Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Источники: Тексты. XII Версия для печати

История Руси. Источники: Тексты. XII

3. Ответ хазарского кагана Иосифа IV. Пространная редакция.
"Письмо царя Иосифа, сына Аарона, царя Тогармского, да хранит его Господь, Творец его, - к Хасдаю, главе ученого собрания, сыну Исаака, сына Эздры.
Много счастья от царя Иосифа, сына Аарона, могучего царя, которого не обращают в бегство никакие войска и не заставляет отступать назад вид никаких полчищ, боящегося Господа, трепещущаго перед Его словами, мудрого и почитающего мудрых, смиренного и приближающегося к себе униженных, избравшего себе слова закона, старающегося всем сердцем и всеми силами заслужить благоволение своего Творца, к своему возлюбленному, дорогому раби Хасдаю, сыну Исаака, сына Ездры, вожделенному для него и почитаемому им, - да хранит его и спасает Бог, увенчанного мудростью.
Я извещаю тебя, что пришло к нам письмо твое, увенчанное красотою твоей речи, через одного иудея из страны Н-м-ц (т. е. Германии. - Ю. Б.), по имени Исаака, сына Елизэера. И мы обрадовались о тебе и восторгались твоим разумением и твоей мудростью. И было написано в нем о местонахождении твоей страны и об отдаленности от этого места черты равенства дня и ночи; о происхождении Абд-Рахмана, царствующего над нею, о почете и великолепии царства и величии его, и о помощи, оказанной ему Богом в отношении подчинения областей востока, как они были ранее под властью его предков; о тех затруднениях, благодаря которым твое письмо поздно пришло к нам, вследствие отдаленности всех народов отсюда и прекращении прихода купцов, и как ты сомневался в этом, пока о могуществе вашего государства не стало слышно во всех концах земли и не стали все земли воздавать почет вашему царю; как тогда стали приходить в вашу страну посланцы царя Кустандины (т. е. Константинополя.- Ю. Б.) с дарами от ее царя и как они рассказали вам истину о нашем государстве, и о нашей вере, известия о чем вы считали раньше лживыми и чему вы не верили. Ты просил затем сообщить тебе верные сведения о нашем государстве и о нашем происхождении, о том, как они (т. е. наши предки. - Ю. Б.) приняли религию Израиля, которой Бог осветил наши глаза, поднял нашу мышцу и сокрушил наших врагов. Ты просил еще сообщить тебе о размерах нашей страны и о народах, живущих кругом нас, как тех, которые с нами в дружбе, так и тех, которые с нами воюют, и о том, случается ли нашим посланцам приходить в нашу страну, чтобы воздать почет вашему уважаемому и всем приятному царю, - да сохранит его Творец его! - который своим хорошим поведением заставил все сердца полюбить его и прямотой своих поступков привязал их к себе; ты просил сообщить это в виду того, что израильтяне были довольны этим, и оно стало украшением для их сердца и позволило им смелее отвечать, хвалиться и величаться перед теми народами, которые говорили, что у Израиля нет остатка и нет нигде места, где бы у него была власть и государство.
Мы отвечаем, давая тебе ответ по каждому предмету, в ответ на твое письмо, будучи в восторге от тебя и в радости от твоей мудрости, с которой ты говоришь о своей стране и происхождении того, кто над нею царствует. Давно до нас доходили и давно между нашими предками писались письма и счастливые пожелания. Это сохранено в наших книгах, известно всем старикам нашей страны. И мы постоянно слышим о вашей стране и величии ее царя, - да сохранит его Творец его, и да возвратит ему Бог царство его предков, бывшее у него в стране восточной, как ты говоришь! Мы возобновим то, что было прежде между нашими предками, и оставим это в наследство нашим потомкам.
