| 
				 История Руси. Глава 5. III В греческих мифах о Геракле, который был основателем многих арийских  династий властителей, рассказывается о том, что он жил в первой половине  XIII столетия; Геракл якобы получил лук и стрелы от скифа или  киммерийца Тевтара и тот обучил Геракла стрельбе. В греческих мифах  повествуется и о том, что скифы обучали греков технологии выплавки меди и  ведению земледелия и что чудный воин Ахиллес, принимавший участие в  Троянской войне, был родом из Скифии.   Свои 12 подвигов Геракл совершил на пространстве от Греции до  Азовского моря и Днепра, где якобы жили амазонки. Один из мифов  рассказывает о том, как Геракл в поисках пропавших коней оказался в  низовьях Борисфена. Там Геракл очутился в пещере, где обитала змееногая  дева - богиня Днепра. Она родила от Геракла трех сыновей, от которых  якобы произошли гелоны, агафирсы и скифы. Первый из них основал город  Гелон на нынешней реке Ворскле (Бельское городише, I тыс. до н. э. - I  тыс. н. э.).    Русские сказки переосмыслили Геракла в Горяку-богатыря, который  одной рукой мог поднять вола и которого греки почитали за бога, отчего и  Божичем звали его и гордились им. В "Сказе Захарихи про Прастара-царя"  рассказывается о том, что:   я Злого побилъ,ý"...тый Горяка-Богатырь имъ Зм   скалы на плеча валилъ, носилъ, внизъ кидалъ,   Буй-Тура страшнаго однимъ духомъ убивалъ,   освобождал Горяка-Богатырь Греця отъ чудовища,   и Греци обещали ему: "Освободишь, отпустимъ тебя!"   Когда же Горяка-Богатырь ихъ освобождалъ,   тъ,ýони еще просили: "Убей Великана, что житья н   читъ!"ýзжихъ калýх прохожихъ и проýвс   И такъ долго обманывали они Горяку-Богатыря,   ажъ тотъ состарился и уже не могъ,   как прежде, другихъ побивать...   , правда есть, съ Грецемъ не ходить,ýОтожь   ть,ýсъ Грецемъ не гоститься, да все гляд   коли-бъ чего не надумалъ обманного!"      События Троянской войны 1193-1184 гг. оказались тесно связанными с  таврийским храмом Девы-Артемиды (возле современного Гурзуфа), Ахилловым  ристалищем Тендровской косой и островом Левка (современный Змеиный) в  устье Дуная; род Одиссея якобы происходил из Ориссы, возле современной  Одессы.    Древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 г. до н. э.) один из первых  отождествил "гиппомолгов", или "доителей кобылиц", с жителями Северного  Причерноморья скифами. В то же время киммерийцы и скифы упоминались в  библейских и ассирийских источниках VIII - VII вв. до н. э. как грозные  северные кочевники, угрожающие набегами другим народам.   Живший на рубеже VI и V вв. до н. э. Гекатей из Милета написал  большой труд "Землеописание", в котором свел воедино все географические  знания того времени, в том числе и о Скифии. Из его сочинения мы узнаем,  что второе название скифов - "гиппомолги", потому что они доят кобылиц  и употребляют в пищу их молоко, что меланхлены, жившие близ Дона,- это  скифский народ и что в северо-западной части Крыма расположен населенный  скифами и греками город Каркинитида (современная Евпатория).   Геродот в “Истории” рассматривает две версии происхождения скифов:  одну реальную - скифы пришли из Средней Азии, разгромив Киммерийское  царство, и другую мифологическую: скифы произошли от Бога-Творца и  дочери Борисфена. Мы видим, что вторая версия не противоречит первой, а  является только ее мифологическим воплощением. Ближайшими  родственниками скифов были протоиранские народы массагеты, или саки,  обитавшие на громадных пространствах от Волги до Алтая. В "Велесовой  книге" они названы "дасунями", в именительному падеже - "даси". Все  протоиранцы жили на территории той же Андроновской археологической  культуры. Из Турана вышли арии - протоиндусы, отвоевавшие Индию в 1700 -  1300 гг. до н. э. у дравидских народов, принадлежащих культуре  Мохендж-Даро.   А здесь, в Великой Скифии, сложилась развитая цивилизация,  основанная на скотоводстве и пашенном земледелии, с ремеслами,  торговлей и даже с начатками гуманитарных наук. Уровень цивилизации  скифов был довольно высок. Так, у них была своя железная руда, которую  они добывали в открытых разработках, а значит - свои металлургия,  кузнечное дело и высококачественное оружие, которое они выковывали сами.  Скифское стальное оружие было первым в Железном веке! Кроме того, скифы  занимались коневодством. Стало быть, у них были военная конница и  прекрасное оружие, которым они умели владеть. Не случайно, что скифы и  массагеты разбивали лучшие хорошо организованные армии мира того  времени: персидские - во главе с царями Киром и Дарием, македонские - во  главе с Филиппом и Александром Македонским.   Грек Эфор, живший между 405 и 330 гг. до н. э., в своей "Истории"  идеализировал скифов в моральном и социальном плане как образцовых  варваров, сохраняющих вдали от развращенной греческой цивилизации  высокие моральные качества, добродетели и ум. Страбон свидетельствует,  что "Эфор в IV-й книге своей истории под заглавием "Европа", описав  Европу вплоть до Скифии, говорит под конец, что образ жизни савроматов и  прочих скифов неодинаков, потому что одни настолько жестоки, что  пожирают людей, другие же, напротив, воздерживаются даже от  употребления в пищу всех прочих животных. По словам Эфора, другие  писатели рассказывают только об их дикости, так как знают, что странное и  удивительное внушает страх; однако, говорит он, следовало бы также  передавать и противоположные факты и брать их за образец для  подражания; и сам он поэтому будет говорить только о тех, которые  следуют справедливейшим обычаям; ведь среди скифов-кочевников есть  какие-то племена, которые питаются кумысом и превосходят всех  справедливостью. О них упоминают поэты. Именно Гомер говорит, что Зевс  смотрит сверху на землю:   Галактофагов и абиев из смертных, что всех справедливей.    Ил. XIII, 6.   И Гесиод в так называемом "Объезде земли" говорит, что гарпии увлекли Финнея:   В землю галактофагов, что домы имеют в повозках.   Затем Эфор приводит причину, почему они ведут скромный образ жизни,  не склонны к стяжательству и не только в отношениях друг с другом  соблюдают хорошие обычаи (так как у них все общее, даже женщины, дети и  вся семья), но и чужеземцам их не одолеть и не победить: ведь у них нет  имущества, ради которого их стоило бы обратить в рабство. Эфор имитирует  Херила (поэта с острова Самос, жившего в конце V в. до н. э.- Ю. Б.),  который говорит в своем "Переходе через понтонный мост" (мост этот  построил Дарий):   Саки, несущие агнцев, рождением - скифы; живут же. В Азии хлебом обильной.   Хотя и номадов потомки,   Но непорочных людей...    Назад История Руси. Глава 5. III Далее 			 |