История Руси. Глава 2. II

История Руси. Глава 2. II

Сообразно этим идейным программа они осуществили на деле правый суд и хорошее законодательство. Арийцы созидают и постоянно совершенствуют всю внешнюю обстановку человеческого общежития сообразно требованию науки, искусства и жизненного опыта. Вся их жизнь во всех своих шагах обращена в искусство жизни, всесторонне управляемое наукой, художествами, гигиеной и техникой, при постоянных заботах об отдаленном будущем. Почти все арийские народы ведут жизнь по национальному типу; такая жизнь имеет шансы удержаться и в будущем в течение многих столетий. Так как арийские народы имеют своим местом жительства Европу, то Европа и все европейское стало синонимом арийского и высшего»


 Увеличить



Из: В мире науки. М., 1989. № 12. С. 74.



ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАРОДИНЫ
В науке существует много гипотез относительно местонахождения и времени возникновения индоевропейских прародин. В монографии В. А. Сафронова их насчитывается 18 . Только в Азии начала индоевропейцев локализуют в 7 регионах: в Индии, на склонах Гималаев, в Согдиане, в Азиатских степях, в Месопотамии, на Ближнем и Среднем Востоке, на территории хеттов в Малой Азии (Анатолии), на Армянском нагорье. Европейская же пра-родина была впервые предложена Лэтэмом в 1862 г. Однако она была не начальной, а промежуточной территорией проживания древних ариев. Основных же гипотез насчитывается пять, а именно: 1) Балтийско-Причерноморская, датируемая Мезолитом; 2) Причерноморско-Прикаспийская, датируемая Энеолитом (4500-3000 гг. до н. э.); 3) Арктическая гиперборейская, якобы существовавшая в незапамятные времена; 4) Переднеазиатская - Армянское нагорье, датируемая приблизительно 2500 г. до н. э.; 5) Малоазийская, расположенная в центре полуострова Малая Азия со стоянкой Чатал-Гуюк в незапамятные времена.
Мы придерживаемся пятой гипотезы, которая всесторонне обоснована в монографии В. А. Сафронова "Индоевропейские прародины".
Решающими группами аргументов, делающими эту гипотезу более привлекательной, нежели остальные, являются следующие:
А. Парадигма археологических культур индоевропейцев.
Б. Парадигма языков индоевропейских народов.
Группа парадигмы «А» всесторонне рассматривается в капитальных европейских трудах П. Бош-Гимперы , Д. Девото , Т. В. Гамрекелидзе и В. В. Иванова , А. Мартинэ , Л. Килиана , Д. Мэлори , В. А. Сафронова, В. В. Седова , Л. Л. Зализняка , А. В. Гудзь-Маркова . Группа парадигмы «Б» подробно описана в труде В. Георгиева .
В так называемой патриотической научно-популярной литературе, издаваемой издательством «Вече», часто можно встретить весьма сомнительные суждения о прародинах ариев, в которых путь ариев начинают с Гипербореи (Арктики) и потом заставляют праславян совершать марш на Урал, в Аркаим, а оттуда в Северное Причерноморье неведомо когда и зачем. Причем никаких доказательств обычно не приводится.
К настоящему времени установлено, что распад индоевропейской языковой общности датируется IV тысячелетием до н. э., когда начался период полного поглощения Европы арийскими кочевниками из Великой степи. С той поры арийские племена, пришедшие из Малой Азии и жившие одно время на Балканах и в Центральной Европе, разошлись в северо-западном, северном, северо-восточном, а также в восточном направлениях и создали свои общества и археологические культуры от Ирландии до Алтая.
Священные книги ведийцев "Риг-Веда", "Авеста", "Махабхарата" (II - I тысячелетия до н. э.), корни которых уходят в глубины V - III тысячелетий, полны свидетельств о Великой азиатской реке, бассейн которой некогда служил домом арийцам. Ледники гор питали русло полноводной речной системы, орошающей необъятные цветущие сады. Это была страна гор и лесов, долин и равнин, где росли бук, граб, сосна, пихта, осина, ольха, ива. В этих лесах, степях и горах водились львы, леопарды, гепарды, барсы, рыси, антилопы, туры, зубры, косули, волки, лисы, медведи, олени, кабаны, шакалы. Племена индоевропейской прародины были скотоводами, охотниками, земледельцами. Они выращивали пшеницу и ячмень, разводили лошадей, ослов, быков, коров, овец, коз, свиней, у них были собаки. Они также занимались скотоводством, выращивали яблоки, виноград, вишни, кизил и разводили пчел; были они ремесленниками и металлургами. Все это восстанавливается из изучения лексики древнейшего индоевропейского языка, который назывался дэванагари.
Мы присоединяемся к точке зрения В. А. Сафронова, считавшего, что такой прародиной были Малая Азия, Балканы и земли по среднему течению Дуная и, может быть, еще просторы Евразии. Эта точка зрения подробно изложена им в книге "Индоевропейские прародины". Согласно его теории существовали три индоевропейские прародины.
1. Первая из них - Ранняя Индоевропейская прародина (сокращенно РИЕП) - находилась в центральной Малой Азии с главным городищем Чатал-Гуюк. Оно было одним из древнейших городов-государств арийцев, расположенным на Центрально-Анатолийской равнине в долине реки Конья, в 34 км от современного г. Конья, на площади в 13 гектаров. Хурриты были первыми индоевропейцами, известными под именем гиксосов, впоследствии завоевавших Египет.
Здесь, в Анатолии, или по другому в стране Хатти, земледелие, скотоводство, ремесла, металлургия появились благодаря арийцам с незапамятных времен. Городище имело 12 уровней, множество прямоугольных зданий и храмов; в нем одновременно могли проживать до 7000 жителей. Культура Чатал-Гуюка имеет отношение к культурам натуфийцев городов Иерихона и Бейды (Палестина), Калата Ярмо (Месопотамия), Хирокитии (Кипр) . В этом громадном городище жили одни ранние индоевропейцы и не было никаких прасемитов, вопреки неверному утверждению Н. А. Николаевой в ее совместной с В. А. Софроновым книге «История Древнего Востока в Ветхом Завете»; первые семито-арийские контакты имели место гораздо позднее на границе Малой Азии с северной Сирией и в ареале Майкопской культуры Северного Кавказа.


 Увеличить


Источник: В мире науки. М., 1989. № 12. С. 80

Назад История Руси. Глава 2. II Далее