| 
				 История Руси. Глава 21. VI Согласно “Законам Сварога” высшая княжеская власть передавалась по  наследству. Князья почитались потомками богов. Однако, князь, выбранный  вечем, имел неограниченную власть лишь на время войны. В мирное время  власть князя держалась на народном доверии. Вече могло отлучить князя от  власти в пользу его родича или сына, если дела князя были неугодны  людям. А в “Книге Велеса” о “Завете” сказано так: “Любите “Завет” отца  Ария! Он для вас – свет зеленый и жизнь! И любите друзей своих, и будьте  мирными между родами!” (“Книга Велеса”. Род I, 5:4)”.    “Закон Сварога” – суть ведического мировоззрения, определяющего  систему и структуры власти в классовом обществе. Что касается до  ономастических выкладок А. И. Асова, то между ними и этногенезом славян и  руссов нет обязательных соответствий: они порою носят мифологический  характер первых времен.    Стрибог - бог ветра, воздушного пространства, отец Посвиста,  Провея, Погоды, Подаги, супруг Немизы. Он вечно воюет с Авсенем,  Зарею-Заряницей, препятствуя выходу Святовита на небосвод. В "Слове о  полку Игореве" ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с  моря. В "Велесовой книге" говорится о том, что Стрибог ветрами ярится  по земле.   О Стрибоге и его потомках А. И. Асов пишет следующее: “Не менее  иных Сварожичей древние русы почитали бога ветров Стрибога. Русы в  глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль,  якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога,  который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.  Главные храмы Стрибога находились на морских островах, близ устьев рек,  где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове  Березань, близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море  подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.   По преданию, Стрибог родился в начале времен из дыхания бога Рода.  Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал  громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного  Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-Зверем, а Хорсу – в  борьбе с Месяцем”.    Макошь - богиня судьбы, счастья, удачи, несчастья, раздела добычи  по жребию, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и  святых колодцев, охрительница коров и мелкого рогатого скота. Она  прядет нить жизни, покровительствует женскому ремеслу, охраняет дом. Она  - жена Велеса, старшая сестра Доли и Недоли. У русских богиня дождя  Макошь была женой и сестрой Хорса, солнечного божества. В русской  мифологии Макошь также богиня земли и земного плодородия. Ее название -  "Мать Сыра-Земля". Она обеспечивает связь между небом и землей. В этом  случае ее изображали в виде женщины с большой головой и простертыми к  небу длинными руками. В архаический период Макошь изображалась с турьим  рогом изобилия и двумя спутницами - Ладой и Лелей, с которыми  соединялись представления о судьбе. В поздней традиции Макошь  изображалась козлоногой и четырехрогой богиней, обильно обросшей  шерстью.    А. И. Асов пишет о ней буквально следующее: “Макошь – великая  богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям  подчиняются и боги, и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов.  Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи.  Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей,  прядет нити судеб. <…> Макошь – Небесная Мать, Небесный Закон,  Правь, Третий лик бога. Первый лик – отец, второй – сын, третий – мать,  ибо мать это и есть дух бога, приводящий в движение мир. Именно мать  дает жизнь сыну. И это значит – мир изменяется, после отца является сын,  потом сын сам становится отцом и вновь рождает сына.   Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений.  Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути. Она дает и  свободу выбора между добром и злом, где добро суть следование пути  Прави, а зло – отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, губит себя  и свою душу, Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но  уже не людьми.   Макошь – женщина, и потому изменчива: может принести и радость, и  горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за  счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не  отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И  тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи – Сречу. И тогда  человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если  человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все  рукой – мол, Кривая вывезет, - то его ждет горькое разочарование. Макошь  – отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи  – Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Недоля, Несреча – туда, где уже  причитают над могилами Карна с Желею”.    Кроме названных, в "Прославлении Триглава" и в повести Ф. Н. Глинки  богов, были еще боги Малых Триглавов и другие (всего 108). Перечислим  некоторых из них в алфавитном порядке:    Баба-Яга - воинственная хранительница рода и семьи, традиций рода и  детей; в русских сказках она превратилась в злое существо,  обитательницу избушки на курьих ножках на опушке леса.   Дид - хранитель рода и семьи - малого Перунова огня.   Дидилия - дочь Лады, покровительница родов, покровительница бесплодных женщин.   Дит - бог супружеской жизни, олицетворение любви, венец которой - дети. Изображался всегда молодым и сильным.   Знич - бог начального родового неугасимого огня.   