История Руси. Глава 1. IV

История Руси. Глава 1. IV

Ни в письменных, ни в материальных источниках нет подтверждений подлинности дальних путешествий праруссов "в Шумеры" [20] и в другие восточные страны. Так что эти сказы остаются единственным легендарным источником. Лишь современная археологическая наука, с большей или меньшей вероятностью, установила одну из древних промежуточных прародин индоевропейцев, праславян в том числе. Это город Чатал-Гуюк в Центральной части Малой Азии, точнее в Ликаонии, юго-западнее озера Татта, или Туэ. Он был многоэтажным, цветущим городом со множеством чудес [21] . Этот город населяли потомки семи сыновей Иафета, сына Ноева, а именно: Гомера, Магога, Мадая, Иавана, Фувала, Мешеха и Фираса. Родословную таблицу по религиозно-мифологическим источникам составил Валерий Иванович Юшин [22] . Мы воспроизводим ее здесь с нашими дополнениями по Библии и другим источникам в комплексном и наглядном виде.

 Увеличить


В. И. Юшин справедливо полагает, что "в определенном смысле триада Сима, Хама, Иафета представляет собой расово-функциональную модель человечества, или пятую коренную арийскую расу, в которую включены представители предшествующих рас (как это бывает во всех коренных расах) в качестве ведомых субрас. История послепотопного человечества и есть форма экспансии северных народов. Эту модель легко представить наглядно по аналогии разложения белого луча света (Ной) при прохождении через призму (подобие материального мира), когда образуются три основных цвета (Сим, Хам, Иафет), потом семь цветов радуги (семь сыновей Иафета) и далее (в смешении цветов) - все многоцветие природы (семьдесят народов). Таким образом, все нынешнее расовое многообразие это последствия расового смешения, в результате которого не существует абсолютно чистых в расовом
отношении народов (этносов), что, очевидно, является основой для исторической устойчивости этноса, особенно населяющего огромные пространства в контакте с другими народами.
Тем не менее, это не означает смешения рас и образования какого-то средне-расового смуглого человечества, говорящего на эсперанто: человечество это уже проходило, и ничего хорошего, кроме вавилонской башни - символа человеческой гордыни перед Богом, не создало. Тем более, после проповеди Евангелия Иисусом Христом вряд ли найдется еще более общечеловеческое учение, чем христианское.
Северные арийцы, вплоть до недавнего времени, еще непосредственно участвовали в создании новых центров современной цивилизации, в результате чего появились десятки новых стран и народов в Азии, Африке и Америке (во главе с США как наиболее ярким и исторически наблюдаемым примером этого процесса) при сохранении материнских субрас или метрополий Европы. Этот пульсирующий процесс имел в послепотопный период несколько таких мощных волн (с периодом в несколько тысячелетий) арийского "распространения Иафета в шатрах Сима", да и Хама, и множество мелких, в том числе, и в пределах собственных, европейских, "шатров".
Применительно к русской родословной этот процесс не только диалектически непрерывен со времен патриархов, но, по сути, является основой евразийской цивилизации в многообразии жизнедеятельности этносов и культур ее составляющих. Прежде всего, это относится к пониманию единства символизма патриархов и их конкретной этнообразующей функции родоначальников. В самом начале наших поисков мы уже выяснили на основании нескольких авторитетных источников библейско-мифологическую родословную народов, которую в той или иной степени подтвердили историческими фактами и современными исследованиями" [23] .
Иафет и его сыновья олицетворяют собою древнейших индоариев в многотысячелетней круговерти событий при непрерывности шествий возникающих и уходящих цивилизаций Европы и Азии; древнейший облик арийцев запечатлен множеством античных и средневековых источников как светловолосые и светлоглазые люди высокого роста, пропорционального телосложения, олицетворяющие собою их прямых создателей богов. Что же касается праславян-прарусов, то их антропоморфный облик связан с весьма сложным и противоречивым процессом этногенеза народов Великих Киммерии, Скифии, Сарматии, Кара-Саклана на территории Восточно-Европейской равнины [24] .
Этот процесс мог бы быть графически выражен в виде следующей условной схемы:

