История Руси академика Бегунова

31.01.2015: С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ ВО СЛАВУ ПРЕДКОВ!
История Руси академика Бегунова


Источник http://www.rv.ru/content.php3?id=10904

  
    Недавно вышел в свет третий том «Истории Руси», написанный академиком Юрием Константиновичем Бегуновым (1932-2014), выдающимся ученым-славистом нашего времени. Это был последний фундаментальный труд, который автор успел подготовить к печати при жизни с помощью своих родных и близких. Наш отклик приурочен к годовщине светлой памяти Юрия Константиновича, отдавшего душу Богу 18 января 2014 года.
   Творческое наследие Ю.К. Бегунова включает более 450 публикаций различного жанра. Это авторские монографии, сборники и статьи, переводы с древнерусского и болгарского языков, биографические очерки и библиографические обзоры.
   За свои научные труды Юрий Константинович заслуженно получил звание доктора филологических наук России и Болгарии, профессора политологии Балтийского Государственного Университета ("Военмеха"), почетного профессора Великотырновского Университета (Болгария), академика Петровской, Международной славянской, Русской Академий Наук.
   Трехтомную «Историю Руси», общим объемом 1600 страниц можно считать итоговой работой автора, обобщающей многие его поиски, находки и вопросы на протяжении всей творческой деятельности.
   В этой работе с методологической точки зрения, академик исходит из теории чередующихся цивилизаций, согласно которой на территории нынешней России, Беларуси и Украины в течение веков развивались: 1) Восточнославянская языческая цивилизация родственных племен и их соседей (I в. н. э. – 990 г.); 2) Христианская цивилизация древнерусской народности Киевской Руси (990-1240 гг.); 3) Христианская цивилизация Московского великого княжества великорусской народности (середина XIII в.— 1547 г.); 4) Православная цивилизация великорусского народа Московского царства (1547-1700 гг.).
   Исторический путь наших предков от языческой Руси к православной России через Московию составляет предмет исследования автора в книге «История Руси. С древнейших времён до Олега Вещего».
   Историческая периодизация подана автором традиционно: праславяне, киммерийцы, скифы, готы, гунны, авары, булгары, норманны, русы.
   Много внимания Юрий Константинович уделил реконструкции первоначального облика славян и устройства их общинного быта, привлекая новейшие данные археологии и генетики. Из многомерной, мозаичной панорамы складывается общая картина того, как из различных племен образовалась Русь, как внутри единой древнерусской цивилизации эти родственные племена взаимодействовали между собой.
   Русь вела активную военную политику как минимум со времен Аттилы, многотысячное войско которого прошло через земли славян и их соседей в середине V века вслед за готами. Достоверно известно, что князь Одоакр, вошедший в историю как «король рутенов» (Odoacer Rex Rhutenorum – лат.), объединил военные силы готов, герулов, гепидов, унгров (венгров) и в 476 году пошел войной на Рим. Свергнув власть императора Ромула Августула, «король рутенов» несколько лет управлял римскими владениями.
   Герулы (эрулы) обитали к северу от Истра (Дуная). Превзойдя окружающих варваров силой и многочисленностью, они напали на соседнее племя лангобардов, но потерпели поражение. Тогда, по свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, они двинулись с оставшимся войском и населением в длительный поход, пройдя через земли готов, гепидов, славян, варнов и данов, чтобы оттуда отправиться на кораблях на остров Фуле (Thule), в Скандинавию.
   Славяне были известны Византии с момента ее образования, но особенно часто они начинают фигурировать в письменных источниках после V века, когда их вторжение в южную часть Балканского полуострова привело к крупным геополитическим переменам. Тогда их называли венедами, вандалами, скифами, склавинами и т. д.
   После перехода через Дунай славяне начали активную колонизацию Балканского п-ва и ассимиляцию местных жителей, постепенно превратившись в господствующую силу. Одновременно они продолжили освоение Днепра, Двины и верхней Волги. В середине первого тысячелетия от Р.Х. на территории южной Руси расселились племена антов. Иордан относил их к «многолюдному племени венетов». В «Повести временных лет» пересказывается легенда о Кие как одном из первых русских князей. Некоторые ученые связывают его имя с реальной личностью V века н.э. На месте нынешнего Киева он вместе с младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрою Лыбедь построил город, который назвали в честь старшего брата.
