НОВОЕ О БОЛГАРСКОМ БОГОМИЛЬСТВЕ

НОВОЕ О БОЛГАРСКОМ БОГОМИЛЬСТВЕ

В 1990-ые годы сотруднику одного из книжных издательств Николаю Кон­стантиновичу Герасимову (Санкт - Петербург) посчастливилось найти в Со­фии в частном архиве писателей Райновых рукопись сочинения Николая Райнова (род. 1.01.1889 -ум. 2.05.1954) под названием „Богомилството и богомили. Книга за вътрешните. Секретно". На форзаце стояла дата „25. 01.1914 г.“ и сообщалось, что все записи в этой книге сделаны в присутствии Николая Трифонова и Благоя Маврова, вероятно, друзей и единомышленников писа­теля.

Летом 1996 года фотокопию этой рукописи Н. К. Герасимов передал мне и попросил перевести ее текст с болгарского на русский, что я и сделал. За­тем я передал рукопись и черновик перевода Н. К. Герасимову и больше их не видел. Герасимов пообещал издать текст перевода с комментарием, но до сих пор этого не сделал по неизвестной мне причине.

В рукописной книге дается пересказ текстов древних болгарских пергамен­ных книг в количестве 42-х, которые Николаю Райнову якобы довелось уви­деть и прочитать в одной сокровенной библиотеке Христианского Востока в молодые годы1.

Николай Райнов был крупным болгарским писателем, оставившим пос­ле себя более 80 томов литературных и исторических сочинений, большая часть которых не была опубликована. Он издавал также в Софии Болгарский эзотерический журнал. Свои „Богомилски легенди" (1912) он выпускал в свет еще раз в 1918 и 1938 гг.; в 1994 г. эту же книгу переиздали в Варне. Выходили в свет его книги „Видения из древна България" (1918), „Градът" (1918), „Кни­га за царете" (1918), „Самодивско царство" (1939). Сокровенные сказания бол­гарского народа интересовали писателя, в первую очередь. Однако далеко не все, что он находил, писатель передавал огласке. Многое он считал сокровен­ным. Так и данную работу он не опубликовал, она осталась в личном писа­тельском архиве у сына Богомила Райнова. Последний стал также известным болгарским писателем, писавшим в жанре детектива.

В мире было неспокойно. Николай Райнов захотел скрыть от людей свою находку. Он никому не сообщил о ценнейшей богомильской библиотеке ману­скриптов X века. Их было 40, и все они содержали сокровеннейшие мысли Прометеев духа - болгарских богомилов. И все это были еретические книги, которые официальная болгарская церковь разыскивала и уничтожала. Заме­тим, между прочим, что от первого века болгарской письменности, ІХ-го, не сохранилось пи одного листка. А от конца X в. дошли до нас три рукописи: Брижинские или Фрейзипгские отрывки богослужебных текстов, написанные в западной Карантании, ок. 980 г., Киевские глаголические листки - Миссал, конца X - нач. XI в., а также Зографское четвероевангелие, конца X - нач. XI в. Потому находка нескольких десятков славянских рукописей, которые несколькими десятками лет старше могло бы быть величайшей сенсацией 21 века. Открытие Николая Райнова не стало еще достоянием людей. Эта библиотека никем не была обнаружена после 1913 г., и мы не знаем, сохранилась ли она. А это было бы необходимо проверить, хотя сделать это не легко.

Настоящее сообщение имеет целью дать некоторые сведения из рукописи Николая Райнова, что носит предварительный и охранный характер, так как мы не знаем, что станет с этой рукописью, не находящейся на государственном хранении. Мы не знаем также, удастся ли найти богомильскую библиотеку рукописных книг X века. А пока мы хотели бы предварительно познакомить научную общественность с фактами, которые изложены у Николая Райнова.