 Увеличить

Русский народ складывался в единый трехосновной (украинцы, белорусы, великороссы) народ на огромной территории Восточно-Европейской равнины на протяжении многих тысячелетий, в разных центрах и при участии многих иных родов и племен, которые, то сходясь, то расходясь, ассимилировали одни других на территории Великих Киммерии, Скифии, Сарматии, Кара-Саклана или, напротив, участвовали в этногенезе новых народов, помогая им помнить себя и бороться за свои свободу и независимость.
В. И. Юшин по этому поводу замечает следующее: "Вторая линия (арийская) идет от Ария - другого мифического прародителя, бывшего после Богумира уже в Азии, т. е. в Семиречье и крае Иньском. В "Велесовой книге" говорится, что "прежде был славянский род в горах великих и высоких" и имел родовое имя (по основателю рода Арию) арии. Потом они разделились на три рода во главе с Кием, Щеком и Хоривом [25] и ушли из земли Арийской [26] в край Иньский [27] , а затем "ушли ... из края Иньского ... мимо земли Фарсийской [28] ... и пришли в Двуречье [29] ... пошли в землю Сирии. И там остановились, а после шли горами великими ... и притекли в степи и были там со своими стадами. И там скифами перво-наперво были наречены наши пращуры [30] ... после мы пришли к Карпатским гора [31] , и там поставили над собой пять князей, и города и села огнищанские строили, и были тогда великие терзания и притеснения ... и так на вече решили с вождями и воинами - идти до Дуная и далее оттуда не поворачивать, и быть в это время вольными... Затем роды Кия, Щека и Хорива,- продолжает В. И. Юшин,- разделились на племена (в том числе, антов, русов, чехов и хорватов.- Ю. Б.), основывают Киев [32] , Голунь и Сурож, утверждают Русколань, т. е. Русскую землю" [33] .
Об этой же арийской истории страданий и борений поведают и сказы.
О приходе пращуров наших в степи Северного Причерноморья рассказывается в "Сказе Прабки Варвары про царя Гуряна" [34] . Вот что в нем говорится: "Жили Пращуры наши далеко, в земле, где жарко было и где дождей мало было. И гоняли они стада коров и баранов и тем жили. И сказал им царь Гурян однажды, чтобы к пути-дороге готовились, потому что без воды тяжко им было. Пращуры царя Гуряна любили и во всем слушались. Приготовились люди и пошли, погнали коров впереди, баранов за ними, сзади повозки с волами. Скоро пришли они к берегу Великой реки. Стали поить скот, сами напились. На другой день многие захворали. И сказал царь Гурян, чтобы шли дальше. Пошли люди дальше. Скоро другую реку нашли. Пили из нее воду, скотину поили. На другой день никого хворого не было. Царь Гурян сказал: "Отут будемо! И вода тут добрая, и трава на берегу растет. То будет земля наша". Отырловались Пращуры на новой земле. Все бы хорошо было, да почалась Земля та трястись, да почали змеи из-под камней вылазить, людей кусать. Поумирало много людей. Тогда царь Гурян сказал: "Пойдем дальше!" И пошли пращуры дальше. Скоро нашли новые места. Нашли реку, земли, степи и лески небольшие. Остались на той землей. Прилетела туда сарана и все как есть съела. Приказал царь Гурян и ту землю покинуть. Пошли пращуры дальше. Что ни придут, все не так: то хвороба на людей нападает, то стада хворают, то засуха траву бьет, скотину нечем кормить. Царь Гурян все водил да водил людей с места на место, все лучшего края искал. Стали люди на него сердиться. Стали против царя Гуряна вставать. Слушаться его перестали. Собрал он тогда стариков и сказал: "Не хотите меня слухать, так живите вашим стрыбом! Я же зову за собой тех, кто мне еще верит". И набралось больше половины таких, что верили царю Гуряну. Повел он их кудась на полночь, и там они исчезли.
