Кирилло-белозерские отрывки Жития Александра Невского

Кирилло-белозерские отрывки Жития Александра Невского

В одном из сборников ГПБ, из собрания Кирилло-Белозерского мона­стыря, № 109/366, конца XVI в.,[1] форматом в 4-ку, Д. Н. Алыницем были найдены отрывки другой рукописи —- второй половины XVII в., форматом в 8-ку, с фрагментами текста, озаглавленного «Житие святаго благовернаго князя Александра Ярославина, внука Всеволожа, о возрасте его и о мужеству и о велицей его победе».[2] Обрывки листков имеют следы сгиба и, вероятно, применялись в качестве закладок кирилловского сбор­ника в XVIII и XIX вв. Читающийся в отрывках текст представляет собой неизвестную редакцию Жития Александра Невского. К сожалению, весь текст не сохранился: имеются лишь первый лист, верхняя половина вто­рого и нижняя половина третьего; последний, четвертый, лист с текстом Жития утрачен. Однако и по сохранившимся отрывкам можно судить о том, что составитель этой редакции хорошо знал тексты первой редакции и второго вида второй редакции Жития Александра Невского (в Софий­ской 1-й летописи). Из последнего он заимствовал только сравнение Александра Невского с Александром Македонским. В основном состави­тель новой редакции следует за текстом первого вида первой редакции Жития Александра Невского, значительно его сокращая и перерабатывая. Так, были опущены предисловие «о господе нашем», рассказы о посоль­стве Андрияше, о приходе свейского короля, о видении Пелгусия, о Нев­ском сражении, об освобождении Пскова от немцев, о Ледовом побоище, о распространении славы Александра, о его походе против Литвы, о по­ходе князя Дмитрия Александровича на Юрьев. Составителя новой ре­дакции не интересовало подробное изложение событий; из всего обиль­ного материала Жития первой редакции он сохраняет (в переработанном виде) введение и характеристику князя Александра, рассказы о походе на Немецкую землю, о поездке в Орду, о Неврюеве пленении, о папских послах, о последней поездке в Орду и, вероятно, о болезни и смерти князя Александра. В новой редакции характеристика внешних достоинств киязя Александра сравнительно с первой редакцией [3] дана пространнее; голос князя Александра сравнивается не с трубой, a с органом,[4] его храбрость — с храбростью не Веспасиана, а Александра Македонского; родители князя Александра наделены эпитетами «благочестивая», «благоверный», «смиренный»; имя матери князя Александра — Феодосия искажено на Феодотия.

После небольшого введения, заимствованного из первой редакции Жития, автор переходит к рассказу о достоинствах князя Александра как воина: «Нача же благоверный и великий князь Александръ собирати воинство свое», заимствуя отдельные фразы то из рассказа первой ре­дакции Жития о походе князя Дмитрия Александровича на Юрьев в 1262 г. («шедъ князь Александръ и взя градъ той», «прииде восвояси», «с великою победою»), то из рассказа о встрече князя Александра пскови­чами в 1242 г. после Ледового побоища («и сретоша его гражданя с вели­кою радостию»), то из рассказа об осаде Веспасианом Иотапаты и его подвиге перед воротами города («и побеждени быша полъки его. И остася единъ...», «и возвратися к силе своей» и т. д.). В результате возникает новый рассказ, не встречающийся больше ни в одной из редакций Жития Александра Невского: князь Александр пленил землю Немецкую, потом пошел в поход на другие города и потерпел неудачу, его полки отошли, а он остался один, снова собрал вокруг себя войска, вторично штурмовал город и взял его, затем вернулся восвояси, и горожане его встречали с ве­ликою радостью. Распространение повествования имеется и в рассказе о первой поездке князя Александра в Орду: царь Батый отпускает его «з дары великими и с любовию и з братомъ своимъ со княземъ Андреемъ во свою ихь землю». Источником этого добавления могло быть летописное известие, в котором рассказывается о том, что в 1251 г. князь Александр был у Батыя не один, а вместе со своим братом Андреем.[5] Окончания но­вой редакции Жития, к сожалению, не сохранилось; поэтому мы не знаем, находился ли в ней подробный рассказ о погребении князя Александра и посмертном «чуде» с духовной грамотой. Судя по сохранившемуся тексту, составителя новой редакции очень мало интересовали данные биографии князя Александра. На первом плане—впечатление от деятельности князя Александра как замечательного полководца и защитника Русской земли от немецкого вторжения, притязаний папы, домогательств татар.

Новая редакция по своему светскому характеру и по способу составле­ния похожа на третью, новгородскую редакцию Жития Александра Нев­ского середины XV в. В нашем распоряжении не имеется достаточно дан­ных о месте и времени составления новой редакции Жития Александра Невского. Во всяком случае она была написана не позднее второй половины XVII в. Если допустить, что время создания этой редакции — XVII век, то тогда надо признать, что в лице новонайденного текста мы имеем интересный случай «светской» переработки текста первой редакции Жития Александра Невского в то время, когда господствующими произве­дениями об Александре Невском являются подробные «церковные» жития в редакциях Ионы Думина, Тита, Викентия, Миней-Четьих, Германа Тулупова и Иоанна Милютина.         