Рукопись Райнова, форматом в 4-ку, бумаги начала ХХ-го столетия, на­писана скорописным почерком на болгарском языке на 336 страницах. Она состоит из двух частей: 1-й - „Учение" и 2-й - „Таинство Милости Божией": именно так сами богомилы называли свое гностическое по духу учение. Текст книги позднее некими переводчиками был разделен на 666 параграфов для удобства чтения, ибо читателю отнюдь не легко было ориентироваться в слож­ном эзотерическом тексте Аптипм и Райнова. Чтение сразу поражает и даже захватывает дух новизной сообщаемых фактов из истории учения попа Иеремии Богомила, явившегося в мир со своим учением для того, чтобы спа­сти людей от зла. Это учение существеннейшим образом повлияло на евро­пейскую эзотерику Средних веков и Нового времени. Что же касается истори­ческих связей богомильства с европейскими ересями катаров, патареиов и альбигойцев, то, в общих чертах, они исследованы во многих трудах (см.: Примов 1970; Топенчаров 1974; Джонов 1981; Бегунов 1973; Бегунов 1996; Анге­лов 1993). Меньше изучено эзотерическое учение богомилов и его источники. Рукопись Райнова содержит как раз ценные материалы на эту тему.

Внешняя история богомильства хорошо известна благодаря трудам акаде­мика Димитра Ангелова (Ангелов 1993), Драголюба Драгойловича и Веры Антич (Драгорювик 1982; Антик 1978), а также по нашим работам (Бегунов 1973; Бегунов 1996). А связь богомильства с гностическими учениями Востока прослежена Миланом Лоосем (Loos 1974), Стивеном Рансименом (Runciman 1947), Дмитрием Оболенским (Obolensky 1948). Труд Райнова, основанный на источниках от самих богомилов, должен внести существенные уточнения в наши знания о болгарском богомильстве. Иначе говоря, благодаря найден­ной Раиновым „Книга Милости Божией" богомильского епископа Краковс­кого Симеона Антипы, восстанавливается полная картина истории ереси от ее начала, т. е. с 928 г., до разгрома ее в 971 - 972 гг. Здесь же имеется описа­ние ключевых событий движения и характеристика основных действующих лиц, включая основателей богомильства князя Бояна - Вениамина и попа Иере­мии Богомила, а также обличителей и гонителей ереси болгарских царей Пет­ра и Бориса II, византийских императоров Романа Лакапина и Иоанна Цимисхия, болгарского патриарха Даниила и пресвитера Козмы, вельмож Сурсувула и Вриига. Симеон Антипа дает широкую панораму событий в Болга­рии и Византии на протяжении нескольких десятилетий. Им впервые описаны система организации, обряды, таинства богомильской общины. Здесь детально рассказывается об эзотерическом учении богомилов. Великие ценности бого­мильского учения могли бы быть доступны и нам, если бы удалось отыскать эту богомильскую библиотеку, пока безжалостное время ее не уничтожило.

Учение „Милости божией", или богомильство, по словам Симеона Антипы, родилось ночыо 12 апреля 928 г. в Преславе, в монастыре св. Параскевы- Пятницы, при участии 9-ти человек: двое из них были сирийцами, иерофантамі Вечной Чистоты2, а семеро болгарами: князь Боян-Вениамин, младший сын царя Симеона, поп Иеремия Богомил, патриарх Стефан, Симеон Аптипа. Василий Византиец, Гавриил Лесповский; имя седьмого не удалось установить. По священные начали свою деятельность с переписки богомильских сочинений и посылки миссионеров в разные уголки земли. Повсюду зазвучали богомильские проповеди о необходимости равенства, добра, справедливости. Так продолжалось 44 года, пока Болгарские и Византийские государства и церкви не предали еретиков суду с сожжением их. Последние богомилы погибли в 972 г. Но их последователи остались и распространили учение в других странах.

