История Руси. Глава 6. XII В состав этнических носителей Черняховской общности определенно входили восточные славяне, затем западнославянские группы (из Пшеворской культуры), германцы-готы (из Вельбарской культуры), фракийцы с Дуная, скифы и сарматы, жившие между Днепром и Днестром. Экономические и торговые условия развития в поздней Великой Сарматии были столь благоприятными, что разноязычное население было более всего настроено на созидание и взаимовыгодный торговый обмен: зерно, мех, шкуры шли в обмен на амфоры с вином, сельскохозяйственные и ювелирные изделия; мирной жизни в Великой Сарматии помешали экспансии готов, гуннов, аваров, а затем хазар, что трагично сказалось на судьбе формирующейся Руси и на возможности беспрепятственного развития Русской национальной цивилизации, объединявшей различные народы в одну дружную семью. Славяне расселились повсюду по берегам рек Прут, Днестр, Южный Буг, Средний Днепр с притоками Тетерев, Рось, Тясмин, Сейм, Сула, Псел, Ворскла и в верховьях Северского Донца. Восточные славяне II-V вв., именуемые антами, расширяли свои владения к югу и северу и создавали свои государственные объединения князей Божа, а потом - Кия. Ко II в. улеглись потрясения, связанные с агрессией сарматов на запад от Днепра и Днестра. Установились рубежи между Великой Сарматией и Римом. В бассейнах Днестра и Прута славяно-сарматский мир соседствовал с Римом и его укреплениями Траяновыми валами. На равнинах Причерноморья пока отсутствовали степные племена-хищники, а новые еще только подбирались, крадучись, с севера и с востока. Скифы мирно доживали в своих городищах. Сарматы поняли выгодность своего положения как скотоводов и торговых посредников в Великой Сарматии. Греки и римляне были заинтересованы в установлении устойчивых торговых связей между экспортерами хлеба и потребителями продуктов Юга и Юго-Востока Европы. Словом, обстоятельства для развития в этом регионе цивилизации были благоприятными, если бы не новые народы-хищники. В начале III в. пало Скифское царство в Северном Крыму, оставшись один на один с Боспором. Царь Рескупорид III сжег столицу скифов Неаполь Скифский и с той поры стал называть себя "царем всего Боспора и тавроскифов". Сама Боспорская держава пала от нашествия гуннов в 375 - 376 гг. В III в., точнее около 260 г., сарматы-роксоланы основательно разгромили римскую провинцию Паннонию, превратив цветущие города в груды развалин. Города сменили палаточные городки на повозках с редкими новопостроенными храмами в честь Митры - митреумами. К IV в. придунайские левобережные сарматы ослабли и около 385 г. были окончательно разгромлены Римом и превратились в федератов угасающей Империи. В начале V в. оставшиеся в Карпатской котловине сарматы при приближении гуннов разбежались, стремясь где-нибудь найти надежное укрытие. А его уже не было. В III в. прекратилось господство сарматов, существовавших без централизованного государства в Великой Сарматии. Это случилось одновременно с прекращением господства парфян в Передней Азии - в Иране и Месопотамии. Однако в то время, как в Великой Сарматии шел процесс замены властителей варварских народов и нордические германцы сменили сарматов в Причерноморских степях, в Передней Азии одна иранская группировка вытеснила другую в борьбе за власть: Сасанидская династия заменила династию Аршакидов. ВЫВОДЫ Во-первых, Великая Скифия / Сарматия была колыбелью Руси, точнее, той страной, где складывались основы будущей Руси с ее народом, государственностью, обществом, культурой и цивилизацией. Во-вторых, все народы, населявшие Великую Скифию /Сарматию, участвовали в процессе этногенеза Руси, точнее, древнерусской народности, в том числе и народы североиранской группы: киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, роксоланы, языги, аорсы, сираки и т. п. Возможно, в процессе поглощения одних народов другими участвовали прабалты и угро-финны, а также пратюрки. Все они могли повлиять на "окрашенность" этногенетического процесса, а не на его суть. При всех обстоятельствах славяне-русы оставались, а другие народы исчезали в бурлящем Котле Перемен. Об освобождении территории Дакии (современной Румынии) и северного берега Дуная до Тиссы русами, вместе с которыми выступали хозяева этих земель бастарны ("кущоба"), даки ("сарматы") и фракийцы ("геты) рассказывается в "Сказе" Захарихи "про Карпат-гору да Кущобу". Помимо Дакии русы вложили много творческих сил в переустройство всей Великой Скифии / Сарматии, что сказалось на всей последующей истории. Прарусы оказались тем стержнем социально-экономических и политических процессов, которые привели к эпохальным переменам, породившим Великую Русь и ее государственность. Началось все со сменяемости археологических культур и с изменения этносов, которые предопределили появление Древнерусской цивилизации на Восточно-Европейской равнине. Четкая картина сменяемости археологических культур дана в книге И. П. Русановой и Э. А. Сымановича “Археология СССР. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. – первой половине I тысячелетия н. э.” (1992 г.), что отображено на специальной “Схеме взаимодействия археологических культур”. Помогает понять суть происходившего и блок-схема А. Абакумова “Арии степной бронзы”.
Из: Абакумов А. Евразийские арии // Наследие предков. М., 2001. № 4-5 (15). С.13. Назад История Руси. Глава 6. XII Далее |