Кощей - "бессмертный"; первоначально бог, дающий временную смерть,  после которой люди через некоторое время оживают; в русских сказках -  властитель подземного царства; в Древней Руси - военнопленный, раб.   Кродо - бог богатства, торговли и изобилия, смены времен года и  рода. Соответствует римскому Сатурну. Изображался в виде старика с  обнаженной головой и голыми плечами, стоящим на рыбе и опоясанным белой  шерстяной повязкой; в одной руке он держал колесо, а в другой - сосуд  или корзину с плодами и цветами. Почитался западными славянами. У  восточных славян - Иван Купало.   Купало - бог земных плодов и красоты. В историческое время его  изображали сидящим молодым мужчиной, который в руках держал ветвь с  виноградом и черенок с тремя тыквами и листьями. С его именем связаны  Купальские праздники (24 июня). А. С. Кайсаров писал о нем следующее:  "Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов,  и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили  жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры, а юноши и девицы,  цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении; наконец  скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что  это обезопасит их от леших". Купальские празднества сопровождались  массовыми купаниями славян, как это показано, например, в фильме Арсения  Тарковского "Андрей Рублев".   Лид - бог храбрости и мужества. Его считали покровителем воинов.   Мара - богиня смерти, болезней и моря.   Огонь-Сварожич - двухголовый бог огня, войны; в честь его жгли  неугасимый костер. Второе имя этого бога - Семаргл, сын Сварога, также  бог жертвоприношений, тепла, кузнечного дела. Он же - бог-посредник  между миром людей и миром богов. Родственен иранскому Семургу; эта  волшебная птица подобна огненной птице индийского эпоса Матаришвану  (жар-птице).   Полель - второй сын Лады, бог супружества. Изображался с шиповым  венком на голове и в длинной белой рубахе, в одной руке он держал  шиповый венок, в другой - рог, питающий верность.   Поревит - бог добычи и семени.   Перенуг - бог добра и белого света.   Прове - бог пророчеств и просвещения.   Радегаст - бог - защитник городов. В правой руке он держит щит с  воловьей головой, в левой - копье; на голове - петух с распростертыми  крыльями.   Род - бог отец и мать всего существующего, бог семьи и рода.   Родомысл - бог мудрости, благих советов, умелых речей. Указательным  пальцем правой руки он опирается в лоб, а левой рукой держит копье и  щит.   Рожаницы - богини-женщины, рождающие начало, дающие жизнь всему живому.   Чур-Щур - бог-предок, охраняющий род.   Яровит - бог войны.    Древнерусское язычество с его богами и систему мира древних славян можно представить в виде двух графических схем:   Схема N 1. Древнерусское язычество как система            Схема N 2. Устройство мира по верованиям древних славян            В Киеве, там, где теперь стоит Киево-Печерская лавра, был Священный  Гай (или сад), в котором находились могилы предков. В Боголесье в  Великдень, весной, в день почитания предков, собирались киевляне и  богомольцы со всех мест Руси и несли с собою писанки, цветы, вареное и  печеное, чтобы почтить своих богов. Не менее богатыми и почитаемыми были  другие языческие храмы в Киеве, например, святилище Велеса на Подоле,  храм Перуна, совмещенный с хоромами киевского князя, который почитался  верховным жрецом Огнебога или же Перуна; было в Киеве и капище Буса  Белояра на Бусовой горе. Да и по всей Киевской земле были святилища и  капища языческих богов, где хранились священные свитки и казна, где  князь и жрецы награждали золотыми мечами отличившихся воинов и назначали  их десятниками и сотниками. В Киеве это происходило в Священном Гаю  возле Врат Славы и знамени - Тризуба, в присутствии князя, бояр,  атаманов и знаменосцев. Посвящаемых называли богатырями земли  Дажьбожьей, яр-турами и буй-турами. Верховный жрец после молитвы  обращался к награжденным с напутственным словом: "Живите мирно с богами  родными, с реками, лесами, источниками, полями. И славьте их. И каждый  день помните, что вы и боги ваши сроднились с Духом Предков и с дыханием  Матери-Земли. Заботясь о мире, куйте мечи. Земля, которую на  веки-вечные нам передали родители наши Орь, Кимер, Скиф, Сармат,  Радогаст, Мусокий, Бож, Рус и Кий, богата медом и молоком, богата зерном  и мясом <...> О Солнце, святилище неба нашего! Освящай и грей  наши поля и реки, наши души и наши сердца, мы ведь твои дети! Также, как  жизни детей-сосунков соединены воедино с жизнями их матерей, так и мы,  внуки Дажьбога, кровью нашей и пуповиной нашей, и дыханиями нашими, и  жизнью нашей соединены с Солнцем, Небом и Землею нашими. Слава вовеки  веков Богу предков наших!"    После принесения даров жрец называл имена воинов, отличившихся в военных походах, например:   "Дибач, Лилат, Слава, Крит, Полян, Крилач, Карпан, Злотодан, Дубар,  Питан, Сва-дан, Хвала, Ростун, Тририг, Страдач, Свара, Пложан, Яма,  Радогош, Магавар, Литун, Два-вар, Родан, Горун, Сила, Свет, Вогнедар,  Водотрав, Громовик, Листвич, Живорид, Било-тур, Ладомир, Магавид,  Свитокол, Ростичар, Косака, Вишезор, Колодий, Трисад, Каспаса, Оримир,  Кий, Славутич, Листвич, Дарава, Тапа, Липак, Пава, Снага, Ман, Сушка,  Сарпа, Кривуля, Дивер, Рава, Ус, Скол, Мольба, Варан, Коласа, Чара,  Татомир, Дан, Паликоп, Стоян".    Так соединялись в "Веде словене" божеское и человеческое ради  вечной жизни Славянского Рода, Рода святорусского, православного!   Назад История Руси. Глава 21. VI Далее 			 |