В Приложении мы публикуем перечни богомильских общий, апокрифов попа Богомила, богомильской литературы и имен писателей на основали: рукописи Николая Райнова.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.     Богомильские общины (названия стран даются современные): Абхазш Севастополис или Диоскуриада; А ветрил. Вена; Бельгия. Брюгге; Болгарии Доростол, Преслав, Средец, Филиппополь; Венгрия. Будим, Дземле, Липисі Германия. Бреслав, Дсетристе, Кельн, Опелова, Хиза; Греция и Визашпш Брусса, Константинополь, Солуиь, острова Крит, Лемнос и Милет; Египсп Алексаирия; Индия: Аллахабад; Ирландия. Бахия; Испания. Колтона, Мадрщ Италия. Бергамо, Венеция, Кремона, Неаполь, Пиза, Рим, Сиракузы, Фиум Флоренция; Латвия. Рига Македония. Кратово, Лесново, Малый Тырновсі Меглен, Осогово, Охрид, Преспа, Прилеп; остров Мальта: Молдавия. Ния ний Понт; Польша. Варсовия, Краков; Португалия. Сабона; Россия. Всрхіп: Ростов, Пе рхо в и цы; Румыния. Верхний Понт, Франция. Массилия; Хорвата. Салона; Цейлон. Макайе; Южная Америка. Лима.

2.     Апокрифы попа Иеремийи Богомила: 1. Изгнание ангелов. 2. Крестік древо. 3. Вопросы Балкизы. 4. Сошествие Иисуса во Ад. 5. Хождение Богороді цы по мукам. 6. Мытарственник. 7. Храм Соломона. 8. Видение Иоанна Кресті теля. 9. Повесть о чаше. 10. Деяния Иосифа Аримафейского. 11. Вопросы Пил: та. 12. Образ Агари. 13. Повесть о Еве. 14. Схожение Бога на землю. 15. Арха; гел Михаил и Сатанаил. 16. Создание рая. 17. Каин строит город. 18. Кии Еноха. 19. Борьба Иакова с Богом. 20. О потопе. 21. О голгофе. 22. О детст Иисуса, или Евангелие от Фомы. 23. Молитвы св. Поликарпа. 24. Житие с Богородицы. 25. Создание звезд. 26. Странствование Балкизы. 27. Повесть Мелхиседеке. 28. Пророк Илия. 29. Откровения апостола Павла. 30. Повесть Стефаните и Ихнилате. Толкования.

3.     Богомильские писатели и их сочинения.

1)                                                           Поп Иеремия Богомил. Ум. 25. 01. 971. См. перечень его апокрифов разделе 2.                  

- „Правила аскезы и уединения". Кн. 1-3. 208 лл.

2)     Стефан, патриарх Преславский, с 928 г. богомильский епископ г. Вене­ции; ум. 11. 06. 929 г.

-        „Слово о чудесах". 29 лл.

3)                                                                                                                                                                                  Князь Бояи - Вениамин, младший сын царя Симеона, ок. 910-17. 02. 970 г.                                                                                                          ;

-        18 апокрифов девяти родов.

-        „Предание о Стефаните и Ихнилате", продиктованные им Симеоне Антипе, Никите Страннику и Камерону Дубровницкому. 12 книг. 800 листов.

4)     Св. Гавриил Лесиовский; ум. 16. 01. 969 г.

-        „О путях прозрения". Кн. 1-2.

5)     Симеон Антипа, богомильский епископ г. Кракова; ум. 972 г.

-        18 апокрифов, переписанных его учениками под диктовку учителя.

-        „Книга Милости Божией". 270 лл.

-        „Книга пророчеств". Кн. 1 - 4. 420 лл.

-        „Ледяные дуновения". Молитвы. 92 лл.

-        „О браке". 12 книг, написанные под диктовку попа Богомила; имеется 48 миниатюр.

-        „О небесном хлебе". Кн. 1-13. 209 лл.

-        „О сыновьях Иакова". Кн. 1 - 2. 42 лл.

-        „Повесть о Стефаните и Ихнилате". Комментарии Симеона Антипы.

-        „Учение о Милости Божией". Кн. Г 2. 149 лл.

-        „Толкования на Апокалипсис св. Иоанна Богослова".

-        „Евангелие от св. Иоанна".

6)     Никита Странник или Византиец.

-        109 увещевательных слов, из которых сохранилось только 4, переписан­ных Симеоном Антипой: „к народам", „к островитянам", „к царям", „к свя­щенникам".

