| 
				 История Руси. Глава 6. XI Это был явный успех политики императорского Рима. В честь своей  победы Траян воздвиг в устье Дуная монумент "Tropheum Trajani", а также  колонну в Риме, которая сохранилась до сих пор. Он считал эту победу  величайшей в своей жизни и ценил ее выше успехов в Армении и Аравии.    В Бессарабии он якобы построил "Траянов вал"; впрочем, народная  молва приписывает строительство этого вала Атанариху, королю вестготов  (IV в. н. э.). У этого вала римская конница разбила роксоланов в 66-68  гг. н. э.   Восточно-славянские племена дулебов, тиверцев, борусков сражались против римлян на стороне даков, так как ненавидели рабство.   Сообщает "Велесова книга": "Вспомним о том, как римские орды были  поражены дедами нашими близ устья Дуная, когда Траян напал на дулебов. И  тогда деды наши пошли на легионы и их разбили. И было это за триста лет  до нашего Буса, и это мы должны удержать в памяти... И мы помним, как  Траян потерпел поражение от наших дедов, и легионеров взяли отрабатывать  дань на полях наших. И трудились римляне на нас десять лет, а после  были отпущены нами".    И еще: "И бьет крыльями Матерь Сва-Слава... и поет та птица воинам  борусинским, которые от римлян пали около Дуная возле Траянова вала"  (II, 7ж). Поэт "Велесовой книги" расценил эти сражения как войны за  вольность русскую и вольность сарматскую.   А даки подружились с восточными славянами, поскольку у них был один  враг: рабовладельческий Рим, который ненавидели все варвары. Под  натиском римских легионов, которые сделали своими форпостами Траяновы  валы и крепости в Дакии, даки вынуждены были двинуться на восток и  занять часть земель в бассейнах рек Днестра, Прута и на юго-востоке  современной Словакии. В то время фракийцы теснили кельтов, а сарматы  своими набегами беспокоили фракийцев. Так в I - III вв. н. э. на землях  Галиции, в прошлом кельтских, родилась Липецкая археологическая  культура. Создателями ее были дако-фракийские племена.   На северо-востоке даки достигли верховьев Тиссы, где построили крепость возле современного села Малая Копаня.   Дако-фракийское население в Дакии преобладало несмотря на то, что  римляне подселили туда ветеранов, навербованных во всех уголках Римской  империи. Эти ветераны стали колонистами, хотя составляли едва 2 %  населения. С 232 г. до 271 г. в Дакии кипела яростная партизанская война  против Рима, а с 271 г. Дакия стала принадлежать только дакам и гетам,  причем они охотно пропускали готов через свою территорию, а обратно -  никогда, так что остготам и вестготам оставалось только переходить через  Дунай и двигаться дальше на завоевание Италии, что они и сделали,  основав Вестготское королевство на западе Европы (V в.) и Остготское  королевство в Италии (VI в.).   Иное дело римляне. Римская империя с начала новой эры стала первым и  самым опасным агрессором и рабовладельцем, которая вела захватнические  войны ради присвоения чужих земель и захвата рабов. Войны с Римом велись  почти непрерывно вдоль границы - "Limes Romanus" - по Дунаю.  Императорский Рим усилил свою завоевательную политику. Император Тиберий  (14-37 гг.) занял Фракию. Император Клавдий захватил Тиру в устье  Днестра в ответ на постоянные атаки языгов, роксоланов и даков на  римские границы. Легионы и флот Нерона оказались вскоре в Херсонесе и  Ольвии, чтобы защищать интересы Империи в Причерноморье. А военные  походы императора Траяна превзошли все ожидания: они привели тогда к  завоеванию Дакии и угрожали русо-сарматскому миру в Северном  Причерноморье.    Император Траян в оборонительных целях построил тройную линию валов  и укреплений: первую - южнее устья Дуная, вторую - севернее устья  Дуная, третью - между Прутом и Днестром. Но они не помогли. Нашествия  варваров участились. Варвары часто переходили Дунай, грабили и разоряли  пограничные римские провинции, освобождали рабов и уносили немалую  добычу. В 119 г. сарматы и роксоланы, вероятно, вместе с антами перешли  Дунай и совершили набег на Иллирию. Их отразил римский император Адриан  (117-136 гг.). В 146 г. набег на другие провинции совершили роксоланы. В  165 г. начались Маркоманнские войны Рима, которые охватили Центральную  Европу и продолжались до 180 г. Против Рима сражались многочисленные  германские племена, а также сарматы, роксоланы, аланы. В 169-175 гг.,  кроме упомянутых народов, в войне на Дунае участвовали языги, карпы,  костобоки, иллирийцы и, может быть, славянские племена из Сарматии.  