История Руси. Глава 22. IV

История Руси. Глава 22. IV

К VI в. относится попытка крещения приазовских гуннов во главе с князем Гродом; гунны возмутились, убили Грода и поставили своим вождем брата его Муагерия. Об этом сообщает византийский хронист Феофан. Юстиниану I пришлось снарядить большую военную экспедицию во главе с консулом Иоанном, которая усмирила гуннов и возвратила византийскую власть над Боспором. Христианство в Крыму и в бывшей Сарматии укрепилось организационно, были построены в городах храмы и поставлены во главе христианских епархий епископы.
Херсонские и боспорские епископы принимали деятельное участие в работе вселенских соборов. Так в работе I Никейского собора (325 г.) участвовали епископы св. Кадм Боспорский, св. Филипп Херсонесский, св. Феофил Готский; во II Константинопольском соборе (381 г.) - св. Еферий II Херсонесский; в Константинопольском соборе (448 г.) - Лонгин Херсонесский; в соборе в Эфесе (449 г.) - Боспорский епископ; в IV Халкидонском соборе (451 г.) - боспорский и херсонесский епископы; в V Константинопольском (553 г.) - Стефан Херсонесский; в VI Трулльском (692 г.) - Георгий I Херсонесский; в VII Никейском (787 г.) - св. Стефан Сурожский, св. Иоанн Готский, епископ Кирилл.
В Сурожской епархии в VIII в. прославился св. Стефан Сурожский, родом каппадокийский грек, совершивший чудо с новгородским князем Бравлином II, после чего князь и его дружина крестились.
В Готской епархии в конце VIII в. - начале IX в. прославился св. Иоанн Готский, родом тавроскиф, т. е. русский, из местечка Партенит близ Сурожа. Его родители благо-честивые Лев и Фотиния долго не имели детей, и они дали обет посвятить чадо служению Богу, если Он дарует им сына. Так и случилось. Его отдали в монастырь. Благочестивой жизнью он заслужил рукоположение в епископы. Но в то время повсюду господствовала иконоборческая ересь, и Иоанну пришлось ехать за посвящением в далекую Иверию, к православному епископу. При царице Ирине (780, 797-802 гг.) ересь иконоборчества была осуждена и православие восстановлено. Именно к царице в Константинополь ездил св. Иоанн ради душеспасительной беседы и наставления. Возвратившись в родной Партенит, св. Иоанн основал там монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла, украсил его чудотворными иконами, церковной утварью, священными книгами, сосудами, наполнил благочестивыми иноками, большинство которых было из тавроскифов. В 790 г. в этом монастыре св. Иоанн изобрел славяно-русскую азбуку из 24 букв, соответствовавших греческим. Он использовал эту азбуку для переводов текстов Евангелия и Апостола с греческого на русский язык по тому же тексту 72-х толковников.
Под конец своей жизни святитель Иоанн поднял народное восстание против владычества хазар в Крыму, однако ни византийская власть, ни прихожане Готской епархии его не поддержали. Греки схватили его и выдали хазарам. Но св. Иоанну удалось бежать на корабле, который плыл в г. Амастриду, где жили славяне, переселившиеся туда из Болгарии. Св. Иоанн нашел среди них приют и вскоре скончался. Перед смертью он просил похоронить его в Партенитском монастыре св. апостолов Петра и Павла, что и было исполнено. У гробницы стали совершаться многие исцеления. Так Господь прославил угодника своего, давшего русским письменность. Ею были написаны Евангелие и Апостол, которые через 70 лет нашли в Херсонесе у одного христианина святые Кирилл и Мефодий. Азбука св. Иоанна Готского использовалась также для написания русского текста договоров Руси с греками 911 и 945 гг. В тексте "Повести временных лет" прямо говорится о том, что перевод текста договора сделан "Иоанновым новым написанием".
Успехи христианства в Великой Скифии / Сарматии в первые века новой эры были очевидны, однако они часто сводились "на нет" частыми войнами и нашествиями иноплеменных. Так, например, византийской император Константин Багрянородный писал о южных землях Руси, занятых в то время печенегами (середина Х в.): "на Нижнем Дунае находят среди развалин шести городов некоторые следы христианства и кресты, высеченные из скважистого камня".