   По-новому показана и проанализирована в «Истории Руси» роль древних болгар, поскольку автор, как давний болгарист, привлёк редкие источники на иностранных языках. Например, так называемую Петропавловскую коллекцию булгарских учёных, которые выехали из Казани в Петропавловск Казахстанский, забрав с собой средневековые рукописи. Часть из них была переведена на русский язык и сохранилась в архиве Фаргата Нурутдинова, с которым стал сотрудничать Юрий Константинович. Вместе они доказали связь нынешних болгар, проживающих на Балканах, с давними жителями Поволжья, образовавшими суперэтнос татар. Корни уходят во времена Аттилы и хана Курбата, когда была создана «Стара Велика България» от Дона до Дуная. В XIX веке об этом подробно писали Юрий Венелин и Дмитрий Иловайский, но их открытия были незаслуженно забыты.
   По мнению академика Бегунова, в первом тысячелетии от Р.Х. на востоке Европы одновременно складывалось два больших центра Руси. На Юге – вокруг Киева, бывшего Кунигарда (города гуннов), а на Севере – вокруг Словенска, существовавшего до Новгорода. Там правила русская династия готского происхождения, чьи князья взаимодействовали с норманнами и скифами.
   По вере готы и скифы в большинстве своем были язычниками. Однако, среди них были и христиане. Не зря же прошла миссия св. апостола Андрея Первозванного, крестившего славян еще в первом веке от Р.Х. Достоверно известно, что у руссов Скифии уже в IV веке был епископ, принимавший участие в первом Вселенском Соборе. Были свои епархии у вандалов, придерживавшихся арианской разновидности христианства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Кирилл и Мефодий, изобретатели части славянского алфавита, обнаружили в Крыму евангелие, написанное «руськими письменами».
   Второй том «Истории Руси» «От Игоря Старого до начала XIII в.», посвященный памяти академика Б.А.Рыбакова, охватывает времена от Игоря, потомка Рюрика, посаженного на княжение в Киеве варяжским воеводой Олегом в 882 году, до Романа Галицкого, заложившего основы Галицко-Волынской Руси. В этот период произошло Крещение русских князей, возникли многие города и удельные княжества, сложились былинные циклы о чудо-богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, о купце-гусляре Садко, а также была записано «Слово о полку Игореве».
   То, что сегодня называют «Киевской Русью», летописцами именовалось просто «Русь», а на севере было известно как «гардарика», то есть страна городов. На великом водном пути «из варяг в греки» в IX-X веках поднялись десятки крепостей и крупных поселений: Великий Новгород (859), возникший рядом с легендарным Словенском и древним Белоозером; Ладога (862), где первые деревянные дома датируются археологами до 753 года; Изборск (862), Полоцк (862), Ростов (862), Муром (862), Смоленск (863), Любеч (881), Псков (903), Суздаль (999) и многие другие. Наиболее крупные города становились центрами торговли и дипломатии, соперничали между собой за право быть столицей, то есть местом княжеского престола.
   Престольный град Киев, построенный славянами на месте угорского Кунигарда и хазарской крепости Самбат (Самватас), действительно, возвысился с приходом Рюриковичей. В X веке его слава затмила былое величие Винетской, Арконской и Волынской республик, без которых не было бы и вечевого Новгорода. Стратегически важное расположение Киева на среднем течении Днепра сделало его местом сбора многотысячных ратей русичей, ходивших походами на Царьград (Константинополь). До монгольского нашествия южная Русь, вступившая во взаимодействие с болгарским царством и византийской империей, развивалась быстрыми темпами.
   Традиционно Ю.К. Бегунов излагает начала христианской цивилизации на Руси, о которых свидетельствуют подлинные рукописные источники на древнерусском языке: «Русская правда», «Слово о законе и благодати» пресвитера Иллариона, похвалы Ярославу Мудрому, «Завещение Владимира Мономаха» и многое другое. Именно на рубеже XI-XII веков летописец Нестор создает свою бессмертную «Повесть временных лет», положившую начало письменной истории нашего Отечества.
   При Ярославичах была предпринята попытка создания централизованного русского государства. На княжеском съезде в Любиче 1097 года братья Рюриковичи, державшие каждый свою вотчину, объединились против разбоев диких половцев и поклялись на кресте «иметь едино сердце и блюсти Руськие земли».
