НОВАЯ КНИГА О БОЛГАРСКОМ БОГОМИЛЬСТВЕ

НОВАЯ КНИГА О БОЛГАРСКОМ БОГОМИЛЬСТВЕ И ЕГО МЕЖДУНАРОДНОМ

ЗНАЧЕНИИ.


«Бугирите. Книга о попе Богомиле и его последователях» [1] — научно-популяр­ный труд Борислава Примова, извест­ного болгарского историка, автора двух десятков интересных исследований, по­священных происхождению и развитию бо­гомильского учения, связям богомиль­ства с дуалистическими ересями Запад­ной Европы, значению Первого и Вто­рого Болгарского царств в истории ев­ропейских народов. Новая книга При­мова это, прежде всего, плод научных разысканий, творческого анализа и обоб­щений, цель которых — показать ши­рокому читателю предреформационные истоки учения попа Богомила и его мно­гочисленных последователей в других странах.

Книга построена не в обычной акаде­мической или описательной манере. От­крывается она главой «Их называли бугарами», в которой на основе француз­ских, фландрских, испанских, итальян­ских и немецких источников рассказы­вается о широком распространении в За­падной Европе в XIII в. ереси «бугар», или «булгар». Кто были эти «бугари», что так самоотверженно жертвовали жизнью за свои убеждения? Ответ на этот вопрос ученый дает во второй главе — «Еретическая вера». В ней рассказыва­ется о происхождении дуалистического учения болгарских богомилов, причем используются немногие сохранившиеся подлинные источники — сочинения как самих богомилов, так и их обличителей. В третьей главе — «Зарождение ереси и ее основатель»— Б. Примов увлекатель­но повествует о трудной эпохе царя Петра, о войнах, феодальных распрях, обнищании народа, о первых болгарских вольнодумцах, еретиках-дуалистах, по­явившихся на территории Болгарии в первой половине X в. Используя «Бесе­ду» Козмы Пресвитера как исторический источник, болгарской ученый популяр­но и подробно пересказывает основные воззрения легендарного попа Богомила и его последователей, показывает свое­образие и оригинальность нового учения по сравнению с павликианством (уме­ренный дуализм, близость к христи­анству, вера в торжество добра, резкая социальная направленность). Почему же именно Болгария явилась колыбелью антифеодального еретического движения в Европе?—так ставит вопрос Б. При­мов. Ответ на него дается в четвертой главе — «Знание и ересь». Автор под­робно рассматривает роль Кирилла и Мефодия в деле упорядочения славян­ской азбуки, в деле просвещения ново­обращенных славянских народов на род­ном языке. В эпоху средневековья, когда формировались народности стран Евро­пы и их языки, официальным языком на Востоке оставался греческий, на Западе — латинский. Они не всегда были понятны широким народным массам. Гос­подствующее положение занимала офи­циальная, так называемая «трехязыч- ная» доктрина, согласно которой бого­служение могло совершаться только на одном из трех священных языков — еврей­ском, греческом или римском. Кирилл и Мефодий первые нанесли удар по этой доктрине. Болгария, Моравия и Русь становятся первыми в Европе центрами как официальной, так и неофициальной письменности на родном языке. Народ Болгарии, понимая богослужение и про­поведи, стал относиться к священному писанию критически, что дало возмож­ность лучшим его представителям вы­работать новое учение о вере и жизни — богомильство. Таким путем, по мнению Б. Примова, сформировалась основа бо­гомильской идеологии. С помощью этой весьма интересной и смелой гипотезы ученый пытается восполнить недостаток фактических данных о генезисе бого­мильской доктрины. «Ересь шествует по миру» — так называется пятая глава книги, в которой сообщаются истори­чески достоверные факты и догадки ис­следователя о распространении бого­мильства в Малой Азии, Сербии, Бос­нии, Хорватии, Далмации, Киевской Ру­си. Шестая глава посвящена «Богомиль­скому искусству» — изображениям на бо­гомильских надгробиях в Боснии. В седьмой главе — «Общий еретический фронт» — рассматривается типологи­ческая общность ряда катарских и аль­бигойских еретических организаций с богомильством, этой религиозной ОГІ- позицией феодализму. В последней, вось­мой главе — «Далекая заря реформа­ции» — делается попытка, впрочем не­сколько натянутая, поставить богомиль­ство и родственные ему западноевро­пейские течения в связь с нарождавшей­ся в XIV—XV вв. реформацией.

Приятное впечатление производят ил­люстрации в книге: 3 карты и 34 фотогра­фии. Весьма полная библиография спе­циальных научных работ по богомиль­ству и подстрочные примечания свиде­тельствуют о большой эрудиции автора и свободном владении громадным и раз­нообразным материалом.

Книга содержит резюме на русском, французском и английском языках, а также списки иллюстраций и сокраще­ний. Всем, кто захочет познакомиться с историей богомильства на широком фоне Европейской средневекой истории, труд Б. Примова будет полезен.

Ю. К. Бегунов



[1] Б. Примов. Бугрите. Книга за поп Богомил и неговите последователи. Библиотека «Бележити българи», кн.. 7. Издателсгво на Отечественна фронт. Со­фия, 1970, 384 стр.