Император Коммод сумел, наконец, в 180 г. погасить военный конфликт,  заселив многие приграничные провинции Римской империи и северной Италии  варварскими народами. Римско-варварское противостояние усилилось в  начале III в. с приходом с севера германцев, образовавших на Дунае  "языческую страну готов" - "Gutthiuda", возглавляемую конунгами и  судьями.   Еще в III - I вв. до н. э. в Прикарпатье и Северном Причерноморье  появились первые германские племена на реке Прут и скирры (по верхней  Висле и южнее; археологическая культура Поянешти-Лукашевка, II - I вв.  до н. э.). Военные отряды сарматов, продвинувшись до Вислы, окончательно  установили границу восточной Сарматии с Германией по этой реке. Однако  граница эта не помешала натиску готонов, или готов, двинувшихся из  района Нижней Вислы по Нареву и Западному Бугу и осуществивших экспансию  против народов Великой Сарматии около 160 г. н. э.    И, наконец, мы подошли к рассмотрению Черняховской культуры, II-V  вв. н. э., которая была многослойной (не менее шести регионов) и  многонародной, вобравшей в себя все многообразие Великой Сарматии. Она  распространилась от Нижнего Дуная на западе до Северского Донца. В  нижнем течении Днепра вплоть до IV в. продолжали существовать  позднескифские городища. В степях от дельты Дуная до устья Днепра все  еще кочевали сарматы. На верхнем Днестре еще жили племена Липицкой  культуры, вытесненные в III - IV вв. пшеворцами в бассейны рек Прут и  Тисса. С северо-запада, из бассейна Вислы, на земли Волыни и Подолии во  II - III вв. продвигались готы (Вельбарская культура) и западные славяне  (Пшеворская культура). В северных землях Кара-Саклана черняховцы шли по  полосе лесостепей Среднего Поднепровья, где проживали еще потомки  скифов-сколотов и создатели раннезарубинецкой культуры, т. е. славяне.  Скифы - сарматы сохраняли в Черняховской культуре присущие  иранцам-кочевникам погребальные комплексы катакомб и могил с подбоями;  кое-где на берегу Черного моря сохранились остатки каменных усадьб с  многокомнатными домами, двором и оградой, лепной керамикой. Германцы  строили крупные дома площадью более 1000 кв. м. Славянское  земледельческое население, смешавшееся с балтами, строило  городища-колуни ("русколуни").   Примером скифо-сармато-славянского симбиоза может служить  Пастырское городище в бассейне реки Тясмина. Оно известно как центр  земледельческой культуры с III в. до н. э. по IX в. н. э. Занимающее  площадь в 3,5 га, оно было защищено земляными валами и рвами. Раскопками  исследованы десятки жилищ-землянок и погребений. Найдены лепная  керамика, выпуклолобые серолощеные горшки, а также кузницы, гончарни,  мастерские по обработке железа. Название Черняховская культура  происходит от села Черняхово на Среднем Днепре. Открыта она была в 1901  г. археологом В. В. Хвойко.    Городища были невелики и лишь три из них хорошо известны  археологам. Это городища Башмачок на Днепре, Городок - на Южном Буге и  Александровка - на реке Ингулец. Все они занимали мысы коренного берега и  с напольной стороны отсекались рвом и валом. Городища относятся к  III-IV вв. Селения Черняховской культуры вытянуты вдоль рек в 2-3 ряда,  дома окружены хозяйственными постройками, очагами и  ямами-зернохранилищами, защищенными деревянными навесами, т. е. точно  так же, как в русской деревне XIX в. Среди жилых домов преобладали  полуземлянки со стенами столбовой конструкции, державшими плетень,  обмазанный глиной. Здания покрывались двускатной соломенной крышей.  Отапливали жилища печами или очагами. Погребальный обряд сочетал в себе  трупосожжение и трупоположение без курганных насыпей, что сближает  Черняховскую культуру с ее предшественницами: Центрально-европейской  культурой полей погребений XIII - VIII вв. до н. э., а также с  Пшеворской и Зарубинецкой культурами. Обращает на себя внимание обилие  кладов римских монет, особенно на территории будущего Киевского  княжества. Были развиты металлообработка, гончарное производство,  ремесла. Основа хозяйства - земледелие и животноводство. Сеяли пшеницу,  ячмень, просо, овес, горох, лен, коноплю. Хлеб убирали серпами. Кузнецы  владели технологией обработки кричного железа и стали. Железо выплавляли  из местных болотных руд. Были резчики по кости и чеканщики по металлу.  Найден сельскохозяйственный календарь с указанием языческих праздников,  связанных с земледельческими работами на весь год. Год был разделен на  двенадцать месяцев, по 30 дней в каждом.  Назад История Руси. Глава 6. XI Далее 			 |