| 
				  История Руси. Глава 19. I Глава 19.   КОНУНГ РОРИК ЮТЛАНДСКИЙ – КНЯЗЬ РЮРИК НОВГОРОДСКИЙ     Призвание варягов. Образование Новгородского княжества и начало  династии Рюриковичей (862 - 1598 гг.). Княжение Аскольда и Дира в Киеве  после 860 г. Княжение Рюрика в Ладоге и Новгороде 862-879 гг.     Призвание варягов и образование Новгородского княжества, колыбели  русской вольницы, - одно из ключевых событий Русской истории.    Предоставим вначале слово авторитетным летописным источникам и  особенно старшей из них, "Повести временных лет" (начало XII в.).   "В год 6367 (859). Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со  словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян и северян, и  с вятичей по белке от дыма.   В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и  начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на  род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали  себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву".   И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как  другие называются шведы, а иные урмане (т. е. норвежцы. - Ю. Б.), и  англы, а еще иные - готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь,  словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е.  управления. - Ю. Б.) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И  избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и  пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на  Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась  Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были  словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял  всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому  Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах -  находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке -  кривичи, в Ростове - меря, в Белоозеро - весь, в Муроме - мурома, и над  теми всеми властвовал Рюрик".             Князь Рюрик Новгородский. Деталь памятника «Тысячелетию России» О. А. Микешина в Новгороде. 1862 г.     Современная наука давно доказала, что процитированное "Сказание о  призвании варягов" сложилось сравнительно поздно, в середине - второй  половине XI в., носит искусственный характер, так как написано  человеком, плохо знавшим норманнский язык. Этот книжник объединил  северо-русские легенды с широко распространенным на Балтике фольклором о  приходе на княжение двух или трех князей-братьев из-за моря. Очевидно,  что к созданию парафольклорного "Сказания" приложил руку опытный книжник  великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.),  приукрасивший легенду об иноземном захвате власти. Тем не менее,  современные исследователи признают, что за текстом "Сказания" стоят  определенные исторические события, отражающие сложный характер  взаимоотношений варягов со славянскими и финскими племенами в начале  водного пути "Из Варяг в Греки". Вероятно, между Рориком Ютландским и  славяно-финскими племенами был заключен договор в контекте  раннесредневековой дипломатии. Это был "ряд", по которому права и  обязанности высокодоговаривающихся сторон были оговорены всесторонне.  Ряд способствовал легитимизации власти на Северо-Западе Руси, но не  распространялся на остальную часть Руси, которая оставалась вечевой или  княжеской на юге, т. е. в Киеве. Продолжив свой род, князь Рюрик  Новгородский основал династию. Династия Рюриковичей нуждалась в  оправдании легитимности своей власти и доказательствах своего  благородства.   В Софийской 1-й и Воскресенской летописях одна из фраз читается  иначе: "Вся земля наша добро есть, и велика, и изобильна всем, а  нарядник в ней несть; поидите к нам княжити и владети нами”.  Оказывается, не "наряда", т. е. "порядка", нет, а нарядника,    т. е. властителя, или правителя. И еще одно важное добавление из  Псковской 1-й летописи: "Вся земля наша добра, а наряда в ней нет;  пойдите, княжите и владейте нами, и судите право". Что значит здесь  "право", т. е. по какому праву судить - не ясно. Учитывая, что это  писали вечники - новгородцы, подразумевалась общинная вечевая правда.  Однако и в те времена далеко не всякий князь соглашался уважать общинные  порядки и не править самовластно. Отсюда оправдание княжеского  авторитаризма "Божьей волей".   Ипатьевская и Радзивиловская летописи, содержащие "Повесть  временных лет", излагают события несколько иначе: "И избрашася трие  брата с роды своими. И пояша по себе всю русь. И приидоша к словеном  первее. И срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрик. А  другий - Синеус на Белеозере. А третий - Трувор в Изборьсце. И от тех  варяг прозвалась Русская земля".    Любопытные сведения приводит Псковская 2-я летопись: "И идоша за  море, к варягом, и рекоша к ним: "земля наша велика есть, и умножеися  людей, и несть кто бы владел нами и по праву рядил"; и просиша в них  князей. И вдша им 3 князи, брата себе, с роды своими их, и приведоша к  Новугороду, седе старейший в Новгороде, а имя ему Рюрик, а Синеус седе  на Белеозере, а Трувол седе в Изборсце".    Важные подробности сообщают Софийская 1-я и Воскресенская летописи:  "И избрашася от Немець 3 брата с роды своими, и пояша с собою дружину  многу; и пришед старейший Рюрик седе в Новегороде, а Синеус, брат  Рюриков, на Белеозере, а Трувор в Изборьсце; и начаша воевать всюду. А  от тех варяг находницех прозвашася Русь, и от тех словет Русская земля; и  суть новгордьстии людие и до ныняшнего дни от рода варяжска, преж бо  беша словени".    В Воскресенской летописи имеется важное уточнение: "Князь же Рюрик  взя с собою два брата Синеуса и Трувора и племенника своего Олга, и  нача мыслити хотя ити на Русь".    Однако Иоакимовская летопись называет Олега шурином Рюрика, т. е.  братом его жены Ефанды. По свидетельству В. Н. Татищева, в  Раскольническом списке летописи Олег именуется вуем Игоря, т. е. дядей с  материнской стороны.  Назад История Руси. Глава 19. I Далее 			 |