История Руси. Глава 14. X Купцы-евреи широко распространили по миру известия об успехах Хазарского еврейского государства в Восточной Европе, дошли они и до Кордовского халифата в южной Испании, где правил халиф Абдуррахман III (911-961 гг.). Премьер-министром и одновременно министром финансов и лейб-медиком у него был Хасдаи ибн Исаак ибн Ездра ибн Шапрут, глубоко изучивший премудрости Талмуда и Каббалы. Как писал в конце XIX в. исследователь А. Я. Гаркави, все арабские и христианские писатели "согласны в восхвалении высокого образования и обширного таланта Хасдаи". Он сделал европейских евреев самостоятельными в науке и литературе и освободил их от влияния азиатских академий, основав в Кордове просветительский кружок избранных иудеев. Он же вел все торговые дела халифата и принимал посланников из других стран. Как пишет сам Хасдаи, "всех посланников, приносящих дары, я постоянно спрашивал о наших братьях-израильтянах, остатках угнетенных", и посылал письма единоверцам в другие страны. Среди них есть одно, которое дошло до нашего времени. Это Письмо к хазарскому царю Иосифу IV (вероятно, 50-60-х годов Х в.). Представляют большой интерес две редакции Ответа самого царя Иосифа IV. Это письмо представляет не только теоретическую ценность, но и известный реально-практический интерес, поскольку им документально устанавливается льстивший национальному самолюбию факт существования в Восточной Европе независимого и процветающего еврейского царства. В Ответе царя Иосифа IV между ним и Обадией названы имена 12 хазарских царей, правивших с 810 по 965 г. Руководители Иудо-Хазарии не понимали порочности и бесплодности пути, по которому они вели народ и государство в течение 160 лет. Ведь в Хазарии странным образом уживались язычество, магометанство, христианство и иудаизм. При плюрализме мнений это вело к победе одной из идеологий, а именно той, которую поддерживало государство. Неудивительно, что самая агрессивная идеология мира - иудаизм - одержала верх в Иудео-Хазарии. Это было чревато самыми страшными последствиями для Хазарской псевдоцивилизации. Ведь морально-политического единства среди конгломерата разных народов не возникало, а чуждая идеология еврейского господства над другими народами не могла сплотить людей внутри "химеры" (по Л. Н. Гумилеву), что порождало пустоту этнополитического пространства. Схема государственного управления Хазарии в IX - X вв. Финансы государства пополнялись данью и торговлей. Государственные чиновники собирали дань со всего подвластного населения, а также десятину с оборота купеческих товаров и купеческого транзита. Армия была наемной и состояла из огузов и тюркмен под командованием вазира. А царя сменяли каждые 40 лет, иногда насильственно, часто умерщвляя его. Обычно отцу наследовал его сын. В ходе гражданской войны 809-820 гг. погибли видные руководители государства, в числе которых были сам Обадия и два правивших после него кагана: сын Езекиия и внук Манассия. За неимением прямых наследников власть перешла в руки Ханукки, брата Обадии. От Ханукки пошли многие последующие цари Хазарии. Установив свою диктатуру (хакан бек или пех тарханы), хазарские евреи с помощью еврейского капитала ограничили власть кагана; хорезмийские эмигранты-евреи, опираясь на финансовую и политическую поддержку еврейской элиты, готовили экспансию талмудического иудаизма за пределы Хазарии. Самый факт почти 200-летнего периода государственного существования антихристианской еврейской доктрины - исключительный пример в истории Восточной Европы, который повторился разве что в ХХ - ХХI столетиях в России. Хазарские евреи вели активную внешнюю политику по всему Переднему Востоку и югу Европы, стремясь добиться физического, духовного или финансового закабаления всех живших там народов. Экономическое принуждение - работа на земле на хозяина-хазарина - было одним из основных источников обогащения. А вслед за экономическим принуждением шло внеэкономическое, или насильственное принуждение, к которому прибегали хазары. Считая своего кагана собственником всей земли Хазарского государства и всего, что растет на той земле, они требовали от земледельца полной уплаты дани. А если земледелец был не в силах заплатить, то хазары забирали все или часть имущества, а бывало даже и его семью, за долги, а затем продавали их в рабство персам или грекам. "Славянские земли в IX - X веках стали для иудейских купцов неистощим источником "живого товара", - пишут воронежские авторы Идеологического отдела местного РНЕ. - Русские рабы и рабыни во множестве отправлялись в страны исламского мира, где юноши высоко ценились за здоровье и силу, а девушки - за красоту. Но главная цель славянской политики Хазарского каганата была иной. Собственно этих целей было две. Ближайшей являлось всемерное политическое и военное ослабление Русского государства, его превращение в младшего партнера и данника, чьи войска можно было с успехом использовать против ненавистной православной Византии. Конечной же целью было разрушение Киевского славянского княжества с последующим включением его земель в состав каганата или создание еще одного иудаизированного, подобного Хазарии, государства на пути "Из Варяг в Греки". Такой исход сделал бы евреев финансовыми и торговыми господами всего евроазиатского пространства - от границ Китая до Пиринейского полуострова". Примечательно, что на языке еврейских писателей Х в. славяне обычно назывались хананеями. А хананеи, как мы знаем из Библии, обозначали народ, осужденный на уничтожение или на вечное рабство Израилю, наследовавшему при том их землю в силу своего богоизбранничества. Многие хазары, осевшие на Крымском и Таманском полуостровах, постепенно превратились в караимов. Не случайно, что именно у них была обнаружена пространная редакция Письма последнего хазарского царя Иосифа IV (933 - 965 гг.) к министру Кордовского халифа Хасдаи Ибн Шапруту; в конечном итоге следование иудаизму означало неизбежную гибель химерического государства. Однако внешне Иудео-Хазария еще держалась и выглядела весьма процветающей страной, одерживающей победы одна за другой над своими противниками. Так, к 821 г. были окончательно разгромлены кабары; три их рода бежали в Поднепровье. В 822 г. Хазария начала войну в Причерноморье с мадьярами и с помощью печенегов вытеснила их из Лебедии в Ателькузу, т. е. в междуречье Днепра и Дуная. Хазары в 820 - 830 гг. достигли Киева, одержали победу над полянами и заставили их платить дань. Юго-восточная граница Руси с Хазарией проходила по реке Ворскле и далее к верховьям Северского Донца и Среднему Дону. В то время хазары обложили данью древлян, северян, вятичей, тиверцев и уличей. Назад История Руси. Глава 14. X Далее |