В защиту книги Велеса

Ю.К. Бегунов

Чтобы
свеча не погасла...

В защиту «Книги Велеса» и русской национальной культуры
Ю.К. Бегунов, доктор филологических наук России и Болгарии, Санкт-Петербург


Русские хотят знать свою историю.

Они же­лают знать, где скрыты тайны происхождения сла­вянского рода, чем живы были люди тысячи лет тому назад.

В седой старине, в наш суровый век, русские люди ищут спасения и утверждения самих себя в вере в то, что Свеча Рода не погаснет и Земля Русская не погибнет.

Это понятно каждому. Народ имеет право на свою историю, ибо, как сказал А.С. Пушкин, «история — основа национальной культуры».

Сегодня невозможно оставаться Иванами да Марьями, не помнящими своего родства, когда Возрождающаяся Россия объявляет беспощадный бой бездуховности, антикультуре, растлению и с надеждой смотрит в будущее.

Серебряные нити исторической памяти протянулись от прошлого к настоящему и будущему, потому что, без этого, нет ныне народу счастливой жизни на своей земле.

Русь возвышалась потом и трудами старейшин, князей и бояр, полководцев и царей, дворян и купцов, крестьян и ремесленников, кто строил государственность, на полях сражений, с оружием в руках защищал свободу, кто лелеял национальную культуру, заботился о родном языке и книжности.

И ныне Возрождению России мог бы помочь наш сохранившийся богатый вос­точно-славянский фольклор.

Это старины (былины), исторические песни, ска­зания, предания и прочее.

Они восходят к эпохе ласкового князя Владимира Красно Солнышко, ко временам Нов­городской вечевой республики.

Но, в этом замечательном богатом фольклоре ничего нет о том, что было с Русью до князя Рюрика, где Русь тогда обиталась, как она объявилась.

Волнует тайна рождения Руси.

От­куда ты пришла и куда идёшь, что хочешь и чего достигла?

Ведь, ничто не исчезает бесследно.

Здесь — на Во­сточно-Евро­пей­ской рав­нине — под невидимым куполом России хра­нится твоё достояние — великая сила, что питает нас и побуждает на свершение славных дел, на продолжение Рода.

Эти дела воплощены в строительстве древних и новых сто­лиц — Новгорода, Ки­ева, Владимира, Мос­­квы, Санкт-Петер­бурга, тысяч городов и весей, словом, во всех своих творениях, «о, светло-светлая и украсно-укра­шенная земля Русская»!

И потому, очень важными и своевременными представляются нам поиски древних рукописных, а также, дохристианских рунических книг со сказаниями о ранней истории Руси.

Скажем, в рукописном наследии сказителя А.Я. Артынова (середина XIX века), сохранилось 80 сборников, содержащих 50 000 листов великолепных сказочных по­вестей.

Из таких добрых народных славянских книг люди прочитают, к чему стремится, чем живёт неуёмная славянская душа, как переполняет её молодецкая тоска по давно ушедшим героическим временам Василия Буслаева и много древнее.

Одна из таких древних книг, древнейшая из нам известных, это «Велесова книга» («Влес-книга»), со­­став­лен­ная, предположительно, жрецами славянского бо­га Ве­­леса в IX веке, перед тем, как нов­городский князь Олег Вещий завоевал древний Киев и объявил его «ма­те­рью городов русских».

Это — подлинное произведение, принадлежащее восточ­­нославянской народной традиции.

Подобно тому, как «Би­блия» является собранием фоль­клорных про­изведений, легенд народов Востока, так и «Книга Велеса» явля­ется собранием фольклорных (народных) легенд и ска­­заний предков славян, и, прежде всего, восточных сла­­вян: русских, украинцев и белорусов.

Эта книга рассказывает о наших далёких предках за 1500 лет до Вещего Олега и князей киевских Аскольда и Дира, хотя, знает и о них.

«Велесова книга» отражает древнейшие события русской истории, приход славян на Русь в первые века до нашей эры и первые века нашей эры.

Вот что говорит она о переселения славянских родов: «И вот отец Орь шёл впереди нас, а Кий вёл русов, а Щек вёл свои племена, а Хорев своих хорватов... (хорваты ушли с верхнего Днестра к Серету и Дунаю в 517 г. н.э. — Ю. Б.).

И были у нас иные сопле­менники, и богатства нажили великие. Потому, враги напали на нас, и потому мы бежали к Киеву-граду (был основан в 430 г. н.э. князем Кием) и до Голуни (град Гелон — Бельское городище на реке Ворскле на Полтавщине — Ю.Б.).

И там посели­лись, возжигая огня в благодарность богам...

И тут Кий умер, после того, как владел нами в течение тридцати лет.

А после него был Лебедян, названный Славер, и правил двадцать лет.

А потом, был Сережень де­сять лет... И так мы от богов: внуки Сварога и нашего Даждь­бога» (перевод Ю.К. Бегунова).

«Книга Велеса» также рассказывает о союзе древних славян и аланов, при­ведшем к образованию государства Русколань.

И это — ис­торический факт, отме­ченный также готским историком Иорданом (VI в. н.э.).

Расска­зывает также о сла­вяно-готских войнах, и эти рассказы относятся к событиям 4-6 веков н.э.

Эти известия похожи на фольклор, на переживание исторических событий, кои свойственны также германо-скан­ди­нав­скому эпосу и эпо­сам многих других народов.

Однако, главное богатство «Велесовой книги» — не легендарная история (известная и по иным не-легендарным источникам), а изложение мировоззрения славян, сведения о славянской ведической вере, которые вполне соответствуют нашим представлениям о древней вере славян и руси.

Тайна Руси — в её вере, в её богах: Триглаве (древнейшей Троице), который у древних славян есть Сварог, Перун и Велес, у новгородцев — Сварог, Перун и Святовит, у киевлян — Сварог, Дажьбог и Велес.

Ценными дополнениями к известному нам оказались свидетельства «Книги Велеса» о трёх субстанциях мира: Яви, Прави и Нави.

Боги русов были повсюду в «Яви», т.е., в видимом мире.

Свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб, земля, дававшая пищу, — всё это, большое и малое, поддерживающее жизнь Рода, было проявлением силы Бога — Творца-Дажьбога и, вместе с тем, оно и само было Богом.

И был у славян другой мир — «Правь». Это — истина и законы Сварога, управ­ляющие «Явью».

И был у них третий мир — «Навь». Это — мир нематериальный, потусторонний, мир мертвецов.

После смерти, душа, по верованиям русов, по­кидала «Явь» и переходила в мир невидимый — «Навь».

Там она странствовала, пока не достигала «Ирья» или Рая, где правил Сварог. Сварожичи, по «Книге Велеса» и есть предки русов.

Понятия Ада, «Пекла», нет в «Книге Велеса», потому что не было зла в душах последователей веди­чес­кой славянской традиции, в их кровнородственном бытии.

Бог был Сам их бытие.

Зло явилось позже. Оно вошло в мир от врагов.

Так окончилось время «Ведов» или «Ясуни», сокровенного, доброго и герметичного, т.е., закрытого собственного знания от «чу­жаков».

Это случилось тогда, когда новый жрец острым кин­жалом безжалостно перерезал нить времён, соеди­нявшую пуповину с материнским лоном Матери Сва.

Ведь, некогда жили славяне своими семьями, родами и племенами «вервию», то есть, общинами, по красным берегам рек и озёр, среди «нераленых» лугов и некопа­ных земель, вблизи густых пущ и дремучих лесов, па­хали землю, пасли скот, собирали плоды, охотились, ло­вили рыбу, добывали мёд в дуплах дерев.

Всего было вдоволь на Русской земле, и не было богатству ни конца, ни края!

Украшалась земля красными городами и высоким кремлём, крепкими стенами и узорчатыми теремами дубовыми.

Укреплялась Русь князьями грозными и боярами честными, мужами доблестными, молодцами верными.

Защищалась Русь острым мечом со щитом, луком и стрелами, копьём и дротиком, топором и секирою, кистенем и булавою, кинжалом и засапожным ножом, панцирем и шлёмом, которые носили, а оружие держали в руках храбрые русские воины, больше всего любившие свободу и богов Руси и потому, готовые умереть за них!

Святые идеи восточно-славянского братства вдохновляли создателей «Велесовой книги».

Ради них они и создали особый язык, особое письмо, особую дощатую книгу.

Драгоценные крупицы духовности, народного муд­рования Руси, Украины мы ищем в этом бесценном творении неизвестных людей, неизвестного времени Руси...