| 
				История Руси. Глава 8. X ... У них есть обычай строить укрепления, так как венгры на них  постоянно совершают нападения и грабят их. Венгры приходят, а славяне  запираются в этих укреплениях, которые построили. Зимой большей частью  они находятся в замках и крепостях, а летом в лесах. У них много рабов.  Если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают  на окраину страны и там наказывают.   И между ними распространены прелюбодеяния, и если женщина полюбит  мужчину, то сближается с ним, и когда он берет себе жену, если она  окажется девственницей, то делает ее женой, если же нет, то продает и  говорит: "Если бы в тебе был прок, то сохранила бы себя"... Если же,  став женой, предается прелюбодеянию, то (муж) убивает ее, не принимая  извинений. У них много напитков из меда. Есть у них люди, которые имеют у  себя 100 больших кувшинов медового напитка".    А. В. Гудзь-Марков следующим образом комментирует этот текст:  "Гардизи, описывая ближайшую к Булгару страну славян, вероятно, имел в  виду страну вятичей. Город Ва.т, быть может, следует искать на Дону, в  районе устья реки Воронеж. Название города Ва.т созвучно не только с  именем вятичей, но и с Воронежем. А Воронеж, топоним и гидроним,  упоминается древнерусскими, домонгольскими летописцами. Донские городища  вятичей при устье Воронежа до конца Х в. оставались первыми славянскими  укреплениями на пути из Булгар в Киев.   Гардизи особо подчеркивает значение производства меда у славян.  Бортни устраивались на деревьях. Владелец дерева поднимался по стволу,  закреплял себя сыромятными ремнями и принимался выдалбливать в стволе  полость, призванную служить ульем или бортней. В одном стволе могло быть  несколько бортней. Ульи или бортни делали и из спиленных деревянных  колод. В колоде выдалбливали полость и устанавливали ее среди сучьев  дерева, подальше от ведающих мед хозяев леса - медведей".    Г) "... Что же касается ар-Русийи , то она находится на острове,  окруженном озером. Остров , на котором они (русы) живут, протяженностью в  три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что  стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется  из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они  нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают  их в плен, везут в Хазаран и Булкар , и там продают. Они не имеют  пашен, а питаются лишь тем, что приводят из земли славян. Когда у них  рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет  его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого  имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И  нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен, а единственное  их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они  продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают  их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят  золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их  одежде, потому что торгуют ими... У них много городов , и живут они  привольно. Гостям оказывают почет и с чужеземцами, которые ищут их  покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них  бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять чужеземца,  но помогают и защищают последнего.   Мечи у них сулеймановы . И если какое-либо их племя, род  (поднимается против кого-либо), то вступаются все они. И нет тогда между  ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят.   И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на  суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес  приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны  приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и  чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники  (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники  вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело.   Есть у них знахари , из которых иные повелевают царем, как будто бы  они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести  жертву Творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И  если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак  невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею  петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и  говорит, что это жертва Богу.   Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не  отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или  обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях.  Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на  кораблях.   (Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет по сто  локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к  которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но  обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.   Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и  коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается  приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас  начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.   Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в  виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же  могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил.   Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с  напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену  покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в  заточении".    Арабский текст об острове русов возник под пером арабского писателя  Муслима ал-Джарми, который в 837 - 845 гг. жил в Константинополе и от  купцов услышал предания и обработал их. (См.: Бартольд В. В. Арабские  известия о Руси // Бартольд В. В. Соч. Т. II. Ч. 1. М., 1963. С. 821-823  и др. Ср.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведения о Восточной Европе.  Горган и Поволжье в IX - X вв. М., 1962. С. 38-39.) С тех пор в  пространном или сокращенном виде этот текст распространялся в  арабо-персидской литературе X - XVI вв., в том числе в сочинениях  ал-Мукаддаси, в книге "Худуд ал-'Алам", в сочинениях Гардизи,  ал-Марвази, Ауфи, ал-Ханази и в анонимном произведении  "Маджмал-алтаварих" (1126 г.). В ряде текстов речь идет уже не об  острове, а об обширной стране с большим количеством городов, с  жителями-язычниками. Народ характеризуется как многочисленный, сильный и  могучий, с белыми волосами, красивым телосложением. В "Худуд ал'-Алам"  прибавлено, что "страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди  них есть группа моровват. Знахари у них в почете. Они шьют шаровары... и  шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка" ; "носят чистые  одежды", "одежды людей - русов и славян из льна" (Гардизи), "плавают в  Хазарское море... Храбрость и мужество хорошо известны, так что один из  них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они  были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества"  (ал-Марвази). Как отмечает А. П. Новосельцев, "русы рисуются как  воинственный народ, проводящий значительную часть времени в войнах со  своими соседями-славянами... Общество русов, описанное нашим источником,  не однородно по своему составу. Отмечая сплоченность и единство русов в  борьбе с внешним врагом, он подчеркивает, что в отношениях друг с  другом русы коварны и постоянно опасаются один другого. Едва ли это  место свидетельствует просто о плохом характере данного народа, хотя  некоторые редакторы первоисточника, вроде автора "Худуд ал-‘Алам", и  охарактеризовали русов как народ "плохого нрава, непристойный,  нахальный, склонный к ссорам". Скорее всего, намеки на розни в среде  русов говорят о существовании среди них социального неравенства, когда  более зажиточная и выделившаяся из остальной массы часть русов, а ее-то  лучше всех и должны были знать арабы и булгары, имеет основания  остерегаться своих прочих сородичей. Источник и более конкретно говорит о  знатных русах (арабск. - "ал джалил", перс. - "марде бозорг"), которым  оказываются особые почести даже после смерти, т. е. речь идет о  князьях, которых одно сокращение из Ибн Хордадбеха называет "кназ", а  ал-Бируни - "кабаз".   7. Другая группа источников повествует о трех центрах Руси IX в.  Они восходят к сочинению географа Абу Зейду Ахмеду ибн Сахлу Ал-Балхи  (ок. 850 - ок. 933 г.) "Карта климатов". Последнее, к сожалению, не  сохранилось, но было использовано другими авторами, в частности, Ибн  Хаукалем из северного Ирана, а затем ал-Истахри из южного Ирана.  Приводим текст ал-Балхи:   "... И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и  царь их в городе, называемом Куаба , и он больше Булгара. И группа самая  высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа , и царь их в городе  Салау... (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа , и царь их сидит в  Арсе , городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района  его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о  достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев,  приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не  сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому  следовать за собой и входить в страну свою.   И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец) и  некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых...   Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с  русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те  части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. И булгары  внутренние христиане и мусульмане".             982-983 гг.   Из кн.: Галкина Е. С. Тайны Русского Каганата. М., 2002. С. 117.  Назад История Руси. Глава 8. X Далее  			 |