| 
				  История Руси. Глава 2. V МЕСТО ПРАСЛАВЯН В СЕМЬЕ ИНДО-ЕВРОПЕЙЦЕВ. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ.     Начало праславян и прарусов теряется в глубине веков. Из русских  сказов известно, что ойразы, предполагаемые предки славян, прошли путь  от Вавилонии и долины Загроса до Малой Азии (или Анатолии, или  Яна-Иделя) и до Дуная, пока не оказались в соседстве с киммерским  племенем агаджиров. Праславяне как народ существовали под именем  "халджийцев", по крайней мере, уже в III тысячелетии до н. э. при  идельском царе Биш-Егете . "Чулман-толгаý" - старший булгарский эпос,  собранный и отредактированный поэтом Кубаном ок. 150 г. до н. э.,  содержит следующую любопытную легенду:       "Однажды когда юная Бай-Тимат   Была в образе лягушки,   Поймали ее жестокие   Халаджийские ребятишки.   По примеру взрослых   Безжалостно убивали они   Змей и лягушек   И считали это верхом доблести.   Но не все халджийцы,   А только кара-халджийцы,    Убивали змей и лягушек   И считались плохим народом."    Согласно преданию, ребятишкам булгары дали мешок с золотом, чтобы они не мучили лягушку и впредь не обижали бы лягушек.   Булгары, как говорится в легенде, пожаловались агаджирским царям и  попросили от-селить от них халджийцев (а это происходило уже во II  тысячелетии до н. э., т. е. в Кимме-рийское время). Цари Агаджира  переселили одну часть ак-халджийцев во главе с вождем Руджей в  Биста-Арджан, т. е. в Прибалтику, от которых пошли прабалты. Другую  часть народа во главе с Бирисом устроили рядом с Макиданом, т. е. с  Македонией. Это были предки иллирийцев. Третью часть во главе с Джалышем  поселили в области "Бырбат" (т. е. "Озерная страна"), что расположена  на юг от реки Припяти и далее до Днестра, т. е. в современных Белоруссии  и Украине. Это были предки современных белоруссов и прарусов. Четвертую  часть народа во главе с Балыном поселили на севере царства Идель, т. е.  в современной Волжской Булгарии, и на современной Суздальщине . Это  были предки современных вели-корусов.   Как сообщает "Чулман толгаý", ак-халджийцы, предки волынян и  галичан, отличались миролюбием, они разводили лошадей и волов и  занимались земледелием. Но если враг нападал на их землю, то они брались  за оружие и сражались, как говорится в Предании, не-плохо. А  кара-халджийцы все остались на месте, так как агаджирские цари ценили их  за ра-толюбие. Уступали кара-халджийцы как воины только агаджирцам,  утверждает автор Предания; последние называли праславян "ас-халидж".   Возвращаясь к теме борьбы с лягушками, автор "Чулман толгаý" пишет так:   "Не нравился ас-халджийцам    Жестокий обычай кара-халджийцев,    Но предпочитали они терпеть это,   Помня слова Агаджа :   "Кара-халджийцы покорны нам   И дают нам хлеб и лес,   Которых мы не можем   Добыть в своей степи.   Если мы будем    Всем чинить обиды,   То разобьют они   Кувшин нашего царства" .   Булгары чтили завет Агаджа и дружили с праславянами, своими ближайшими соседями в Киммерии / Скифии / Сарматии / Кара-Саклане.   Вторая половина III тысячелетия до н. э. - это время тех великих  переселений, которые положили начало образованию народов древней и  современной Европы. Этот период можно назвать Первым великим  переселением народов, изменившим этнокультурную карту Европы. Именно в  это время произошли основные миграции из предполагаемой  среднеевро-пейской прародины на восток и юго-восток племен культуры  Шаровидных амфор, на запад из Евразии - племен Ямной культуры, а также  распространение культуры Шнуровой керамики и Боевых топоров, а в самом  конце III тысячелетия - расселение в Западной, Южной и Центральной  Европе племен культуры Колоколовидных кубков. Первых индоевропейцев в  Европе ученые усматривают в носителях археологических культур Чернавода,  Болераз, Боденской, Ямной, Шнуровой керамики и Боевых топоров.   По мнению археологов англичанина Гордона Чайльда и литовки Марии  Гимбутас, археологическим показателем праиндоевропейской культуры  является Ямная археологическая культура Линейно-ленточной керамики. Как  бы там ни было, обе они относятся к пра-индоевропейским. Эти ямники, как  будто бы, пришли с Нижнего Дона и Волги. На бескрайних просторах от  Енисея до Пиринейского полуострова создались условия для быстрого роста  индоевропейской племенной общности с родовым строем  общинников-скотоводов и начинающих земледельцев во главе. Постепенно, с  течением веков, патриархально-родовые отношения заменяются классовыми в  связи с накоплением богатств (скота и земель), а также  рабов-иноплеменников в результате войн. Межплеменные конфликты и войны  становятся обычным делом, как и грабеж с присвоением богатств чужого  племени. Главы патриархальных семейств, выдвигаемые родами , выходят на  первый план и постепенно превращаются в князей и царей. В связи с  укрупнением племен и образованием племенных предгосударственных союзов  роль народного собрания теряет первоначальное значение. Экономическая  сила, богатство, власть попадают в руки знати. Так создаются предпосылки  для образования царств и империй.              Карта 2. Древнеямная культурно-историческая область III тысячелетия до н. э. По Т. В. Гамрекелидзе и В. В. Иванову.   Из: Гамрекелизде Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Ч. II, 2. Благовещенск, 1998. С. 948.  Назад История Руси. Глава 2. V Далее 			 |