ДЕСНИЦКИЙ Матвей Михайлович |
ДЕСНИЦКИЙ Матвей Михайлович ДЕСНИЦКИЙ Матвей Михайлович (в монашестве — Михаил) [8 (19) ХI 1761, с. Топорково Богородицного у. Московской губ. 24 IV (6 V) 1821, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре). Сын пономаря. С 1773 учился в Троицкой дух. семинарии, пользовался покровительством московского митрополита Платона Левшина. В 1782 поступил в Филол. семинарию при Дружеском лит. о-ве, связанном с Н. И. Новиковым, и одновременно посещал занятия в Мосн. ун-те. С 1785 Д. — священник московской церкви Иоанна Воина близ Калужских ворот, где часто выступал с проповедями. По словам современников, вся Москва стекалась в эту церковь, когда там проповедовал Д. В 1790 Д. произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со IIIвециею», обратив па себя внимание Екатерипы II и генерал-губернатора кн. А. А. Прозоровсного. С 1796 Д. — пресвитер придворной церкви в Гатчине, где в 1799 был пострижен в монахи. С 1799 Д. — архимандрит Новгородского Юрьева монастыря, член Синода, законоучитель в Сухоп. шлях. корпусе, с 1800 — епископ старорусский и викарий новгородский, с 1804 — архиепископ черниговский. В 1813 Д. был вызван в Петербург для участия в заседаниях Синода. В 1814 ему была присуждена степень доктора богословия. В 1815—1816 Д. управлял псковской епархией, а в 1818 назначен митрополитом петербургским и новгородским и архимандритом Александро-Невской лавры; был членом Моск. и Казанского о-в любителей рос. словесности. Как богослов, Д. был склонен к мистицизму. Он стремился отыскать таинственный, сокровенный смысл в явлениях природы и делах человеческих. Его проповеди, с явным отзвуком масонских идей, были популярны благодаря ясному, легкому языку и глубокому нравственному содержанию. Большинство его проповедей (их насчитывается несколько сотен) написаны в форме нравоучительной и катехизической бесед. Наиболее известны из них следующие: «Плач человека-христианина над духовным пленением Израиля, над разорением внутреннего Иерусалима, над опустошением живого храма божия» (5 бесед, 1798), «Беседы о покаянии, или изъяснение 50-го псалма» (6 бесед, 1798), «Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового, внутреннего, духовного человека» (32 беседы, 1798), «Беседы о воскресении мертвых» (6 бесед, 1798), «Труд, пища и покой духа человеческого» (175 бесед, 1799—1801). Д. были также произнесены слова на освящение храмов — Греко-российского исповедания в доме Капитула ордена св. Иоанна Иерусалимского(1801) и Исаакиевского собора (1802). Д. приписывается перевод с нем. сочинения «О вреде, происходящем от непотребных домов» (М., 1807). Лит.: Евгений. Словарь исторический, т. 2 (1827); Очерк жизни Михаила, митрополита санктпетербургского, новгородского, эстляндского и финляндского. М., 1857; Сушков Н. Три митрополита: Амвросий, Михаил и Серафим. — Чтения в О-ве истории и древностей рос., 1867, кн. 1, отд. 5; Филарет. Обзор кн. 2 (1884); Чистович И. А. Руководящие деятели дух. просв. в России в первой пол. текущего столетия. СПб., 1894. Ю. К. Бегунов |