   Уже тогда, за сто лет до прихода монголов Киев начал терять своё значение престольного града, а Великий Новгород, Ростов Великий, Владимир и Суздаль укрепляли могущество, формировали собственный стиль в различных областях культуры. Между ними тоже было соперничество, междоусобица, получившая в научной литературе названии «феодальных войн».
   К этой эпохе относится знаменитая поэма «Слово о полку Игореве», выдающийся памятник русской средневековой литературы. Реальному походу князя Новгород-Северского Игоря Святославича против половцев в 1185 году и его отражению в художественных образах посвящен один из разделов 11-й главы второго тома. Помимо этого Юрий Константинович собрал большую коллекцию новых переводов «Слова» и редких статей о нем, но опубликовать их не смог.
   Последний том «Истории Руси» «От начала XIII века до Куликовской битвы (1380)», вышедший свет уже после смерти автора, продолжает обзор достижений и распрей удельных княжеств, так называемых «вотчин». К началу XIII века на западных землях нашей Родины существовало около 250 городов, тяготевших к тому или иному крупному центру: Новгородской вечевой республике бояр и купцов, Владимиро-Суздальскому или Галицко-Волынскому княжеству, к Киеву, Чернигову или Пскову.
   Тогда Русь была зажата между двумя большими силами: немецким орденом меченосцев на Западе и монгольской агрессией на Востоке. Когда в 1223 году монголо-татары пришли в половецкие степи, Великий князь Киевский Мстислав Романович и его союзники устроили авангардное сражение на р. Калке. Оно было трагически проиграно: 10 князей, 70 богатырей и десятки тысяч простых воинов не вернулись домой.
   Даниилу Романовичу Галицкому удалось выжить. В условиях внешней опасности он сплотил Галицкие и Волынские земли, привлекая на свою сторону ремесленников и купцов, При нём были построены Львов, Холм, Угровеск. Накануне вторжения татар на Русь князь Даниил подчинил своей власти и Киев.
   Погруженная во внутренние дела и ослабленная междоусобицей Русь не представляла себе масштабы той угрозы, которая сформировалась на Востоке. Империя Чингисхана и его наследников, начавшая экспансию из Монглогии, подчинила своей власти Китай, Сибирь, Среднюю Азию, Поволжье, Половецкие степи, часть арабского мира.
   В 1237 году хан Батый, внук великого Чингисхана, начал большой завоевательный поход на Запад. По пути он разорил и сжег несколько русских городов: Рязань, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Кострому, Тверь и другие.
   Осенью 1240 года Батый уже стоял под стенами Киева, предварительно разорив Чернигов и Переяславль. Монголы выслали на переговоры своего посла, предложив сдать город без боя. Однако Даниил Галицкий, бывший тогда правителем, грубо отказал Батыю. В результате неравной битвы город был покорен монголами. Разграбленный и обезлюдевший Киев надолго утратил роль религиозного, культурного и политического центра Южной Руси.
   После этого армия Батыя разорила Польшу, Литву, Венгрию, Чехию, дошла до границ Германии. Зимой 1241 года монгольский хан неожиданно решил прервать поход и повернул войска обратно, к низовьям Волги и Дона.
   Здесь начинается история подвигов Новгородского князя Александра Всеволодовича, прозванного «Невским» за победу над шведами на реке Нева. В третьей книге ему посвящена глава 6-я из сотни станиц, обобщающая более 20-ти работ Юрия Константиновича.
   Тяжелые времена тогда наступили для Руси! Одновременно с татаро-монгольским нашествием пришла беда с Запада. После раскола Церкви на ортодоксальную и католическую германские рыцари объявили Крестовый поход на православный мир. Его благословил сам папа Римский.
   Когда Русь потерпела сокрушительное поражение в битве на Калке и еще не успела восстановить силы, немецкие рыцари захватили русский город Юрьев (современный Тарту), основанный Ярославом Мудрым. Потом под давлением крестоносцев соседняя Литва временно захватила Смоленск (1239), вотчину Полоцких князей. После разорения татарами Киева рыцари взяли Псков (1241).
   Наконец, в 1242 году состоялась решающая битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище, поскольку сражением происходило зимой на льду. Именно там Александр Невский произнес свои знаменитые слова: «Кто на нас с мечом пойдет, тот от меча и погибнет». Русский князь заманил рыцарей в тяжелых доспехах на тонкий лед, и стал их топить. Так бесславно погибло войско крестоносцев, а Александр Невский прославился.
