| 
				  История Руси. Глава 20. II Поход на Киев в 882 г.   Весной 882 г. князь Новгородский Олег Вещий с варяжской дружиной и  войском из словен, чуди, мери, веси и кривичей пошел в поход на Киев по  Великому Водному пути "Из Варяг в Греки", т. е. из реки Волхов в озеро  Ильмень, оттуда по реке Ловать до истоков, затем волоком в Днепр и по  Днепру до Смоленска, потом на Любеч и, присоединив к себе отряды из этих  городов, двинулся на Киев. В числе присоединившихся воинов были и  местные варяги. Вот как описывает дальнейшие события "Повесть временных  лет": "И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и  Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам  приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав  своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы,  идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, родичам своим".  Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и  сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я  княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и  Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется  ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил  церковь святого Николая; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И  сел Олег, княжя в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это Мать городам  русским". И были у него варяги, и славене, и прочии, прозвавшиеся  русью". Тот Олег начал ставить города и установил дани словеном, и  кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300  гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой  смерти Ярослава , т. е. до 1054 г. Составитель "Повести временных лет"  передает здесь текст Начального свода 1095 г., может быть, и более  раннего источника, в котором не все достоверно. Так, например, Дира уже  не было в живых: он был убит еще в 876 г. Первая редакция "Повести  временных лет", сохранившаяся в Новгородской Первой летописи старшего  извода говорит о двух вождях похода, одному из которых - Игорю -  исполнилось только 5 лет. В позднейших летописных сборниках путаница  увеличивается: Олег убивает не Аскольда и Дира, а Кия, Щека и Хорива.    Еще одна любопытная подробность имеется в Иоакимовской летописи:  "Блаженный же Оскольд предан киевляны и убиен бысть" , в других  летописях этот факт отсутствует.   Интересно отметить, что именно Начальный свод содержит известие о  том, что "были у него (т. е. у Олега Вещего. - Ю. Б.) варяги и словени, и  прочи, и прозвашася русью". Вторичность прозвания отметил еще С. М.  Соловьев, который писал: "Варяги и славяне прозываются русью только по  утверждению в Киеве". Ранее они носили свои племенные названия в то  время, как варяги (наименование по профессии!) не составляли этноса и  быть русью ни в коем случае не могли, так сами происходили из норманнов,  т. е. либо датчан, либо шведов, либо норвежцев.   "Свод старобулгарских летописей" излагает другую версию событий.  Вот что в нем говорится: "При Лачыне Урусское бекство подчинялось ему,  поэтому Алмыш двинулся в Башту с намерением принудить ас-Халиба  подчиниться ему. У города он соединился с подошедшим чуть раньше Салахби  и вначале договорился с ним, что он будет княжить в городе в качестве  данника балтавара. Но потом Джун посоветовал им, чтобы Салахби сел в  Башту в качестве соправителя сына Лачына Угыра , и по размышлении бии  согласились с анчийским головой. Салахби, показав баштуйским боярам  бека Угыра Лачыни , объявил им о своем желании сесть на Урусское  княжение в качестве везира бека и предупредил, что в случае их  сопротивления будет убит Булат и предпринят жестокий булгарский приступ.  Бояры согласились заключить договор с Салахби, опасаясь мести за погром  мусульман. Однако ас-Халиб отказался подчиниться решению бояр, и тогда  они привели его к Салахби силой. Когда тот приблизился к нему, то  внезапно и с криком: "Проклятый раб - ты изменил своему господину и  должен умереть!" - обнажил свой меч и хотел зарубить им Салахби. Но Джун  был начеку и убил ас-Халиба копьем, которое выхватил у стоявшего рядом  анчийца, а Алабуга зарубил Булата, поспешившего на помощь отцу.  Последний сын ас-Халиба Хот, узнав о кончине отца и брата, тайно бежал  из Башту к хакану (...)   Салахби вошел вместе с Джуном и Угыром в Башту и в качестве первой  дани Алмышу выдал балтавару имущество яхудских купцов. Джун, ставший  первым бояром и головой всех анчийцев - а они называли его по-булгарски  "бата", - примерно наказал убийц своего отца и мусульман. Довольный  исходом дела, Алмыш вернулся в Хорысдан , а Алабуга - в Болгар".    Третий источник - "Свод Наримана" (XVI в.) - сообщает иную версию.  