9763), «Повесть о Святой Горе» старца Исайя, 1579 г., «Повесть о том, како отмсти бог, всевидя­щее око Христос, Борису Годунову» (сокращенный текст «Иного сказа­ния») и Сказание о церкви св. Софии (XVIII в., Т9775), Сказание о Мамаевом побоище (редакция Синопсиса; XVIII в., Т8072), «Житие патриарха Никона» Ивана Шушерина (XVIII в., Т4315). «Летопись ке­лейная» Дмитрия Ростовского (начальная часть до 4600 г.; XVIII в., Т9777), «Увет духовный» патриарха Иоакима, стихи надгробные в па­мять патриарха Иоакима и Слово патриарха Адриана о «священстве» и «церкви» (XVIII в., Т4316).

Из старообрядческих сочинений назовем «Прение о вере» Псевдо- Арсения Суханова (XVIII в., Т4031 и Т8069), Повесть дьякона Федора об Аввакуме, Лазаре и Епифании (1875 г., Т4308), Полемические старо­обрядческие сочинения (XVI11 в., Т4306), Поморские ответы (XVIII в., Т8069), Керженские ответы (XIX в., Т8073).

Особого внимания заслуживает сочинение последней четверти XVII в., которое имеет следующий заголовок: «Сий свиток честный и пресвятей­ший от святых отец седми соборов собраный, якоже бы меч на еретики и на развратникы веры Христовы христианския или яко копие обоюдуостро на лжеучители и на неправомудрствующих крест Христов или яко щит на расколники церковныя и на все собрание антихри­стово» (XVII в., Т10024). Это сочинение направлено против новообряд- цев и Никона, который упомянут как бывший патриарх. Большой сви­ток длиною в 9.87 м и шириною в 18 см написан одним полууставным почерком, напоминающим письмо Деяний Московского собора 1667 г. Текст иллюстрируется большим количеством миниатюр (23 группы), здесь изображены: ваза с ветками и сидящими на них птицами, трех­шатровая церковь с агнцом на престоле, звонницей и колокольней, крест и символы таинств в пятиугольной рамке, рука, держащая восьмиконеч­ный крест, антихрист, «лукавый» на престоле, апокалиптический зверь и др.

Среди переводных произведений мы встречаем: Лимонарь (XVII в., Т4309), Сказание о 12 сивиллах (XVII в., Т8065), Великое зер­цало (XVIII в., Т4320), «Великая и предивная наука» Раймунда Люллия (XVIII в., Т4310), «Сказание о весне» Григория Богослова (XVIII в„ Т4302), «Слова» и выписки из сочинений Василия Великого, Августина Философа, Иоанна Златоуста и другие (XVIII в., Т8064, 9775), «Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере» иерусалимского патриарха Досифея (XVIII в., Т4315), апокриф Хождение Агапия в рай (XVIII в., Т8064).

Из литературных произведений XVIII в. встречаются следующие: Житие Зелинты, переведенное с немецкого С. Бабенковым и напечатан­ное в Петербурге в 1763 г. (XVIII в., Т8066), «Театр любви и щастия чюдеса предела I. Повесть», начинающаяся словами «Сие было под Кавкасом, наивысочайшеню горою в Армение, где некоторая молодая девица крылась от мучительства тех, которых фартуна, а не природа, ее покарила...» (XVIII в., Т4305). Источники и происхождение последней по­вести нам пока установить не удалось.                                                                                                                                 .

Среди рукописей исторического и делового содержания наиболее примечательны следующие: Хронограф третьей редакции, переписанный в Москве в 1697 г. для патриарха Адриана (Т9762), Выписка 1707 г.