Святые Кирилл и Мефодий и их миссионерская деятельность
Время с 650 по 850 г. было временем глубокого экономического упадка в жизни Крыма и Северного Причерноморья, запустения бывших греческих городов, политической нестабильности при хазарах, которые только и делали, что взимали дани в пользу своего кагана. Это было время угасания позднеантичной культуры, на смену которой медленно приходила культура христианская варварских народов. Последняя еще не успела развиться, так как не было государства, которое следило бы и направляло внутриполитическую жизнь ко всеобщему благу. В 860 г. все изменилось. В этот год летом Константинополь атаковали лодьи русов, пришедшие с севера, со стороны Днепра, под предводительством князей Аскольда и Дира. А осенью 860 г. другое знаменательное событие поразило воображение жителей Крыма и Северного Причерноморья - приезд с миссионерскими целями святых солунских братьев Константина Философа и Мефодия. С той поры началось оживление духовной жизни христианской.
По данным "Свода булгарских летописей", отец святых братьев Лев Дарданский, друнгарий Фессалоник, он же - Лев Тархан, происходил из знатного булгарского рода Билиг. Он был потомком соправителя и дяди великого кана Кубрата Бу-Юрган-Телеса. Вот эта родословная в графическом выражении:
Бу-Юрган-Телес
¯
Билиг
¯
Кызыл-Кубар
¯
Имэнъяр-Билиг
¯
Шада-Идик
¯
Кельбир
¯
Саин
¯
Бир-Егет
¯
Лев-Тархан
¯ ¯
Банджу-Мефодий Куштан-Константин
По данным летописца Кул Гали Гази-Бабы, братья родились в Тамья-Тархане, т. е. Тмутаракани, где их отец служил византийским наместником. Их матерью была знатная гречанка из царского Аморейского дома, по имени Мария. В семье было семеро детей, из которых старший Банджу-Мефодий (в семье его звали Страхотой) родился в 805 г., а младший - Куштан-Константин, иначе - Црха, родился в 827 г. Оба получили блестящее по тому времени образование: старший - военное, а младший - светское. В начале IX в. семья Льва Тархана переехала из Тмутаракани в Фессалоники в связи с тем, что император назначил его друнгарием города Фессалоники, второго по значению в Византийской империи. Банджу-Мефодий стал стратигом темы Стримон еще до своего пострижения в монахи, а Куштан-Константин - ученым, окончившим около 850 г. константинопольский университет Магнаурион.
Константин был высокоодаренным человеком, посвятившем себя служению Богу и познанию премудрости Божией. За короткий срок он изучил науки того времени: грамматику, диалектику, геометрию, астрономию, богословие, церковную музыку, а также овладел языками - славянским, греческим, арабским, латинским, еврейским. По словам автора Паннонского Пространного Жития св. Кирилла, Константин с юных лет навеки обручился со святой Софией, Премудростью Божией. Недаром после окончания университета его оставили для приготовления к профессорскому званию и дали должность библиотекаря Патриаршей библиотеки Константинополя, сокровищницы премудрости книжной. Тогда же он успешно провел диспут с бывшим константинопольским патриархом Иоанном VII Грамматиком, по прозванию "Анес", и выиграл у него спор о необходимости почитания святых икон в монастыре Клейдион на Босфоре. За это он получил звание философа, так как доказал свое умение исотерически толковать тексты Священного Писания. "Вечный город", полумиллионный Константинополь, был благоприятным местом для совершения открытий. Он был средоточием христианского православного просвещения, науки и культуры. В нем поздняя античность соседствовала с христианством и ближневосточной культурой того времени. В Константинополе жило много славян и выходцев с Ближнего Востока. Византийские писатели, поэты, хронографисты, гимнографы, риторы и проповедники, архитекторы, иконописцы, историки, философы, богословы составляли интеллектуальную элиту Византии. Юный Константин, полуболгарин, полугрек, входил в нее и служил просвещению новообращенных народов славянских по мере сил своих. Ему покровительствовали придворный патриций Сергий, великий логофет Феоктист, патриарх Константинопольский Игнатий, благословивший первые попытки молодого ученого создать славянскую азбуку. После 858 г. эту эпоху стали называть в Византии "эпохой нового христианского классицизма патриарха Фотия" (годы патриаршества 858-867, 877-886). И Игнатий (патриарх - 847-858, 867-877 гг.), и Фотий, так же, как и византийский двор, покровительствовали миссионерам, проповедывавшим христианство не-грекам за пределами Византийской империи. Покровительствовали они и миссионерской деятельности солунских братьев, начавшейся сперва как частная миссия. Это была Брегальницкая миссия Константина Философа на реке Брегальнице, притоке Вардара, в Македонии в 855 г. За короткое время ему удалось крестить 54 000 словен и дать им Евангелие, Апостол и Псалтырь на их языке, написанные глаголицей.

Назад История Руси. Глава 22. IV Далее