Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 14. IV Версия для печати

История Руси. Глава 14. IV

Так на Руси нарождался первоначальный феодализм. Такого же рода службу несли в Киеве джурашцы, или дагестанцы, которые работали в кузнях и выделывали прекрасное оружие и доспехи. Дагестанцы в знак любви к своему властителю балтавару Авару (727- ок. 759 гг.) назвали себя аварами и, вернувшись в Дагестан, основали свое княжество - Аварию.
Пытаясь освободиться от хазарской зависимости, Бат-Боян принял в Киеве христианство, крестившись по греческому обряду в 682 г. Он избрал крещение как путь личного спасения, но не для своих подданных. Через год он умер, а его останки позднее были перенесены в одну из киевских пещер. Говорят, что при кончине он произнес два слова: "Бир Тангра", т. е. "Один Тангра!", объявив тем самым свою верность тенгрианской вере предков.
При правнуке Бат-Бояна кане Айяр-Аваре (727-759 гг.) булгары еще сражались вместе с хазарами против арабской агрессии. Вначале они победили арабов, а потом были ими разгромлены (737 г.). По условиям договора с хазарами, булгары могли принимать ислам. Масса разрозненных булгарских племен - на Днепре, Волге, Каме, в Сибири, на Дунае и на Северном Кавказе - стали активно принимать веру пророка Мухаммеда, а от веры в Тангру отказывались. В том же, 737 г. арабский полководец Мухаммед ибн Мерван (будущий халиф Мерван II) разгромил хазар на Волге, а с Дона увел в плен 20 000 семейств славян, которых затем продал в рабство.
В середине VIII в. хазарский каган разорвал взаимовыгодный договор с Великой Булгарией и потребовал с булгар ежегодной дани мехами.
Кан Авар по просьбе своей матери - аварки - совершил несколько походов против франков через Карпаты, но не мог спасти Паннонскую Аварию. В 745 г. тот же кан применяет оружие в своей стране против восставших русов, которых булгары называли "балынцами". Восстание подняли те русы, которые были недовольны размером булгарской дани и привилегированным положением "анчийцев", т. е. антов, освобожденных от выплаты дани. Их поддержали балынцы и ульчийцы. Русы тогда построили город Старую Ладогу (Галидж) на реке Волхов, близ Ладожского озера (753 г.). Авар разбил восставших на Днепре, тогда русы бежали на север, а другие - на Дон для того, чтобы возродить там казачество Бусовых времен. Хазарский же каган Барджил обрадовался смуте у булгар и помог русским построить г. Русу на реке Поле, возле озера Ильмень (современная Старая Русса). Ладожане приветствовали восставших и построили для них другой город - Русу на Ладожском озере. Разгневанный Авар послал на них свое войско во главе с сыном Тат-Утяком. Последний разрушил Галидж и Русу до основания. Но спустя некоторое время мятежники вернулись и заново отстроили свои города. Булгарских канов уже никто не слушался на Руси.
Согласно "Своду булгарских летописей", булгары в VIII - первой половине IX в. понастроили свои крепости в древнерусских городах и дали им свои названия: в Смоленске - Шамлын, в Ростове - Джир, в Муроме - Кан, в Касимове - Хан-Керман, в Липецке - Аучи, в Полтаве - Балтавар, в Путивле - Батавыл, в Курске - Хурса, в Воронеже - Хазар, в Тамбове - Ышна, в Чернигове - Караджар, в Саратове - Саратау, в Царицыне - Сарычин и т. д. После того как булгары ушли из Руси на Среднюю Волгу (865 г.), власть булгарских канов и вовсе кончилась, а булгарские названия крепостей постепенно забылись и остались только их русские названия.
Во второй половине VIII в. тысячи булгар, спасаясь от преследований хазарской верхушки, начинают массово переселяться в Барсиле, где они основали город Булгар-Мардукан в честь своего духа - алпа Карги и обустроили Булгарский бейлик. Хазарский каган потребовал от булгарского кана изгнать бурджан, но кан отказался. Каган поневоле был вынужден согласить на это переселение и даже предоставил бурджанским купцам льготы при торговле.
В 820 г. правнук Авара кан Ак-Урус Айдар (815-855 гг.) стал активно заселять Волжскую Булгарию выходцами из Кара-Саклана и Бурджана после неудачного восстания бурджан против хазар. Айдар с частью черных булгар - темтюгов принял ислам в пику иудаизированной Хазарии. В ответ каган Обадия окончательно разорвал отношения с Великой Булгарией и двинулся на нее со своим войском, преимущественно состоявшим из угров-тюрков. В битве при ауле Харька хазары были разбиты, так как угры перешли на сторону булгар. После этого Айдар заключил союз с тюркским кочевым народом печенегами и женился на печенежской княжне. В 850-х годах Айдару удалось нанести сильный экономический удар по Хазарии, открыв новый торговый путь из Европы в Азию в обход хазарских владений. Этот водный путь начинался "в Варягах", т. е. в Швеции, и вначале шел по Балтийскому морю до устья Западной Двины, потом по Двине до истоков, затем волоком до Днепра, далее вниз по Днепру в Черное море и по нему в Малую Азию и Закавказье. Кан Айдар принял на службу много скандинавов и прибалтов - колбягов, пруссов, финнов и дал всем купцам, в том числе и русам, льготы беспошлинной торговли.