из Писцовой книги князя Оболенского, Ф. Шушерина и подьячего И. Максимова 1627—1629 гг. относительно вотчинного владения Г. И. Го­ловина (Т9759), Книга посольства боярина Ф. И. Шереметева «с това­рищи» и докончальная грамота Поляновского мирного договора 1634 г. (XVII в., Т4321), «Уложение» царя Алексея Михайловича 1649 г. с до­полнительными статьями и выписками из царских указов конца XVII в.— первой половины XVIII в. (XVIII в., Т9764), Новоуказные статьи 1672— 1700 гг. (XVIII в., Т4319), Грамоты вселенских патриархов о Никоне, переведенные с греческого языка на русский в 1682 г. (XVIII в., Т4316), Записки о стрелецком бунте 1682 г. А. А. Матвеева (XVIII в., Т4324); Журнал о походе на Азов боярина А. С. Шейна в 1697 г. (XVIII в., Т9761), Вотчинное сводное уложение «за приписьми дьяка Никифора Румянцова, за справами подъячих, что ныне дьяки, Ефрема Сукманева, Клима Кретова» (XVIII в., Т9773), П. Н. Крекшин «О рождении Петра Великого» (XVIII в., Т8088, 4324), Краткая реляция о восшествии на престол императрицы Елизаветы Петровны (XVIII в., Т4324), Сборники выписок из дел XVII—XVIII вв., касающихся происхождения и деятель­ности рода Головиных (XIX в., Т8068, 8071, 8074, 9764—9768, 9779), Ж. Руссе «Описание жизни и великих дел Петра Великого», перевод с Виленского издания 1781 г. (XIX в., Т9758, 9779), Отчет М. М. Спе­ранского императору Александру I о делах 1810 г. (Т8075), Описание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 1818 г. (Т4328), перереписка московских старообрядцев-единоверцев с митрополитом Платоном (XIX в., Х4325) и некоторые другие.

Среди богослужебных по содержанию рукописей назовем Псалтырь с восследованием, XV—XVI вв., (Т4314), три Евангелия, XVI в. (Т4312, 8076, 9757), два Октоиха XVI в. (Т9754, 9760), служебную Минею за декабрь, XVI в. (Т4313). На многих книгах имеются читательские и вла­дельческие пометы и записи, позволяющие судить о читательских инте­ресах и судьбе книги на протяжении столетий. Любопытна, например, помета почерком XIX в. на поле л. 132 об. одной старообрядческой рукописи: «Писец писал сию книгу красно и домовато, но читать веема оную трудновато, лутче бо ему писать поменяя азь, нежели читателю темнить свой глазь» (Т8073). На этом мы ограничиваем наш обзор малоизвестной части собрания русских рукописей XV—XX вв. Славян­ской библиотеки, который носит предварительный, информационный ха­рактер и не претендует на полноту. Полное и подробное описание всех русских рукописных книг и документов Славянской библиотеки — одна из важнейших задач будущего.



[1] См.: В. Д. Кузьмина. Научная командировка в Чехословакию. ~ НОЛЯ, т. XVIII, 1959, № 2, стр. 186—187 (Приложение: Инвентарная опись собрания А. Д. Григорьева, хранящегося в Славянской библиотеке в Праге); А. В. Флоров- ский. 1) Собрание рукописей А. Д. Григорьева в Славянской библиотеке в Праге,— ТОДРЛ, т. XVI, 1960, стр. 573—580; 2) Собрание рукописей А. Д. Григорьева в Славянской библиотеке. — В кн. Ruska Uteratura ve Slovanske knihovne. Z xukopisnych sbirek. Praha, 1964, стр. 17—22.

[2] См.: E. Ф. Максимович. Русский актовый материал в Славянской библио­теке.— В кн.: Ruska literatura ve Slovanske knihovne. Z rukopisnych sbirek, стр. 3-—16. E. Ф. Максимовичем составлена также и полная черновая опись 1100 документов, частично использованная Л. П. Лаптевой. См.: Л. П. Лаптева. Русские рукописи в Славянской библиотеке в Праге..— История СССР, М., 1968, № 4, стр. 204—206.

[3] Здесь и далее в скобках указывается шифр рукописей.

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены