История Руси. Глава 14. VI

История Руси. Глава 14. VI

Впрочем, в конце VI в. уровень хазарской цивилизации был еще не высок. Мовсес Каганкатваци в "Истории агван" так описывает пир хазар в городе Партава (позднее - Бердаа): "Там мы увидели восседания их (хазар за трапезой), склонившихся на колени подобно каравану тяжелоношных верблюдов, каждого с миской, полной мяса от нечистых животных; при мисках и чаши с соленой водой, куда макали куски, когда они ели, там же серебряные кубки и сосуды для питья с резьбой, целиком (отделанные) золотом, которые и принесены были ими из тифлисской добычи; вместе с тем и громадные сосуды для хлебания - роговые и тыквообразные деревянные, которыми они лакали взвар. С той же неотмытой грязью жира-сала на губах, они по два и по три (пили) из одного и того же кубка и бесчувственно (без чувства меры) наполняли сверх краев ненасытные свои чрева цельным вином или молоком верблюдиц и кобыл, как вздутые бурюки. Ни виночерпиев не было перед ними по ритуалу, ни слуг за их спинами, даже у царевича, а были только воины с чащею пик, чутко охранявшие дверь сомкнутыми в круг щитами".
В VII в. при императоре Ираклии (610 - 641 гг.) у хазар уже был свой каган. Это был Тун-Джабгу Забель (ум. в 630 г.), вместе с которым византийцы осаждали Тифлис (628 г.) и добились успеха. Этот Тун-Джабгу называл себя "царем севера", имея в виду окраинные земли Западного Тюркютского каганата. Его дальний родственник Ирбис-Шегуй-хан и был родоначальником хазарских каганов из династии Ашина. Так хазары стали главной опорой остатков Западного Тюркютского каганата. Оттуда у хазар появился номинальный глава государства. Это был царевич - беглец из Тюркютского каганата. Он был, вероятно, сыном или внуком Ирбис-Шегуй-хана. Династия Ашина считалась в Хазарии легитимной, так как ее возглавлял представитель бывшего Западного Тюркютского каганата, в то время, как династия Дуло, правившая Великой Булгарией, считалась мятежной, так как боролась за верховную власть в Идель-Урале с династией Ашина. Кыр-Багыл, правнук Саросия, сын Сабан-Курмыша в 653 г. стал правителем Хазарии и принял титул джабгусир-кагана. При нем в третьей четверти VII в. сложилась территория Хазарского каганата, начиная от области восточнее реки Джаика, где жили огузы, до Дона и далее на юг до реки Терека и Главного Кавказского хребта. Помог кан Бат-Боян, отказавшийся от восточной части Булгарии на Северном Кавказе. В конце VIII в. Великая Булгария окончательно распалась на Северный Булгар с г. Башту (Киевом), на Западный, т. е. Дунайскую Булгарию, и на Южную, или собственно Хазарию, расположенную между двумя морями - Черным и Каспийским - и быстро расширившую свою территорию за счет тюркоязычных соседей.
Политико-географическое деление славянской части Булгара и Хазарии в конце VIII - начале IX в. было следующим:
1) Бырбат (современные Белоруссия и часть Украины). Он состоял из областей - а) Джалыш с центром в г. Булуте (современный г. Полоцк), названным в честь хазарского кагана Булуша, 821 - 838 гг.; б) Агаджир (Карпатская Украина и Галичина), где жили караджаны (хорваты, сербы и предки украинцев); в) Балын (Волынь), где жили ульчийцы (предки украинцев, в том числе киевлян и волынян); г) бейлик Тура с центром в г. Турове, которым тогда владели потомки Шамбата, род Шамай; д) бейлик Искеристан с центром в г. Искоростень, где жили древляне; им владели Аспаруховичи;
2) бейлик Кара-Булгар, которым правили булгарские каны; в него входили области Джеремела (между Днепром и Доном), Хорысдан (Переяславщина), Катраг или Каджак (часть левобережной Украины); бейлик Батыш (Вятич), в который входили обширные области Сэбэр (Северщина), Гюзел с центром в г. Козельске, с Муромщиной, Рязанщиной; Кортджак, т. е. современное Подмосковье, с г. Ростовом (Джиром);
3) бейлик Барынджар с центром г. Барынджар (современный г. Бердичев), которым владел род Тухчи, он был образован в 810-е годы каганом Джир-Буратом (805-813 гг.). Здесь господствовала джалматская (огузская) и славянская речь; после 969 г. джалматский язык стал господствующим языком остатков Хазарии;
4) область Таш-баш, или Киевщина, с центром в г. Киеве (Башту), где сидели и булгарские бии, и балтавары, и русские князья, пока не образовалось полусамостоятельное княжество Аскольда и Дира (с 858 г.), позднее (в 882 г.) превратившееся в Киевскую Русь;
5) область Бырман - побережье Черного моря от устья Днепра до устья Дуная, где кочевали скотоводческие племена, но жили и славяне и булгары;
6) Джалда или Крым, где жили тавроскифы (они же - русы) и греки с готами;
7) на севере находилась область Шуд-Галидж с центром в г. Галидже (Старой Ладоге). С нее собирали дань в пользу Хазарии сэбэрские беки из Халджи (Волжской Булгарии).
В создании Хазарского государства видную роль сыграли знатные булгарские роды Тухчи, Угер, Тат-Угек, Кубан, Худжаркин, Шамай, Катраг, Бут, Бат-Бояновичи и Аспаруховичи. Булгаро-сэбэрский язык до 969 г. был государственным языком Хазарии, когда он был заменен джалматским языком
Хазария скоро показала свою силу. В 682 г. конная армия хазарских булгар разгромила войско албанских, грузинских и армянских князей в Закавказье и взяло большую добычу. С тех пор море богини Волыни, Гирканское, стали называть Хазарским.
Хазарское государство завоевало огромную территорию. На севере оно охватывало Среднее Поволжье и граничило с Волжской Булгарией, далее на северо-западе доходило до Киева, на юге граничило с Персидским государством Сасанидов в районе Дербента, на западе - с византийскими владениями в Крыму, а на востоке простиралась до Приаралья и Хорезма.
Общественный строй многонародной Хазарии был похож на невиданный доселе кочевой феодализм.
Хорошо известно, что хазарский царь со своим семейством, слугами и вельможами двора каждый год, когда наступала весна, отправлялся в сезонную кочевку из своей столицы Итиля на юго-запад, до современного Дагестана, где посещал хазарские города, далее - по рекам Манычу, Куме или Кубани, плыл до Таманского полуострова и потом поворачивал к Дону до Саркела, а оттуда по старому каналу Дон-Волга, и, наконец, к декабрю месяцу царь возвращался в свою столицу.
Арабский писатель Ибн Русте сообщает: "Зимою все население живет в городах, с наступлением же весны выходят из них в степь, где и остаются до приближения зимы".
Хазары постепенно превратились в городской народ кочевого феодализма. В Хазарии, согласно "Баварскому Географу", насчитывалось до 100 городов с многомиллионным населением. Каждый хазарский вельможа, живущий в городе, имел свои сады, виноградники, поля и рыбные тони, а также звериные ловы; всюду на него работали крепостные. Степные народы они подчиняли с помощью военной силы и затем налагали на них тяжелую дань. Опорными пунктами для сбора дани были хазарские крепости, вклад в строительство которых внесли хорезмийцы, среди которых было немало евреев. После взятия Иерусалима Титом, сыном императора Веспасиана, в 70 г. и после неудачного восстания иудеев под руководством Симона Бар-Кохбы в 132-135 гг. Бог рассеял иудеев по лицу земли - по Ближнему Востоку и Средиземноморью, вплоть до Испании. Руководитель диаспоры иудеев - князь изгнания - жил в Багдаде, да и в Иране жило множество иудеев. Евреи из колена Симонова в 690 г. массами переселялись из Ирана в Хазарию и там нашли гостеприимство у хазарских каганов. О них так говорится в Кембриджском документе середины Х в.: "И бежали от их (т. е. врагов. - Ю. Б.) наши предки... потому что не любили выносить ига идолопоклонников. И приняли их к себе... хазарские. И они породнились с жителями той страны и... научились делам их. И они всегда выходили вместе с ними на войну и стали одним с ними народом. Только завета обрезания они держались, и некоторые из них соблюдали субботу... И оставались они в таком положении долгое время". Евреи первоначально поселились на равнине между Тереком и Сулаком, а позднее переехали в города.

Назад История Руси. Глава 14. VI Далее