Текст новой редакции Жития Александра Невского издается по руко­писи ГПБ, из собрания Кирилло-Белозерского монастыря, № 109/366, лл. 398—400 об., с сохранением ять, ь и ъ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Житие святаго благовйрнаго князя Александра Ярославича, внука Всеволожа, о возрасте его и о мужест†и о велицей его побЂде.

. 398 об.

. 399

99 об.

Сей убо бЂ князь Александръ родися от отца благовйрна и милостива, паче же кроткаго и милостиваго и смиренна и великаго князя Ярослава Всеволодича, и от благочестивыя матери Феодотии. Яко же рече по пророчест†Исаиемъ пророкомъ: «Тако глаголетъ господь: царя или князя аз по­ставляю, священни убо». И воистину священи суть: без божия поведения не бысть княжения. Сей убо князь Александръ Ярославичь таковъ бй возрастомъ великъ, паче иных человекъ. А глас его, аки арганъ в народй, II  и во всЪх человецЂхъ слышашеся, и образъ лица его уподобися Иосифу Прекрасному, а сила его — аки Самсона Храброго, премудростию же Со- ломану царю подобенъ, а храбростию Александру, царю Макидонскому, по всему подобенъ. Нача же благоверный и великий князь Александръ собирати воинство свое. И шедъ, плени землю Немецкую, и ко инымъ ополъчися градомъ, и побеждени быша полъки его. И остася единъ, и паки собра войско свое, и возвратися к силЂ своей. И паки шедъ князь Александръ, и взя градъ той с великою победою, одолЂe имъ и прииде восвояси и cpЂтоша его гражданя с великою радостию II ... (оборвано пол-листа; в утерянном тексте речь, видимо, шла о поездке князя Александра в Орду) . .. ми сказаша, яко нЂ[сть сему] подобна князя, и почтивъ много и чесно, и отпусти его з дары великими и с любовию и з братомъ своимъ со княземъ АндрЂемь во свою ихъ землю. И по сЂм же разгнЂвася царь Батый на брата Александрова меньшаго, на князя Андрея, и посла царь Батый воеводу своего именемъ Неврюя с великою силою и, шед, повоева землу Суждальскую. О таковых бо II ... (оборвано пол-листа; в утерянном тексте л речь, видимо, шла о добродетелях князя Александра) ... милость свою [человйко]мъ. Распространи же богъ землю Александрову богатъствомъ и славою и многимъ обилиемъ и умножи господи лЂтъ живота его и дол­готу дний его.

. 400

400 об.

Некогда же приидоша к нему послы от папы римьского два кардинала хитра Галда и Гемонта, да послушаетъ закона божия. «И рече к тебЂ нашь папа, тако плачетъ: „Слышахъ тя князя честна и славна, и земля твоя ве­лика, сего ради послахъ II к тебй, да послушаеши учения от закона”»,  Князь же Александръ, здумавъ с мудрецы своими, списавъ посла к нему, глаголя, и рече: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языкъ, от разделения языкъ до начала Аврамля и от Авраамля до исхода МоисЂова и прошествия сыновъ Иизраилевъ сквозЂ Чермное море. А от исхода Иизраилева до умертвия II ...» (оборвано пол-листа; в утерянном тексте,  видимо, было окончание ответа папским послам)... и умножи господь богъ житие князя Александра Ярославича в велице славе и чести, бЂ бо чинъ священнический любя и мнихолюбецъ и нищелюбецъ. Митрополита же и епископы велми чтяше и послушан их, яко самого Христа. Бысть же тогда нужа велика християномъ от иноплеменникъ гоняху людие и томяху по­гани. .. объ вели... (оборвано пол-листа; в утерянном тексте, видимо, рас­сказывалось о последней поездке князя Александра в Орду, его болезни и смерти).

а Испр.; в ркп карнадила.



[1] Филиграни: гербовый щит, увенчанный розеткой; в щите три геральдические лилии и книга — герб Парижского университета; под щитом на ленте имя фабриканта «S. Nievcllc» (ср.: Лихачев. Вод. зн., № 4095, 1581 г.).

[2] Благодарю главного библиотекаря Государственной Публичной библиотеки Д. Н. Альщица, указавшего мне эту рукопись. Сборник содержит Псалтырь, Часослов и Канонник.

[3] Ю. К. Бегунов. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965, стр. 158—180.

[4] Слово «арган» было, несомненно, известно еще в Киевской Руси. Древнее изо­бражение пневматического органа, играющего в сопровождении духовых и струнных инструментов, имеется в левой части фрески «Скоморохи» в Киевской Софии (см.: С. А. В ы с о ц к и й, И. Ф. Т о ц к а я. Новое о фреске «Скоморохи» в Софии Киев­ской.— В кн.: Культура и искусство древней Руси. Сб. статей в честь проф. М. К. Кар­тера. Л„ 1967, стр. 50—57). Слово «арганъ» в значении музыкального инструмента употреблено в «Слове Даниила Заточника» (XII в.): «. .. начнемъ бити в сребреныя арганы». В значении «громкий, звучный голос» слово «арган» встречается в известии Новгородской 4-й летописи о кончине епископа тверского Арсения (под 1409 г.: «. . . к и полунощи же случися словесному аргану угаснути и затворитиея гласу»),

[5] ПСРЛ, т. I, СПб., 1846, стр. 201; т. VII, СПб., 1856, стр. 156.