"Мага Вира" Льва Силенко сохранила рассказ греческих купцов, основанный на свидетельстве византийских хроник, о богатстве главного рынка в Киеве. Там купцы из Ирана продают шелк, купцы из Рима - шелковые ткани, греки - парчовые ткани, арабы - мечи, привезенные из Дамаска. Русичи им рассказывали, что в Русской земле есть все для безбедной счастливой жизни и что они от чужеземцев ничего не хотят, кроме одного: чтобы те оставались друзьями Руси. В знак дружбы они угощают гостей хмельным медовым напитком; пища же у них вкусная и очень сытная. У них имеются золотые миски, у них почитают воинов, которые получили шрамы на лице в сражении. А про себя русы говорят, что их мать - земля, отец - небо, а они - их дети и Дажьбожьи внуки. Император осмотрел дары, привезенные ему из Киева, и удивился горючему камню - чудодейственному янтарю, белым как первый снег и легким как волна горностаевым и соболиным мехам, рыжим лисьим мехам, украшениям знатных женщин: золотым серьгам, жемчужным ожерельям, рубиновым камням, золотым монистам, обитым золотом каблукам изящных сапожек.
При кане Айдаре появилась особая категория государственных служащих из славян, называемая "игенчеи", которые вместо уплаты дани строили в верховьях больших рек корабли и осуществляли плавание по Днепру и Волге. Этих строителей называли "субаши" (от болгарского слова "субаш" - "верховье реки"). Благодаря строительству торгового флота и торговле расцветали такие города, как Киев и Великий Булгар.
Булгары привнесли в Киевский бейлик свои представления об источниках всеобщего благосостояния: Народ, Государство, Закон. Эти представления были сходными с представлениями восточных славян - русов, которые видели конкретное воплощение Народа в вече, Государства - в государствах Божа и Кия, а Закона - в Законе Сварги, который реализуется постепенным шествием русичей в Сваргу, т. е. в вечность через правые и добрые дела и соблюдение ведических традиций.
Однако в политической практике формула всеобщего благоденствия должна была реализоваться в Древнерусском государстве "Киевская Русь", и до этого было уж не так далеко.
После смерти Ак-Урус Айдара ему наследовал его сын Габдулла Джилки (855 - 882 гг.), первый хан Волжской Булгарии, опиравшийся на мусульманскую знать и мусульманских купцов. После восстания киевлян против булгарского господства он перенес свою столицу из Киева в Великий Булгар (865 г.). Так начался новый этап в истории Булгарского государства, ставший последним этапом смертельной борьбы между Булгарией и Хазарией за гегемонию в Восточной Европе и закончившийся через сто лет полной победой Волжской Булгарии.
Так завершилось время Великой Кара-Сакланской Булгарии, распавшейся на 6 частей: (1) Булгар Волжский, (2) Урус = Русь, (3) Карел = Карелия, (4) Маджар = Венгрия, (5) Кыпчак = Поле половецкое, (6) Джалда = Крым. 7-й частью следовало бы считать Дунайскую Болгарию, которую завоевали булгары кана Аспаруха еще раньше, в конце VII в.
Подводя некоторые итоги этнополитического развития, исследователь Р. Х. Бариев пишет: "В Х в. общая этноноосфера булгар, которые составляли единый мир от Камы до Дуная, от верховьев Дона до Черного моря и Северного Кавказа, раскололась. На Дунае болгары приняли православие и ославянились, оставив лишь свой этноним да некоторые элементы общебулгарской культуры; они перестали ощущать себя частью общебулгарского мира, а значит, у них возникла своя особая этноноосфера, несущая частота которой сместилась от прежней. На Средней Волге возник новый этнос - булгары, который, сохранив общебулгарскую этноноосферу, укрепил ее на основе ислама и арабской культуры.
Донские булгары какое-то время оставались язычниками со своей старой этноноосферой, предельное снижение ее энергии не способствовало их сплочению и созданию ими нового государства. Назвав себя казаками, в дальнейшем они частью попали под влияние русской этноноосферы и, приняв православие, обрусели, а частью примкнули к волжским булгарам, стали мусульманами и сохранились отдельными островками среди обрусевших собратьев в Пензенской, Тамбовской и некоторых других областях России. Это еще одно подтверждение тому, что не только кровным родством определяется принадлежность человека к тому или иному этносу, но и, прежде всего, вхождением его чувств и мыслей, шире - его биополя, в этноноосферу того народа, представителем которого он себя считает".

Назад История Руси. Глава 14. IV Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены