| 
				 История Руси. Глава 22. II Известно также, что св. Андрей проповедовал Слово Божие в Армении,  Малой Азии, Македонии, Фракии. Он крестил и наставил на путь истинный  множество людей. По преданию, в его проповедях чувствовались  сдержанность и скромность, искренность и уверенность в конечном спасении  всех истинно верующих.   В конце своей жизни св. Андрей проповедовал христианство в Греции,  на полуострове Пелопоннесс. За это он был схвачен слугами Еагеата  Антипата, игемона города Патроса, и предан мучениям. Св. Андрей был  распят на косом кресте из масленичного дерева в г. Патросе 30 ноября 70  г. и там же погребен. Ему было 77 лет.   Россия, Греция и Шотландия считают св. апостола Андрея  Первозванного своим небесным покровителем. Всеми почитается и  святоандреевский стяг с голубым косым крестом на белом фоне. В России он  стал флагом военно-морского флота.   Так от апостолов и их учеников Русь познакомилась с апостольским  христианством, для которого была характерна проповедь как форма  вероучения.     Св. Климент Римский и его миссионерская деятельность в Крыму в конце I - начале II в. н. э.   Св. Климент - до крещения Фавст - родился в Риме в знатной семье  Флавиев. Его мать Маттидия приходилась родственницей императору Тиберию,  в чье царствование проповедовал в Палестине и принял мученическую  смерть на кресте Иисус Христос Сын Божий. Приблизительно в 54 г. Фавст  узнал об этом и решил поехать в Палестину. По дороге он заехал в  Александрию, где встретился со св. апостолом Варнавой. Они много  беседовали о душевном спасении и святом Евангелии. Узнав, что св.  апостол Петр после Апостольского собора 51 г. удалился в Кесарию  Стратонскую, Фавст загорелся желанием познакомиться с ним. Приехав в  Кесарию, он принял святое крещение от св. апостола Петра и стал его  учеником. Здесь св. Климент пережил искушение: философ Симон Маг из  Гитты околдовал его так, что св. Климент потерял собственное лицо и  вместо него приобрел лицо Симона Мага. И все стали принимать Климента за  Симона. Св. апостол Петр решил воспользоваться этим обстоятельством и  поехал с мнимым Симоном в Антиохию, где большинство жителей были  сторонниками Симона Мага. Там на площади св. Петр попросил Климента  покаяться и изобличить учение Симона Мага о сигизиях. Жители Антиохии,  думая, что перед ними выступает философ из Гитты, поверили разоблачению  мнимого Симона и отказались следовать его учению. Тогда св. Петр крестил  заблудших жителей города во имя Отца и Сына и Святого Духа. С большим  трудом с помощью св. Петра Клименту удалось вернуть свое лицо. Вскоре  св. Климент встретился со своей семьей - женой и двумя сыновьями,  которые тоже стали христианами, и обрел свое счастье. В 55 г. св.  Климент вернулся вместе со св. апостолом Петром и его учениками в Рим и  проповедывал повсюду христианство. Здесь св. Климент познакомился со св.  апостолом Павлом. Св. Павел так пишет о св. Клименте в своем послании к  Филиппийцам: "Братья мои возлюбленные!.. Помогайте подвизавшимся в  благовествовании вместе со мной и с Климентом, и прочими сотрудниками  моими, которых имена в Книге Жизни. Радуйтесь всегда о Господе, и еще  говорю: радуйтесь! Приветствую вас святые, а наипаче из Кесарева Дома"  (Фил. 4, 102; 22). В свою очередь св. Климент писал о св. Павле как о  своем учителе, а именно: "Он был взят из мира как высший пример терпения  и пошел в место святое" ("Послание к Коринфской церкви", ок. 94 г.).   В Риме св. Климент трудился вместе со св. апостолом Петром по  устроению христианской общины и епископской кафедры. Последнюю после  мученической кончины св. Петра занял его ученик Лин (64-91 гг.). А после  Лина епископом Рима стал Анеклет (91 - 92 гг.), а потом - св. Климент  (92-94 гг.). В это время св. Климент помогал составлять мартирии -  краткие жития св. новомучеников, которых в то время было много из-за  постоянных преследований христиан императорами Нероном, Домицианом,  Нервой, Траяном. Он проявил себя также как активный писатель -  проповедник слова Божьего. Его перу принадлежат уже упомянутое "Послание  к Коринфской церкви", а также, предположительно, "Второе Послание к  Коринфянам", "Послание к Иакову, брату Господню", книги "Бесед" и  "Встреч", или "Климентины" из 20 гомилий и 10 частей или книг,  сокращение книги "Деяний св. апостола Петра", "Постановления  апостольские", "Пять писем к верующим", "Литургия" и др. Св. Клименту  удалось обратить ко Христу многих знатных римлян из дома цезаря, среди  них была дочь императора Траяна Дросида, которая вскоре приняла  мученический венец. Св. Климент был схвачен слугами императора и сослан  на каторжные работы в каменоломнях близ г. Херсонеса в Крыму (99 г.).  Там св. Климент не прекращал проповедь Слова Божьего. Сотни христиан со  всего Крыма стекались к нему. Число христиан увеличилось до 2000  человек, а число общин - до 80. На расстоянии 80 поприщ от Херсонеса, т.  е. по всему Крыму, распространилась христианская вера. Повсюду  сокрушались языческие капища, идолы и воздвигались христианские церкви.  Римские власти не могли этого стерпеть и 25 ноября 102 г. по приказу  императора Траяна слуги игемона Фавиана бросили святого с якорем на шее в  море. Святой утонул в нынешней Казачьей бухте. Волны прибили тело  священномученика к берегу, и верные христиане положили его в гробницу из  белого мрамора на маленьком затопляемом морем островке бухты. Согласно  преданию, по молитвам учеников святого - св. Корнелиуса и св. Фива, -  море однажды расступилось и открыло путь к гробнице с аркасолием, в  которой находились мощи св. Климента. С того времени, гласит легенда, 25  ноября ежегодно море отступало на 20 стадий (3,75 км) для того, чтобы  христиане могли подойти к раке святого и поклониться ему. В другой  легенде, записанной в IV в. св. Ефремом в Крыму, рассказывается о том,  что однажды родители-христиане забыли своего ребенка возле гробницы, и  море после прилива поглотило его. Велико же было удивление всех, когда  ровно через год мальчик был найден целым и невредимым на том же самом  месте, где его оставили родители. Чудесное спасение отрока приписали  заступничеству св. Климента. Древнейшие предания о св. Клименте  появились в конце V в. в Риме. Это так называемое "Passio S. Clementis".  Краткие легенды о нем были собраны в Галлии во второй половине VI в.  Григорием Турским и среди них латинская первооснова легенды о чудесно  спасенном отроке. Сохранилась греческая рукопись VII в. “Жития св.  Климента”, составленного его учениками и отредактированного св. Ефремом,  епископом Херсонесским (IV в.). В нем подробно рассказывается о жизни и  чудесах св. Климента, прижизненных и посмертных.    Почитание св. Климента Римского в Крыму усилилось в IV - VI вв.,  когда благодаря миссионерской деятельности Иерусалимского патриархата в  Херсонесе образовалась своя епархия. Если верить Феодосию Африканскому, в  Херсонесе около 530 г. продолжа-лось ежегодное празднование 25 ноября  его памяти с паломничеством к месту погребения. С течением времени,  однако, паломничество прекратилось, островок стал опускаться в море,  аркасолий разрушился и гробницу засыпал морской песок. Осенью 860 г. в  Херсонес с миссионерскими целями прибыл св. Кирилл - Константин Философ с  братом св. Мефодием. Они вдохнули новую жизнь в почитание св. Климента.       Христианство у готов   В IV в. на пространствах Великой Сарматии / Скифии среди разных  народов интенсивно распространялось христианство, особенно после того,  как император Римской империи св. Константин I Великий (307-337 гг.) в  313 г. издал Миланский эдикт о признании христианства государственной  религией. Арабский писатель Абулфарагиус писал, что "россы приняли  христианскую веру уже в IV веке при Константине Великом". Автор "Жития  св. Иоанна Готского" об этом времени сообщает, что "земля тавроскифов  находится под владением готов" , которые еще в 214 г. вышли к Черному  морю и вскоре покорили многочисленные племена восточных славян, в числе  которых были уличи, тиверцы, анты, дулебы и др. Еще во время набегов  готов на Малую Азию, в том числе на Галатию, Вифинию и Каппадокию, готы  захватывали в плен немало греков-христиан, которые сообщали победителям  первичные сведения о христианской вере. Среди них первым усердствовал  Евтих Каппадокийский, исцелявший больных. Около 323 г. император св.  Константин I Великий покорил готов на Нижней Дунае и на Днестре и часть  готов была крещена.   Епархиальным центром стал г. Боспор Киммерийский, или Пантикапей,  где с середины I в. уже было немало христианских храмов. Готским  епископом стал св. Феофил. Христианство у готов и соседних народов стало  быстро распространяться в царствование императора Констанция (337-361  гг.), когда священник Авдий из Месопотамии открыл в Готии две  монастырские обители, а епископ св. Феофил усердствовал в крещении  готов, гетов и славян. Чуть позднее приобщились к христианству и гунны,  захватившие Великую Сарматию в 375 г. По словам блаженного Иеронима  Стридонского (342-420 гг.), "гунны изучают Псалтирь, хладная Скифия  согревается огнем истинной веры, войско рыжих и белокурых гетов или  даков везде носит с собой походные храмы".    Вскоре новым епархиальным центром новообращенных готов и славян  стал г. Томи в Малой Скифии (современный г. Мангалия в Добрудже,  Болгария).   Назад История Руси. Глава 22. II Далее 			 |