| 
				  История Руси. Глава 2. II Сообразно этим идейным программа они осуществили на деле правый суд и  хорошее законодательство. Арийцы созидают и постоянно совершенствуют  всю внешнюю обстановку человеческого общежития сообразно требованию  науки, искусства и жизненного опыта. Вся их жизнь во всех своих шагах  обращена в искусство жизни, всесторонне управляемое наукой,  художествами, гигиеной и техникой, при постоянных заботах об отдаленном  будущем. Почти все арийские народы ведут жизнь по национальному типу;  такая жизнь имеет шансы удержаться и в будущем в течение многих  столетий. Так как арийские народы имеют своим местом жительства Европу,  то Европа и все европейское стало синонимом арийского и высшего»              Из: В мире науки. М., 1989. № 12. С. 74.         ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАРОДИНЫ   В науке существует много гипотез относительно местонахождения и  времени возникновения индоевропейских прародин. В монографии В. А.  Сафронова их насчитывается 18 . Только в Азии начала индоевропейцев  локализуют в 7 регионах: в Индии, на склонах Гималаев, в Согдиане, в  Азиатских степях, в Месопотамии, на Ближнем и Среднем Востоке, на  территории хеттов в Малой Азии (Анатолии), на Армянском нагорье.  Европейская же пра-родина была впервые предложена Лэтэмом в 1862 г.  Однако она была не начальной, а промежуточной территорией проживания  древних ариев. Основных же гипотез насчитывается пять, а именно: 1)  Балтийско-Причерноморская, датируемая Мезолитом; 2)  Причерноморско-Прикаспийская, датируемая Энеолитом (4500-3000 гг. до н.  э.); 3) Арктическая гиперборейская, якобы существовавшая в  незапамятные времена; 4) Переднеазиатская - Армянское нагорье,  датируемая приблизительно 2500 г. до н. э.; 5) Малоазийская,  расположенная в центре полуострова Малая Азия со стоянкой Чатал-Гуюк в  незапамятные времена.   Мы придерживаемся пятой гипотезы, которая всесторонне обоснована в монографии В. А. Сафронова "Индоевропейские прародины".   Решающими группами аргументов, делающими эту гипотезу более привлекательной, нежели остальные, являются следующие:   А. Парадигма археологических культур индоевропейцев.   Б. Парадигма языков индоевропейских народов.   Группа парадигмы «А» всесторонне рассматривается в капитальных  европейских трудах П. Бош-Гимперы , Д. Девото , Т. В. Гамрекелидзе и В.  В. Иванова , А. Мартинэ , Л. Килиана , Д. Мэлори , В. А. Сафронова, В.  В. Седова , Л. Л. Зализняка , А. В. Гудзь-Маркова . Группа парадигмы «Б»  подробно описана в труде В. Георгиева .   В так называемой патриотической научно-популярной литературе,  издаваемой издательством «Вече», часто можно встретить весьма  сомнительные суждения о прародинах ариев, в которых путь ариев начинают с  Гипербореи (Арктики) и потом заставляют праславян совершать марш на  Урал, в Аркаим, а оттуда в Северное Причерноморье неведомо когда и  зачем. Причем никаких доказательств обычно не приводится.    К настоящему времени установлено, что распад индоевропейской  языковой общности датируется IV тысячелетием до н. э., когда начался  период полного поглощения Европы арийскими кочевниками из Великой степи.  С той поры арийские племена, пришедшие из Малой Азии и жившие одно  время на Балканах и в Центральной Европе, разошлись в северо-западном,  северном, северо-восточном, а также в восточном направлениях и создали  свои общества и археологические культуры от Ирландии до Алтая.    Священные книги ведийцев "Риг-Веда", "Авеста", "Махабхарата" (II - I  тысячелетия до н. э.), корни которых уходят в глубины V - III  тысячелетий, полны свидетельств о Великой азиатской реке, бассейн  которой некогда служил домом арийцам. Ледники гор питали русло  полноводной речной системы, орошающей необъятные цветущие сады. Это была  страна гор и лесов, долин и равнин, где росли бук, граб, сосна, пихта,  осина, ольха, ива. В этих лесах, степях и горах водились львы, леопарды,  гепарды, барсы, рыси, антилопы, туры, зубры, косули, волки, лисы,  медведи, олени, кабаны, шакалы. Племена индоевропейской прародины были  скотоводами, охотниками, земледельцами. Они выращивали пшеницу и ячмень,  разводили лошадей, ослов, быков, коров, овец, коз, свиней, у них были  собаки. Они также занимались скотоводством, выращивали яблоки, виноград,  вишни, кизил и разводили пчел; были они ремесленниками и металлургами.  Все это восстанавливается из изучения лексики древнейшего  индоевропейского языка, который назывался дэванагари.   Мы присоединяемся к точке зрения В. А. Сафронова, считавшего, что  такой прародиной были Малая Азия, Балканы и земли по среднему течению  Дуная и, может быть, еще просторы Евразии. Эта точка зрения подробно  изложена им в книге "Индоевропейские прародины". Согласно его теории  существовали три индоевропейские прародины.    1. Первая из них - Ранняя Индоевропейская прародина (сокращенно  РИЕП) - находилась в центральной Малой Азии с главным городищем  Чатал-Гуюк. Оно было одним из древнейших городов-государств арийцев,  расположенным на Центрально-Анатолийской равнине в долине реки Конья, в  34 км от современного г. Конья, на площади в 13 гектаров. Хурриты были  первыми индоевропейцами, известными под именем гиксосов, впоследствии  завоевавших Египет.   Здесь, в Анатолии, или по другому в стране Хатти, земледелие,  скотоводство, ремесла, металлургия появились благодаря арийцам с  незапамятных времен. Городище имело 12 уровней, множество прямоугольных  зданий и храмов; в нем одновременно могли проживать до 7000 жителей.  Культура Чатал-Гуюка имеет отношение к культурам натуфийцев городов  Иерихона и Бейды (Палестина), Калата Ярмо (Месопотамия), Хирокитии  (Кипр) . В этом громадном городище жили одни ранние индоевропейцы и не  было никаких прасемитов, вопреки неверному утверждению Н. А. Николаевой  в ее совместной с В. А. Софроновым книге «История Древнего Востока в  Ветхом Завете»; первые семито-арийские контакты имели место гораздо  позднее на границе Малой Азии с северной Сирией и в ареале Майкопской  культуры Северного Кавказа.            Источник: В мире науки. М., 1989. № 12. С. 80  Назад История Руси. Глава 2. II Далее 			 |