| 
				 История Руси. Глава 13. VI Грузинская повесть рассказывает: "Не прошло и трех дней после  учинения персами и скифами пожара и разорения по наущению дьявола, как  опять поднялся хаган, глава скифского народа, и со всеми своими воинами  бросился на город и осадил его. Отряд же скифов состоял из несчетного  числа воинов, приготовленных к бою, вооруженных и крепких. Самое  меньшее, скажу, чтобы знать истину, их было приблизитоельно столько, что  на одного христианина варваров-скифов приходилось человек десять".    Горячий бой разгорелся в предместье города в Пигах, где славянам  противостояло народное ополчение. Там Богородица, покровительница  местного храма, "посрамила отряды неверных и непобедимою своей силою  укрепила и усилила пигейцев против множества, раскалила сердца их,  чтобы они смело боролись и резали богоборцев <...> Пигейцы,  воспламененные ревностью и ободренные упованием на Него, разбили скифов,  атаковавших своим воинством храм, и силою Господа наши народные воины  одолели вступивших с ними в бой; малочисленными Господь попрал несметное  число врагов. Пыл предводителя и князя скифов настолько был ослаблен,  что он стал оплакивать не столько свое настоящее посрамление, сколько  предугадывал, на основании этого неожиданного посрамления, свою  предстоящую погибель и падение".    В ходе сражения произошел перелом: греки уверовали в свою победу и  каждый день стали делать вылазки и бились с врагами. "Храбрость же  скифов и сила их стала ослабевать и умаляться".    Святой патриарх Сергий, посоветовавшись с эпархом Варосом и  горожанами, решил послать послов к хану с подарками и предложением  дани. Однако хаган отказался от золота, требуя сдачи города. Сражение  возобновилось с новой силой. Оно продолжалось в течение трех дней  безостановочно. И тогда враги решили напасть на город с двух сторон: со  стороны суши поставили стенобитную машину, а море заполнили несчетным  количеством славянских однодревок. Персы и авары атаковали  одновременно. Они подняли сильнейший рев, подобно диким зверям, чтобы  напугать греков, но не преуспели в этой затее. Флот ромеев потопил лодки  славян, пытавшихся перевезти персов из Халкидона на другой берег. Так  Пренепорочная Дева "всюду посрамила их и всякую надежду их сделала  тщетною и бесполезною. Со стен города греческие бойцы всегда (при каждом  приступе) убивали столько безверных, что оставшиеся в живых враги не  успевали сжигать трупов павших воинов. Сжигание требовалось обычаем  варваров; предавая умерших огню, они сами предавали их "вечному огню".  Так было с борющимися со стороны суши.   Сражающиеся со стороны моря неслись на своих лодках, стараясь  помочь своим отрядам. Но как только приблизились к храму Влахернской  Пресвятой Богородицы, их постигла кара Божия. О знамение! Как только  направились к этому храму, поднялась большая буря, и тотчас море там же,  где застала их буря, поглотило их. И кто только направлялся к  окрестностям Влахернского храма и приближался к нему, всяк уходил ко  дну. Море неестественно подымалось вверх (страшно было даже смотреть на  него), потом мгновенно делилось на две половины, и по воле Божьей,  каждая половина, надвигаясь на моноксилы, уносила их в бездонную  пропасть.   Зрелище было удивительное, страшное и истинно соответствующее  поразительному всемогуществу Божию. Волны поднимались до высоты целых  холмов и, подобно рассвирепевшим лютым зверям, бешено бросались на  врагов Богоматери, или, подобно живым существам, с жадностью глотали их  и губили беспощадно. Так, всех врагов покрыли волны, все пошли ко дну и  погибли, подобно тому, как это случилось с египтянами, преследовавшими  израильтян, которые шли между двумя водными стенами, где потонули их  преследователи и погибли вовеки. Такое же чудо опять явил нам Бог  чудес".    "Пасхальная хроника" рассказывает: "А армяне вышли за Влахернскую  стену и разожгли огонь на близлежащем портике храма св. Николая. Те  славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за этого сигнала огнем  решили, что стоящие у моря люди - авары. Они выбрались на берег в этом  месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто спасшись  вплавь вышел на берег в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты  по его приказу".   На следующий день "сам князь, глава скифского народа, своими  глазами видел погибель своего народа, ибо он, сидя на коне и стоя на  возвышенном и удобном месте, мог видеть случившееся. Он, как зверь,  заскрежетал зубами и, посылая нам угрозы, со всею силой ударял себя в  грудь и по лицу".    Воины и городские жители, воодушевившись помощью Божией, отворили  городские ворота и устроили большую вылазку. Они отогнали врагов от  города, сожгли лагерь хагана. Отступающие авары сожгли предместья. Они  навсегда покинули Византию. Бежали и персы. На поле перед стенами греки  нашли много трупов славянских женщин в воинских одеждах: как будто  последние амазонки приходили штурмовать византийскую столицу!   На три десятилетия столица Византии была избавлена от осад и приступов.   А на персидском фронте армия Ираклия в битве близ развалин Ниневии  на реке Тигр 12 декабря 627 г. разгромила персидскую армию под  начальством Разата. Битва была затяжной и кровопролитной. Ираклий  находился в гуще схватки и собственноручно убил Разата. На следующий  год, когда упрямый Хосров II отказался принять великодушные условия  императора Ираклия, он был свергнут группой офицеров, которые возвели на  престол его сына Кавада - Широе II; последний с радостью принял  условия мира, отказался от всех завоеваний, отдал все захваченные трофеи  и согласился на контрибуцию.   Ираклий с триумфом вернулся в Константинополь. Поэты прославляли его как нового Геркулеса.     Распад Аварской империи   После неудачи под стенами Константинополя аварская сила пошла на  убыль. Федераты - германцы и славяне - ушли. Государство Само дважды  разбивало аваров в Паннонии. И хотя аварам удалось подавить восстание  кутригуров в Кара-Саклане (630 г.), их силы дышали на ладан. К тому же  за единоплеменников вступился хан Великой Булгарии Кубрат. (Еще раньше, в  619 г., Кубрат заключил союз с Византией против аваров.) В 633 г. в  битве в приднепровских степях хан Кубрат с помощью булгаро-славянских  войск разбил аваров и изгнал их из Кара-Саклана. Так закончилось  аварское иго, и наступило Булгарское время у восточных славян.   В 677 г. аварское посольство заключило мир с Византией в  Константинополе, и некогда могущественная Авария превратилась в малое  княжество в Паннонии и Норике. Оно тихо доживало свои дни, пока его не  потревожили франки. После завоевания Каролингами Баварии пришел черед и  Паннонии. В 791-796 гг. армия под командованием Карла Великого и его  сына Пипина в семи битвах разбила войска аваров в долинах Среднего Дуная  и Тиссы. Восстания аваров, вспыхивавшие не раз в 799-803 гг., были  подавлены франками. Аварская империя перестала существовать. Последний  ее хан Теодор принял крещение, и Авария частично вошла в состав  государства Великая Моравия. Последнее упоминание об аварах относится к  822 году, после чего их имя исчезло из анналов истории.   Ю. П. Миролюбов пишет о них следующее: "Авары были так же, как и  готы, свирепы, но они, например, уважали доблесть своих подчиненных,  оказывали им честь и держали свои обещания. Это было уже чем-то  положительным в глазах подчиненных народов. Правда, и их возненавидели в  конце концов за свирепость и жестоко рассчитались с ними в момент их  падения".    "Повесть временных лет" сохранила о них следующую притчу:    "Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, и  умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и  доныне: "Погибли как обры", - их же нет ни племени, ни потомства".                                          Седов В. В. Славяне в раннем средневековье.       Седов В. В. Славяне в раннем средневековье  Назад История Руси. Глава 13. VI Далее 			 |