Ты спрашиваешь меня в своем письме: "из какого народа, какого рода и племени ты?" Я сообщаю тебе, что я происхожу от сынов Иафета, из потомства Тогармы. Так я нашел в родословных книгах моих предков, что у Тогармы было десять сыновей; вот их имена: первенец - Авийор, второй - Турис, третий - Аваз, четвертый - Угуз, пятый Бизл (Басил), шестой - Т-р-на, седьмой - Хазар, восьмой - Янур, девятый - Б-лг-р (Булгар), деся-тый - Савир. Я происхожу от сыновей Хазара, седьмого из сыновей. У меня записано, что когда мои предки было еще малочисленны, Всесвятой, - благословен Он, - дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью Божией они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня.
В стране, в которой я живу, жили прежде В-н-н-тр (т. е. Хунногундуры, или оногуры. - Ю. Б.). Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-н-тр были более многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежа-ли, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени "Дуна" (т. е. Дунай. - Ю. Б.). До настоящего дня они расположены на реке "Дуна" и по близости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня. После того ушли поколения, пока не появился один царь, которого имя было Булан. Он был человек мудрый и боящийся Бога, раб Господа, уповающий всем сердцем на своего Творца. Он удалил из страны гадателей и идолопоклонников, и искал защиты и покровительства у Бога. Ему явился ангел во сне и сказал ему: "О Булан! Господь послал меня к тебе сказать: "О, сын мой! Я услышал моление твое, и вот благословляю тебя, расположу тебя и очень, очень умножу тебя, продолжу царство твое до тысячи поколений и предам в руку твою всех врагов твоих!" Он встал утром и возблагодарил Господа, и стал еще более почитать Его и служить Ему. И явился к нему ангел вторично и сказал ему: "О, сын мой! Я увидел твое поведение и одобрил твои дела. Я знаю, что ты будешь всей душой и всей силой твоей следовать за Мной. Я хочу тебе дать закон и правило, если ты будешь соблюдать эти Мои заповеди и законы. Я благословлю тебя и умножу тебя". Он отвечал ангелу, который говорил с ним: "О, господин мой! Ты знаешь помыслы моего сердца и расследовал нутро мое, ты знаешь, что я возложил свое упование только на тебя. Народ, над которым я царствую, люди неверующие. Я не знаю, поверят ли они или нет. Если на меня снизошло милосердие Твое, явись к тако-му-то князю, который есть среди них". Всесвятой, - благословен Он, - исполнил его желание и явился тому человеку во сне. Он встал утром, пошел и рассказал это царю, а царь собрал всех князей и рабов своих и весь свой народ и изложил перед ними все это. Они приняли новую веру, пошли и стали под покровительством Шехины (т. е. "Пребывание Божие". - Ю. Б.). Этому уже 340 лет. И Он еще раз явился ему и сказал ему: "О, сын Мой! Небеса и земляне вмещают Меня. Ты все же, построй храм во имя Мое, и Я буду пребывать в нем". Он отвечал Ему: "О, Владыка мира! Ты знаешь, что нет у меня в распоряжении серебра и золота. На что я построю храм?" Он сказал ему: "Крепись и мужайся! Возьми народ твой и все войско твое и иди по пути к "Дралан" (т, е, Дарьяльское ущелье. - Ю. Б.), в страну Ар-д-вил (г. Ардебиль в Азербайджане. - Ю. Б.). Вот Я вложу в сердце их страх и ужас перед тобой и отдам их в твои руки. Вот Я приготовил тебе два склада: один, полный серебра, и один, полный золота. Ты их возьмешь, а Я буду с тобой, охраню тебя и помогу тебе, и ты доставишь это имущество благополучно к себе и построишь на него храм во имя Мое". И он поверил Господу и сделал, как тот ему сказал. Он пошел и вел многие войны и одержал в них, с помощью Всемогущего, победу. Он опустошил этот город, взял имущество и благополучно вернулся. Он посвятил их Богу и устроил благодаря им шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенники и священные сосуды. По милосердию Господа и силе Всемогущего, они до настоящего дня целы и хранятся в моем распоряжении (т. е. у царя Иосифа. - Ю. Б.). После этого слух о нем (т. е. царе Булане. - Ю. Б.) распространился по всей земле, и услышали о нем царь Эдома (т. е. христианский царь, или император Византии. - Ю. Б.) и царь исмаильтян (т. е. багдадский халиф. - Ю. Б.) и прислали своих посланцев и