Остальные пращуры себе стали царя выбирать. Да что ни скажут, люди не хотят. Выберут другого, и другого не хотят. Так дошли до того, что уже никто и в цари не хотел идти. Да и кому охота, чтобы его не слухались? И что можно сробить с людьми, которые никого не слухаются? И встал тут старшина Зарян и сказал: "Мои дети, сыновья с женами умеют стрелять и шаблюкою играться умеют! Они меня слухаются беспрекословно. Отхожу с ними и стадами моими на три версты. Завтра кто хочет, пускай пристает к нам. Обиды никому не будет. Однако у меня приказ будет такой: кто не слухается, голову ему долой! Не можно, чтобы дети да старики из-за них погибали!" И забрал свою скотину, отошел вбок, стал там станом. В ночи на него разбойники напали, но Зорян их отбил. Утром стали к нему люди приставать, и скоро увидали, что смутьянов-то - кучка малая, и десятка нет. Пошел Зарян-старейшина вперед, а смутьяны остались, да скоро их разбойники побили и пограбили.
Повел своих людей Зарян-воевода все насмер [35] западу. Скоро дошли до берега моря, и все берегом, берегом дошли до гор [36] , потом до больших степей. Там долго стада гоняли, затем еще пошли, через протоку прошли, опять долго землей шли, дошли до такой реки, что ни вплавь, ни людьми не переплыть. Однако Зарян-воевода перешел с людьми и скотом и эту реку [37] . А когда за Дунаем стал, в степу пошел, там уже и остался. Живут люди в степу том, от врагов берегутся и видят: перед ними тоже кто-то скотину пасет. Стали присматриваться, а то же - Пращуры царя Гуряна. Обрадовались им зарянские люди, соединились с ними, и великая сила у них стала. Царь Гурян пришел до Заряна пешки и просил по-прежнему править своими людьми. Но Зарян-воевода отвечал так: "Был ты царь наш и остался, а я как был воевода, так и буду". Обнял его царь, поблагодарил, и стали пращуры наши все вместе жить" [38] .
Путь праславян из Сенаарской долины через Халдею, Малую Азию, Геллеспонт и Балканы освещался и в славянской средневековой историографии. Так чешская «Далимилова хроника» (конец XIII – начало XIV в.), «Хроника» Пулкавы (1374 г.), «История Полоника» Яна Длугоша (ок. 1480 г.) сообщают о приходе праславян на Дунайскую равнину, в Паннонию. Нестор Летописец (начало XII в.) пишет о том, что праславяне заселили Норикум, рядом с Паннонией, и уже оттуда вышли для дальнейших расселений. В хрониках рассказывается о том, как праславяне заселили Болгарию, Сербию, Боснию, Хорватию, Далмацию, Иллирию, Хорутанию, Чехию, Польшу, Сарматию. Археологическими раскопками данные письменных источников полностью подтверждаются и уточняются. (См. с. 00-00 настоящей работы). О ранних прародинах славян см. также: Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956; Rostafinski J. O pierwothych siedzibach i gospodarstwie Słowian w przednistoryczných czasach // Sprawozdanija PAU. Rocz. 13.1908, N 3. S. 6-25, mapa).
Познанский епископ Богухвал (ум. 1213 г.) в своей «Хронике» сообщает: «Записано в древнейших книгах, что Паннония – мать и колыбель всех славянских народов <…> Итак, в той Паннонии, у Пана, князя паннонского, родилось три сына, из которых первенец назывался Лех, второй Рус и третий Чех. Эти три брата, когда умножился их род и народ, положили начало трем королевствам: Лешскому, Рутенскому и Чешскому». (цит. по кн.: Лесной (Парамонов) С. Я. Из далекого прошлого славян. Мельбурн, 1967. С. 70).
Великая сила праславян-праруссов в хлебопашестве, когда они поняли, что не от скота, а от хлеба сила великая русская умножается, и стали великими ратаями-хлебопашцами. А научил их тому царь Арий, он же - Орай или Орь. Сказ о русском царе-пахаре дошел до Прабки Захарихи и был записан от нее Ю. П. Миролюбовым, а пересказан Д. М. Дудко. Вот этот любопытный текст, в котором излагается самая суть хлебопашеского труда древних русов.


Сказ Захарихи про царя-пахаря . [39]

"Коли прадеды наши пастухами были, да не было у них хлеба, не было проса, а надо было им все у соседей менять за коров, за телят, овец тучных, а коли хотелось свежего, так траву ели, корешки варили, щавель крошили, да мяса положат, воды дольют, да так и едят каждый день. А пошли бабы ягод собирать, нашли грибы, катран нашли, а с ним морковку, лук дикий, а зимой мяса много надо, а хлеба не хватает, менять на жито надо, вот и пошел царь ихний, коня оседлал, солдат забрал, поехал с ними к соседнему царю в гости, а подъезжает к его царству-государству и видит: народу много вышло в поле, думал, чтоб его встречать, а после видит, что царь соседский Житняк волов ведет, в плуг запрягает. Да того плуга в землю ставит, да благословился, и пошел вперед, борозду первую сам своей рукой правит от выхода Солнца до заката.
Поглядел царь Орай, да и назад повернул, волов приказал подать, в землю корень дубовый воткнуть, на волов покликнул, вперед погнал, а пошли волы, земля поднялась, а за той бороздой первой вторая легла, а за нею третья, и так до конца поля. И когда полежала земля дня два-три, зачерствела, сыпаться стала, приказал царь Орай пень дубовый выкорчевать, привязал к нему волов своих и пошел боронить, землю равнять. И глядят на него люди старые, покивают: "И что царь наш Орайко с ума сошел! И на что он землю дерет, над нею знущается?"
А царь Орай землю боронил, зерно сеял, а затем, посеявши, стеречь стал, чтоб ни птица не ела, ни зверь какой, а тут Бог из туч на него глянул, увидал, что посев лежит, тучу смял, а из тучи той дождина хлынул, полил землю тую засеянную, напоил, а коли напоил, зерно прибил, землей прикрыл, а там солнце взял, из туч выпустил, землю согрел. Через три дня зелень вышла, крохотная, маленькая, живучая, а вышла зелень, всходы пошли, стали к солнцу пьясться, к Богу тянуться, дождя просить малого, тучного.
Глянул Бог из тучи седой, смял тучу, выдавил из нее дождину нужную, и полил всходы жита нового, и пошло оно расти, колоситься, а там солнце припекло, повысушило, и созвал царь Орайко баб своих всех, чтоб колосья рвать, жито венить, а снопы класти, на ток везти, молотити, зерно веяти, а коли зерно свеяли, между двух камней терли, муку стерли, хлеба сделали, и стало тут по куску и старому, и малому, и хвалили все Орайко царя за ум его, и несли ему хлеба первого. А тот сказал: "Хлеб Богу дайте!"
Послухались мужики его, царя своего хлеб Богу дали, Слава Ему сказали, и нам заповедали работать в поле, чтоб хлеб был и старому и малому, да чтобы люди от голода не пухли, да кореньями горькими не питалися. И потому царю тому Орайко славу скажемо, да коли бы не он, царь Орайко, тот, так и днесь бы хлеба не знали, да и в зиме лютой без хлеба бедовали!" [40] Таким был изначальный этап русской истории, о которой мы намерены вам подробно рассказать на страницах нашей книги. Она задумана как 1-й том многотомной "Истории Руси", доведенной до времени Ивана IV, Государя всея Руси, включительно, без недомолвок и сокращений, настолько подробно, насколько нам позволяют писать о Великой Руси сохранившиеся источники. Мы видим историю Руси в истории его народа с древнейших времен до сложения первых государств и цивилизаций, с их князьями и героями, в вечном движении и обновлении самосознания и самопознания Русского народа, всегда прекрасного в своем поступательном развитии и в труде, в постоянной борьбе за свободу и независимость, за счастье и добро на земле не только для себя, Руси, но и для всех народов. Русский народ - это Народ-Созидатель, Народ Богоносец, которому на долю выпали многие испытания и муки с тем, чтобы Он преодолел их, выжил, победив все невзгоды!

Назад История Руси. Глава 1. IV Далее