-        17 просветительных слов, из которых сохранилось лишь 2, в том числе - „на остров Крит".

7)     Михаил Венгерец. Это пвсевдоним женщины из г. Будима, по имени Макрина.

-        „Змей древа".

-        „Кони Элиаса".

-        „Книга обозначений". 225 лл.

-        „О небесной жене", переписанная Симеоном Антипой.

-        „О Петухе Млечного пути". 130 лл.

-        „О старце Горы".

-        „О тирсе и багрянице". Кн. 1 - 4.

-        „Одежды сияния", переписанная Симеоном Антипой.

8.     Теодор Преславский, епископ Средецкий; ум. 9. 05. 969 или 970 г.

-        „Беседы о начертании Апокалипсиса".

-        „Слова на притчи Соломоновы".

-        „Толкования притч Иисусовых".

9.     Петр Осоговский, епископ Доростолский; ум. 14. 10. 967 г.

-        „ Денномесячный указатель". 384 лл.

-        „Мытарства души". 22 главы.

10.  Хамером или Камерон Дубровницкий; грек, родом из Александрии; ум. 16. 09. 969 или 970 г.

-        „Загадки чащи".

-        „Книга домов", повествующая о 124-х зодиакальных знаках.

-        „Книга Камерона". 92 лл.

„Книга кругов". 70 лл.

-        „О тайной вечере". 43 лл.

-        „Царица Савская". 17 лл.

11.  С.ветомир Македонец, комитопул; ум. 16.08.969 г.

 - „Послания". Кн. 1 - 6. 324 лл. (всего 493 письма).

Этими именами исчерпывается информация Симеона Антипы и Нико­лая Райнова. На этом мы ограничиваем наше сообщение.

ПРИМЕЧАНИЯ

 Место хранения по понятным причинам сохраняется в тайне, так как еще предстоят поиски.

Сирийцы сказались манданитами, т. е. последователями секты назореев, которая имеет дохристианское происхождение. Плиний Старший и Иосиф Флавий писали о том, что назореи поселились на берегах Иордана за 150 лет до P. X. и что назорейство было системой древнего гностического знания. Их главной книгой была „Книга Адама, или Кодекс назоре­ев", написанная на халдео-сирийском языке. Адептами их якобы были Иоанн Креститель и Иисус Христос, однако последний создал свое учение - христианство. Поздними последо­вателями мандианитов и назареев были богомилы, они же „христиане св. Иоанна Крестите­ля".

ЛИТЕРАТУРА

Ангелов 1993: Ангелов Д. Богомилството. С., 1993.

Бегунов 1973: Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. С., 1973.

Бегунов 1996: Бегунов Ю. К. „Беседа на новоявившуюся ересь богомилу" Козмы Пресвитера Болгарского в Византии и Болгарии. - Болгарский ежегодник. Т. 2. Харьков, 1996.

Джонов 1981: Джонов Б. Един отзвук на „Бсседата против богомилите" в Германия. - Ста- робългарска литература. С., 1981. Кн. 18.

Драгодювик 1982: ДрагоЦовик Д. Богомилството на Балкану и у Manoj Азфи, I. Богомилство­то на Православном Истоку, II. Београд, 1982.

Антик 1978: ДрагоЦовик Д., Антик В. Богомилството во средновековната изворна грага. CKonje, 1978.

Примов 1970: Примов Б. Бугрите. С., 1970.

Топенчаров 1974: Топенчаров В. Две жарави - един пламък. С., 1974.

Loos 1974: Loos М. Dualist Негесу in the Middle Ages. Praha, 1974.

Obolensky 1948: Obolensky D. The Bogomils. A Study in Nco-Manichaesm. Cambridge, 1948.

 

Runciman 1947: Runciman St. The Medieval Manichee. A Study of the Chritian Dualist Herecy. Cambridge, 1947.

Из кн. «Slavia Orthodoxa” Език и литература. Сборник на проф. Доктор Румяна Павлова, София 2003,с. 39-43.