послов с великим имуществом и великими и многочисленными дарами вместе со своими мудрецами к царю, чтобы склонить его перейти в их веру. Но царь был мудр, - да будет душа завязана и в свертке жизни у Господа, его Бога! Он приказал привести также мудреца из израильтян, хорошо разузнал, расследовал и расспросил его, а затем свел их вместе, чтобы они спорили о своих верах. Они опровергали слова друг друга и не могли остановиться на какой-либо одной вере. Когда царь это увидел, он сказал им: "Теперь идите к себе домой, а на третий день вы придете ко мне". Они пошли к себе домой. На другой день царь послал к священнику царя Эдома и сказал ему: "Я знаю, что царь Эдома более велик, чем все цари, и что его вера есть вера прекрасная и почитаемая. Я уже облюбовал твою веру. Я только прошу тебя ответить мне на один вопрос: "Скажи мне по правде, и я помилую тебя и окажу тебе почет, что ты скажешь: если взять израильскую веру и веру исмаильтян, то которая из них лучше, по твоему?" “Да живет царь во век! Если ты спрашиваешь касательно веры, то во всем мире нет веры, подобной израильской вере. Всесвятой - благословен Он, - избрал Израиля изо всех народов и племен, назвал его "мой первенец", совершил для них великие чудеса, вывел их из страны египетской и спас от руки фараона и от египтян, перевел их между частями моря по суше, а преследователей их утопил в глубинах морских, низвел им манну для утоления голода и дал им воду из скалы для утоления их жажды, дал им закон из огня и пламени, пока не привел их в землю Ханаанскую и не построил им святилище. После этого они возмутились против Него, со-грешили и извратили веру, и Он разгневался на них и отвел их в изгнание, отверг их от лица своего и рассеял на все стороны. Если бы не случилось так, то не было бо во всем мире веры такой, как израильская. Что такое вера исмаильтян в сравнении с верой изра-ильской? Нет ни субботы, ни праздников, ни заповедей, ни законов; они едят всякую нечисть, мясо верблюдов и лошадей, мясо собак, всякую мерзость и всяких пресмыкающихся. Вера исмаильтян не есть настоящая вера, но подобная верам прочих народов земли". Царь отвечал ему и сказал ему: "Ты высказал эти свои слова по правде, и я окажу тебе милосердие и отошлю тебя с почетом к царю Эдома". На второй день царь послал и позвал алкади (т. е. судью. - Ю. Б.) царя исмаильтян и сказал ему: "Я спрошу тебя об одной вещи. Скажи мне по правде и не скрывай ничего от меня: если взять веру христиан и иудейскую веру, то которая из них тебе кажется лучшей?" Кади отвечал ему: "Иудейская вера это истинная вера, и у них есть заповеди и законы, но когда они согрешили, Всесвятой, - благословен Он, - разгневался на них и предал их в руки врагов их. Но искупление и спасение остается за ними. Вера христиан не есть настоящая вера, они едят свиней и всякую нечисть, поклоняются делу своих рук и нет у них надежды на спасение остается за ними. Вера христиан не есть настоящая вера, они едят свиней и всякую нечисть, поклоняются делу своих рук и нет у них надежды на спасение". Царь отвечал ему и сказал ему: "По правде ты сказал мне, и я окажу тебе милосердие". На третий день он позвал их вместе и сказал им: "Говорите и спорьте друг с другом, и выясните мне, какая вера хороша". Они начали говорить и спорили друг с другом, но не могли утвердить свои слова, пока царь, наконец, не обратился к священнику и сказал ему: "Что ты скажешь? Если взять иудейскую веру и веру исмаильтян, то которая из них более почтенна?" Священник отвечал и сказал: "Вера Израиля более почтенна, чем вера исмаильтян". Царь спросил затем кадия и сказал ему: "Что ты скажешь? Если взять веру христианскую и веру Израиля, то которая из них более почтенна?" Кадий отвечал и сказал ему: "Вера Израиля более почтенна". Тогда царь отвечал и сказал им: "Если так, то вы уже собственными вашими устами признали, что вера Израиля наиболее почтенна, и я уже выбрал себе веру Израиля, как веру Авраама, по милосердию Божию, силой Всевышнего. Если Господь будет мне помощником, то имущество, серебро и золото, о котором вы сказали мне, мой Бог, на которого я уповаю и к защите и покровительству которого я прибегаю, доставит мне без мучения. А вы идите с миром в вашу страну".