   Прослышав про подвиги новгородского князя, хан Батый пригласил его в Каракорум, столицу Великой Орды. Так состоялось продолжительное путешествие Александра Невского в Монголию через Сарай в устье Волги, кипчакскую степь и Хорезм, горные перевалы Кара-Китая и пустыню Гоби – к истокам Амура. Русский князь, любезно принятый ханшей Оугль-Гамиш, в результате успешных переговоров не только подтвердил свой титул князя Новгородского, но также получил ярлык на великое княжение Киевское.
   Здесь Юрий Константинович размышляет о значении и последствиях восточного выбора Александра Невского. Разгромив армию германских рыцарей и отвергнув настойчивые предложения папских кардиналов принять католическую веру, русский князь сохранил верность Православию, а тем самым – основы русской государственности. За это Новгородский князь был прославлен нашей Церковью в лике святых.
   Противоположный ему выбор сделал Даниил Галицкий. Завершив многолетнюю борьбу за отцовское наследство разгромом полков венгерских и польских феодалов, он вступил в войну за австрийский престол герцога для своего сына. В 1253 г. Даниил Романович принял от папы Римского королевский титул и сознательно пошел на стратегический союз с католической Церковью, чтобы вместе противостоять ханской Орде. Временно этот договор привел к политическому усилению Галицко-Волынского княжества, её экономическому и культурному подъёму. Однако впоследствии западная Русь, окруженная католическим миром, потеряла свою независимость и стала частью Австро-Венгрии. Отвоеванная только в XX веке, сегодня она снова стала добычей Запада.
   На северо-востоке после татарских набегов постепенно восстановило свои силы Владимиро-Суздальское княжество, среди владений которого была Москва, тогда еще небольшой городок.
   Возвышению Москвы и православной Руси в целом значительно способствовал монашеский подвиг Преподобного Сергия Радонежского, 700-летию которого посвящен 3-й том «Истории Руси» Ю.К. Бегунова. Основатель Свято-Троицкого монастыря пользовался большим влиянием среди князей и был в дружеских отношениях с главой поместной Русской Церкви.
   Особую роль Преподобный Сергий сыграл накануне и в ходе Куликовской битвы, которая стала крупнейшим сражением XIV века. Войско князя Дмитрия, прозванного «Донским», в тяжелом бою одолело полчища Мамая, и тот был вынужден бежать в Крым. Цена этой стратегически важной победы православных была очень высока. Тысячи русских воинов осталось лежать на Куликовом поле, а через два года хан Тохтамыш совершил карательный поход на Русь, сжег и разорил Москву.
   Юрий Константинович, всю свою жизнь посвятивший изучению истории подвига русского народа, подробно рассказывает об эпохе Дмитрия Донского в 8-й главе, ставшей последней не только для третьего тома, но и для всего издания.
   Помимо героических страниц в третьем томе «Истории Руси» есть и общие размышления автора о Большой Орде, о быте и культуре монголо-татар, о роли и последствиях их вторжения на Русь. Читая эти разделы, понимаешь, почему академика Бегунова так возмутила литературная деятельность псевдо-историков А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, чьи книги занимают целые полки в современных магазинах. Желающим узнать мнение Юрия Константиновича об этой идеологической диверсии, мы рекомендуем прочитать его критику «Русская история против «новой хронологии» (М. 2001).
   Что бы ни писали изобретатели фантастической истории и хронологии, именно Куликовская битва стала началом общего русского наступления против Орды, которое завершилось через сто лет стоянием на Угре и отказом платить дань татарским ханам.
   Далее наступает величественный период возвышения Москвы как «Третьего Рима», связанный с правлением царей Ивана III и Ивана IV. Однако, третий том «Истории Руси» обрывается на смерти Сергия Радонежского.
   В том, что третий том удалось довести до печати, большая заслуга вдовы академика Валентины Федоровны и сына Константина Юрьевича Бегуновых. При содействии Надежды Игоревны Чайниковой и поддержке архимандрита Сильвестра (С.П. Лукашенко), настоятеля монастыря св. Андрея Стратилата под Ростовом Великим, трехтомник был опубликован. Глубокая благодарность им за помощь!
  

Павел ТУЛАЕВ