Когда глава полиции Хазарии ("джавашгыр") в 882 г. раскрыл заговор  миджакских и христианских феодалов против кагана, то Арслан приказал  сыну Дира Джуннэ и Аскольду схватить в Киеве Шам-Аскала, организатора  заговора. При аресте последний оказал сопротивление и убил Аскольда.  Тогда один из сыновей Аскольда тут же убил самого Шам-Аскала копьем.   Какой из процитированных источников достоверен, решить трудно. Все  три носят следы парафольклорной обработки и содержат элементы  легендарного повествования. Очевидно, что их источником могла быть  современная событиям летопись вроде недошедшего до нас "Свода  Аскольда", подобно тому, как у булгар и у хазар были свои летописи. До  наших дней все три летописи не дошли, но остались предания, записанные  позднее в "Джагфар тарихы" и в "Своде Наримана". Необходимо с  известными поправками учитывать все источники, а также народные  предания, лежащие в их основе, истоки которых теряются в глубине веков.   Сравнение источников выявляет следующий ход событий.   1. Поход варяжско-русского войска князя Олега Вещего и его  союзников из Новгорода в Киев имел место, вероятнее всего, весной 882  г.   2. Около Киева это войско соединилось с войском булгарского балтавара Алмыша Джафара.   3. Город был легко взят союзными войсками без штурма либо хитростью, либо с предъявлением ультиматума совету старейшин (бояр).   4. Малолетний сын князя Рюрика Ингварь (он же - Игорь) был объявлен совету бо-яр как будущий князь Киевского княжества.   5. Прежний владетель князь Аскольд и его старший сын Булат были приведены к Олегу Вещему и убиты. (Дир погиб раньше, в 876 г.)   6. На Киевский стол сел князь Олег Вещий как опекун Игоря, или везир.   7. Олег Вещий провозгласил Киев "Матерью городов русских", а  подданные прозвались "Русью": это были поляне, "яже ныне зовомая Русь".   8. В своем правлении Олег Вещий опирался на совет бояр (старейшин),  а также на свою варяжско-русскую дружину и ополчение антов, которым  командовал сын покойного Дира Джун ("голова анчийцев").   9. Олег Вещий стал строить города и установил дани Киевскому государству и варягам от Новгорода.   10. Олег Вещий отнял у еврейских купцов имущество и отдал его булгарам в качестве первой дани.   11. Булгарские союзники - балтавар Алмыш и бий Алабуга - вернулись в  Хорысдан (т. е. в Путивль) и потом в Булгар, столицу Волжской Булгарии.   Совет бояр, или старейшин, занял примирительную позицию по  отношению к новому властителю, так как опасался мести сына Дира Джуна, и  рекомендовал вече принять Олега Вещего. Через три года Алмыш выстроил  недалеко от могилы князя Аскольда-Николая роскошный дворец - Ольмин двор  (885 г.) и принимал в этом дворце верного Олега. Причем Алмыш-Ольма  опирался на немногочисленный отряд булгар и анчийцев Джуна, которого  подчиненные с уважением звали "бата", а Олег Вещий возглавлял  многочисленные дружины из русов и варягов, вместе с которыми ему  суждено было силою оружия защитить новообразованное Русское государство и  увеличить его территорию.    В том 882 г. шведский конунг Амунд напал на Новгородское княжество.  Его флот вошел в реку Неву и Ладожское озеро, викинги захватывали  прибрежные селения и грабили население. Понадобилась рука  государственного мужа Русской земли, которая могла бы "достать"врага на  северных границах Новгородского княжества и поразить его там также  успешно, как и варягов на южных берегах. Такой муж нашелся. Это был  великий князь Олег Вещий.   Ю. П. Миролюбов искал источники, повествующие о битвах русов с  норманнами и не нашел их. "Есть только некоторый намек на то, - писал  он, - что викинги, гулявшие по Европе, где могли всех грабить  безнаказанно, натолкнулись на востоке, в Гардарики, на сильное  сопротивление. (Одна из таких битв, вероятно, произошла в бассейне  Ладоги и Волхова. Это предполагаемое сражение с викингами конунга  Амунда. - Ю. Б.) Тут как раз помогли Новгороду варяги (т. е. датчане и  норвежцы Олега Вещего. - Ю. Б.), "нурманский строй" великолепно знавшие.  Они научили новгородцев драться этим строем. Когда викинги набросились  на Новгород, они были разбиты и отброшены. Из двух десятков "королей  открытых морей", или же "ярлов", сумели уйти только два или три, да и те  потеряли свои драккары - корабли, на которых плавали в Европу. Есть  предание, что погибло в Новгороде около 10 000 воинов. Это нападение  оказалось последним, ибо викинги предпочитали Западную Европу, где люди  отдавали сами свое золото и драгоценности и добровольно одевали  ошейник раба, или "ридера". Русы же, валившие викингов тяжелыми  секирами, были, по крайней мере, неудобными. Этим и объясняется в  дальнейшем то обстоятельство, что викинги чаще ходили на запад, чем на  восток".   Назад История Руси. Глава 20. II Далее 			 |