С этого самого времени и впредь Всемогущий Бог помогал ему, утвердил его силу и укрепил его мышцу. Он совершил над самим собой, своими рабами и служителями и всем своим народом обрезание, и затем послал посланцев и доставил к себе изо всех мест мудрецов израильских, и те объяснили ему закон Моисея и изложили ему в порядке заповеди. До настоящего дня мы держимся этой веры. Да будет благословенно имя Всесвятого, - благословен Он, - и превознесено именование Его во веки. С того дня, как вступили мои предки в эту веру, Бог Израиля подчинил им всех их врагов и ниспроверг всякий народ и племя, живущее вокруг них, как царей Эдома, так и царей исмаилтян и всех царей прочих народов земли, и никто не поднимался пред ними, а все стали служить и платить дань. После этих событий воцарился из сыновей его сыновей царь, по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв, принятых у хаззанов. Он был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа. Да даст ему Дух Господен покой! После него воцарился его сын Езекия, и сын того, Манассия; после него воцарился Ханукка, брат Обадьи, и сын того, Исаак, затем его сын Завулон, его сын Моисей, его сын Нисси, его сын Аарон, его сын Менахем, его сын Вениамин, Аарон и я, Иосиф, сын царя Аарона, царь сын царя, царский сын из царских сыновей. Чужой не может сидеть на престоле моих предков, но только сын садится на престол своего отца. Таков наш обычай и обычай наших предков с того самого дня, как они находятся на этой земле, в отношении которой да благоволит воцаряющий всех царей навсегда сохранить мой царский престол до конца всех поколений.
Ты еще настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что живу у реки, по имени Итиль, в конце реки, примыкающей к морю Г-р-гана (т. е. море Гирканское, или Каспийское. - Ю. Б.). Начало этой реки обращено к востоку на протяжении 4-х месяцев пути. У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах. Вот их имена: Бур-т-с (Буртас. - Ю. Б.), Булгар, Сувар, Арису, Чермис, В-н-н-тит (Вятич. - Ю. Б.), С-в-р (Север. - Ю. Б.), С-л-виюн (Славянин. - Ю. Б.). Каждый народ не поддается точному расследованию и им нет числа. Все они служат мне и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуварезму (т. е. Хорезму. - Ю. Б.), доходя до Г-р-гана (т. е. Гурга-на Каспийского моря. - Ю. Б.). Все живущие по берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне - С-м-н-д-р (Семендер. - Ю. Б.) в конце страны Т-д-лу (?) к Воротам, т. е. Баб-ал-Абвабу (т. е. Дербенту. - Ю. Б.), а он рас-положен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам Азур, в конце страны Б-г-да (Багдада. - Ю. Б.), С-риди (т. е. Серир. - Ю. Б.), Китун, Ар-ку, Шаула, С-г-с-р-т, Ал-бус-р, Ухус-р, Киарус-р, Циг-л-г, Зуних, расположенные на очень высоких горах, все аланы до границы Аф-кна (т. е. Абхазии. - Ю. Б.), все живущие в стране Каса (т. е. касоги. - Ю. Б.) и все племена Киял, Т-к-т, Г-бул, до границы моря Кустандины (т. е. Черного моря. - Ю. Б.), на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны - Ш-р-кил (Саркел. - Ю. Б.), С-м-к-р-ц (Тмутаракань. - Ю. Б.), К-р-ц (Керчь. - Ю. Б.). Суг-рак (Су-гдея. - Ю. Б.), Алус (Алушта. - Ю. Б.), Л-м-б-т, Б-р-т-нит (Партенит. - Ю. Б.), Алубиха (Алубика. - Ю. Б.), Кут, Манк-т (Мангуп. - Ю. Б.), Бур-к, Ал-ма, Г-рузин (Херсон. - Ю. Б.). Эти местности расположены на берегу моря Кустандины (Черного моря. - Ю. Б.), к запад-ной его стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, к стране по имени Б-ц-ра (т. е. Баджанак или Печенегия. - Ю. Б.). Они расположены у реки по имени Ваг-з. Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы области Х-г-риим (т. е. венгров. - Ю. Б.). Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью Всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и точно так же всех врагов их на суше при-ходить к Воротам (т. е. к Дербенту. - Ю. Б.). Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны <...> Досюда доходят мои пределы и власть моего государства. Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, с помощью Всемогущего, и на ней находятся три города. В одном из них живет царица; это город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов (т. е. 350 на 350 примерно км) в длину и ширину, описывает окружность, расположен в форме круга. Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне и, помимо этих людей, рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 на 8 фарсахов (т. е. 48 на 48 км). В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха (т. е. 18 на 18 км). Между этими стенами тянется река. Это мое пребывание во дни зимы. С месяца Нисана (т. е. марта-апреля. - Ю. Б.) мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей полевой работе. Каждый из наших родов имеет еще наследственное владение, полученное от своих предков, место, где они располагаются в его пределах. А я, мои князья и рабы, идем и передвигаемся на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг нашей страны, пока не придем к концу нашего города без боязни и страха; в конце месяца Кислева (т. е. в ноябре-декабре. - Ю. Б.) во дни праздника Ханукки (т. е. восемь дней в начале декабря. - Ю. Б.), мы приходим в наш город. Таковы размеры нашей области и место наших стоянок. Страна наша не полу-чает много дождей, но изобилует реками и источниками, и из ее рек ловится очень много рыбы. Страна наша тучна, в ней много полей, лугов (и пастбищ. - Ю. Б.), которым нет числа; все они орошаются из нашей реки и от нашей реки получают растительность. Я еще сообщаю тебе размеры пределов моей страны, в которой я живу. В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского (т. е. Каспийского. - Ю. Б.); в южную сторону на 30 фарсахов до реки по имени Бузан, вытекающей из реки Уг-ру; в се-верную сторону на 20 фарсахов пути до реки Бузана и склона нашей реки к морю Г-р-ганскому (т. е. Каспийскому. - Ю. Б.). Я живу внутри островка, мои поля и виноградники и все нужное мне находится на островке. С помощью Бога Всемогущего я живу спокойно.
Ты еще спросил меня относительно конца чудес. Наши глаза устремлены к Господу нашему Богу, и к мудрецам израильским, к академии, которая находится в Иерусалиме, и к академии, которая в Вавилонии. Мы далеки от Сиона, но до нас дошел слух, что по множеству наших грехов спутались подсчеты, так что мы ничего не знаем. Но да будет угодно Богу сделать это ради своего великолепного имени; да не будет ничтожно в Его глазах разрушение Его храма, упразднение служения Ему в нем и все беды, которые нас постигли, и да осуществит Он в отношении нас слова Писания: и вдруг войдет в храм Свой. У нас же в руках только пророчество Даниила. Да ускорит Бог, Бог Израиля, спасение и да соберет наших изгнанников и наших рассеянных единоплеменников при жизни нашей и твоей и всего Дома Израилева, любящих Его имя!
Ты упомянул также в своем письме, что желаешь видеть меня. И я очень стремлюсь и хочу видеть твое приятное для меня лицо, твою всеми почитаемую мудрость и твое величие. О, если бы случилось так, как ты говоришь, и я удостоился бы иметь общение с тобой и видеть твое почтенное и вожделенное лицо. Ты был бы для меня отцом, а я был бы тебе сыном, твоим устам повиновался бы весь мой народ и согласно твоему слову и правильному решению я бы сам выходил и входил. И да будет тебе много счастья!"
Источник перевода текста: Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. СПб., 2001. Приложение III. С. 226-234.

Назад История Руси. Источники: Тексты. XII Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены