История Руси. Глава 6. IX Последний однажды покинул свой дворец и ушел на Северный Кавказ. С тех пор в Великой Сарматии больше не было царей этой династии. Власть перешла окончательно в руки другой уже существовавшей одновременно с наследниками Чельбира династии. Это была Аланская династия царей из рода масгутов. Как уже говорилось, после неудачного восстания в Пантикапее Саумак был взят в плен и умер в г. Дарбизоне . Согласно булгарским летописям, он был похоронен в кургане на берегу реки Сакмары. Возвышение Аланской династии было обусловлено усилением родоплеменного объединения аланов в сарматском обществе. Исходной территорией формирования новой сарматской государственности была Нижняя Волга. Со временем аланы мигрировали на запад к Танаису и на побережье Азовского моря. Знать их общины приобрела значительное влияние в Сарматии благодаря той роли, какую стало играть аланское войско. Римский историк Аммиан Марцеллин (III в. н. э.) писал об аланах как о значительной движущей силе Сарматского общества того времени: "Аланы... населяют бесконечные пустоши Скифии... в другой части страны (к востоку от Дона.- Ю. Б.) аланы поднимаются на восток, разделенные на многочисленные и немногочисленные роды, они выдвинуты далеко в Азию и, как я слышал, живут вплоть до реки Ганг, которая протекает через территорию Индии и вливается в Южный Океан... Почти все аланы высоки и симпатичны, их волосы скорее светлы, свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они не сдерживались. Они легки и активны в использовании оружия". Аланская династия правила Великой Сарматией до конца II в. н. э., пока ее не сменили представители I-й и II-й Гуннских династий (II-VI вв. н. э.). Лесостепную полосу между Днепром и Доном заняли ближайшие родственники аланов - роксоланы, или "светлые аланы". На Нижнем Дону и в Приазовье поселились аорсы. Основное ядро сарматов расположилось в бывшей Великой Скифии на Нижнем Днепре, в бывших восьми царских городищах, от Днепровских порогов до Буго-Днестровского лимана. Сарматам удалось постепенно колонизовать почти всю Великую Скифию. Они даже проникли в отдаленные лесные районы, находившиеся за пределами Скифии, например, к истокам Днепра и Волги, подчиняя себе финно-угорское население. В начале V в. н. э. историк Маркиан писал: "Река Рудон (т. е. Западная Двина.- Ю. Б.) течет из Аланской горы (Алаунской, или Валдайской возвышенности.- Ю. Б.); у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармант, в земле которых находятся истоки реки Борисфена, впадающей в Понт". В степях на правобережье Днепра поселились языги-кочевники и с ними постоянно, в течение сотен лет воевали славяне-анты, жившие изначально между Днестром и Днепром. Именно с антов и начинается подлинная русская история. Археологически Антская Русь началась с Зарубинецкой археологической культуры (II в. до н. э. - II в. н. э.) . Последняя была изначально восточнославянской и охватывала северо-западный угол Великой Сарматии: Припятское Полесье, Волынь и Среднее Поднепровье. Зарубинецкая культура произошла от западно-славянской венедской Подклёшевой археологической культуры V-II вв. до н. э. Первооткрыватель Зарубинецкой культуры археолог В. В. Хвойко считал, что ее носителями были местные славяне. Эта земледельческая культура была, по его мнению, одним из самых ярких продолжений скифской земледельческой культуры, которая в дальнейшем развилась в Черняховскую археологическую культуру II-V вв. н. э. Последнюю Хвойко также считал славянской, которая была логическим продолжением земледельческой культуры скифов-пахарей. П. Н. Третьяков высказал авторитетное мнение, что поселения Зарубинецкой культуры были синтезом среднеднепровских скифских поселений лесостепи, которые меньше всего пострадали от нашествия сарматов. Часть населения пришла с запада и усилила тем самым славянский этнический компонент. Славяне-венеды, а также автохтонные жители славянских весей между Днестром и Днепром (т. е. анты) стали основой населения Зарубинецкой археологической культуры. По мнению археолога П. М. Долуханова, "при обсуждении генезиса и этнической принадлежности Зарубинецких древностей, важнейшими моментами являются следующие. Во-первых, то, что исходный ареал этой культуры включает области скифов-земледельцев, основной сельскохозяйственный регион на востоке Европы. Во-вторых, то, что в ряде областей Зарубинецкой культуры фиксируется переход от подсечного к пашенному земледелию. Третьим обстоятельством было то, что зарубинецкая культура сформировалась в условиях военного давления со стороны сарматских племен. Все эти обстоятельства позволяют видеть в зарубинецкой культуре археологизированное отражение достаточно устойчивого политического союза разноэтнических групп, возникших в условиях давления со стороны воинственных степных племен". Обращает на себя внимание наличие южных и западных элитных импортных изделий в культурных слоях зарубинцев, что предполагает существование активных торговых связей зарубинецких групп населения с кельтами и германцами. Зарубинецкая культура убедительно свидетельствует о том, что оседлое славянское население, оттесненное североиранцами в леса современных Украины и Белоруссии, начало возвращаться обратно на черноземные земли. Славяне заняли земли на правом высоком берегу Днепра между устьями притоков Тетерева и Роси. Отдельные группы славян поселились в устье реки Горыни (Давид-городок) и на правом берегу Днепра, в районе нынешнего г. Речицы, и ниже устья реки Березины. Отдельные поселения славян возникли по берегам рек Сейма и Сулы, а также в верховьях реки Южный Буг. Однако в состав восточно-славянской общности будущих антов-русов вошли остатки оседлого населения лесостепи, прежде занятой носителями Высоцкой, Чернолесской и Белогрудовской культур XII - VII вв. до н. э., отчасти смешавшихся с прабалтами. Та часть населения, что смешалась со скифами и сарматами-земледельцами и составила ту историческую общность Среднего и Нижнего Поднепровья, о которой "Отец истории" говорит как о скифах-пахарях и борисфенитах, предках борусков и, в конечном итоге, русских. Итак, сложение трех начал: 1) западно-славянского, венедского, 2) северного балто-славянского, 3) степного скифо-сарматского - способствовало сложению суперэтноса Зарубинецкой археологической культуры, в котором ведущую роль играли русы (т. е. "русые") при главенстве единого общеславянского языка. Автор "Велесовой книги" утверждает, что инициаторами сложения Руси было племя тиверцев, жившее между верховьями Южного Буга и Черным морем. "И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа,- утверждает Ягайло Ган, (значит, в начале III в. н. э.- Ю. Б.) - к вам (т. е., к скифам и суренжанам. - Ю. Б.) и сказали: “Как мы помним, в старые времена сплотились анты, от язов спасаясь. И также было много крови пролито, и на ней Русь стоит, поскольку мы кровь пролили, и так навеки до конца будет. От земли нашей пошли славянские племена и роды. И мы славили богов, никогда не прося их, лишь славя их силу. А также величали пращура нашего Сварога, который был, есть и пребудет вождем нашим навеки и до конца” (I, 56). Выводы: Во-первых, борисфениты - ославянившиеся скифы - стали предками полян, самого могущественного и инициативного племени на Среднем Днепре. Во-вторых, венеды - ославянившиеся венетийцы - сыграли значительную роль в сложении Руси. В-третьих, вервиане - волыняне, они же невры, одно из древнейших восточно-славянских племен Лужицкой культуры - внесли свою лепту в общий процесс этногенеза Руси. Этногенез славян проходил в условиях непрерывной ожесточенной войны исконных земледельцев против степняков-кочевников. Это были войны за выживание. Они велись в самом конце старой эры (II - I вв.) и в начале новой (I - III вв.) против дасуней (массагетов), костобоков, языгов, кельтов и германцев. В начале I в. славяне прозвались "Русью" (т. е. “русыми”) и антами (т. е. “окраинными”) и в IV в. по Днепру дошли до ильмерцев, прафиннов и прабалтов. До прихода готов на Черное море (214 г.) восточные славяне объединились в Русколань. Пращурам нашим стали помогать кельты, с которыми они соприкасались в районе Западного Буга и Карпат, а также иллирийцы - в районе Днестра. Вот что пишет об этом "Велесова книга": "И била крыльями Матерь Сва-Слава. Этим она предвещала нам трудные времена - засуху и коровий мор. И мы верили этому, поскольку это изречено праотцами, которым кельты помогали. И так мы приходили к кельтам, и сто лет получали помощь от них. Так же как и от иллирийцев, ибо иллирийцы - наши родичи. И так Род Рожанич держал нас в сердце отчем и охранял от врагов, которых мы повергли ныне..." Войны с племенами дасуней, языгов и костобоков продолжались около 200 лет. В конце концов языги ушли на Среднюю Тиссу, костобоки во II в. н. э. были либо отчасти истреблены, либо поглощены финно-уграми и иллирийцами. Дасуни, гонимые языгами, заняли Дакию. Вот как обо всем том повествует "Велесова книга": "И вот языцы отошли на полдень и оставили нас одних. И так шли мы туда, куда выводят скот и быков наших. И видели тут, как птицы во множестве летят к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было в степях много еды, так как напало на нас племя костобоких. И открылись многие раны, и пролилась кровь. Те внезапно отсекали головы врагам своим, и их ели вороны. И так Стрибы свищут во степях и бури гудят до полуночи. Небезопасна была та сеча великая. Языцы и костобокие разили и со злобой утекали, и воровали быков наших. И так продолжалась эта борьба двести лет. И наши родичи потекли к ляхам и там осели за сто лет до готов Германареха", т. е., стало быть, около 250 г. н. э. Это спасло нарождающуюся Русь от гибели. А до того, т. е. до начала III в., и в середине IV в. русы рубились с готами у берегов Синего (т. е. Черного) моря и одерживали одну победу за другой. Назад История Руси. Глава 6. IX Далее |