| 
				 История Руси. Глава 13. V В то время авары, персы и славяне сговорились и вместе напали на  Константинополь. Это было в 617 г. Феодор Синкелл в своем "Слове на  перенесение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах" так  описывает эти события: "И вот этой ночью посланы были моноксилы (т. е.  лодки-однодревки. - Ю. Б.) к персам, и на них множество славян отплыло,  чтобы привезти персидское союзное войско. Ведь славяне приобрели большой  навык в отважном плавании по морю с тех пор, как они начали принимать  участие в нападениях на Ромейскую державу".   7 августа 617 г. начался штурм Константинополя. Феодор Синкелл  пишет так: "На море были снаряжены славянские моноксилы, чтобы в бою в  одно время и в один час против города началась одновременно и  сухопутная, и морская война. Хагану удалось превратить в сушу весь  залив Золотой Рог, заполнив его моноксилами, везущими разноплеменные  народы. Он считал, что именно это место подходит для нападения на  город... И по всей стене, и по всему морю раздавался неистовый вопль и  боевые кличи".   На этот раз ромеи, отбив штурм, сумели выстоять.   В "Своде булгарских летописей" об этом событии рассказывается  следующее: "Хакан аваров осадил один румский город и, как всегда,  первыми на приступ его пошли ан-чийцы (т. е. анты. - Ю. Б.), а за ними -  булгары. Когда хакан решил, что силы защитников сломлены, то велел  булгарам уступить место своим аварам. Но румцы (т. е. византийцы. - Ю.  Б.) перебили авар, и хакан в ярости обвинил в поражении Бу-Юргана (т. е.  булгарского хана, 605-617 гг. - Ю. Б.)".    Феодор Синкелл повествует: "Такое множество убитых врагов пало на  каждом участке стены и столько повсюду погибло неприятелей, что варвары  даже не смогли собрать и предать огню павших. А в состоявшемся на море  сражении Богородица потопила их моноксилы вместе с командами перед  собственным Ее Божьим храмом во Влахернах". Так свершилось Чудо  Пресвятой Богородицы во Влахернах!   Зная, что этот штурм аваров не последний, Ираклий испугался и хотел  бежать в Северную Африку и сделать своей столицей Карфаген. Но  константинопольский патриарх святой Сергий стал протестовать против  этого. Своими зажигательными проповедями он вдохновлял жителей города  защищаться, а императора уговорил дать клятву, что он не покинет столицу  и будет сопротивляться варварам, пока не победит. А победу над врагами  ему даст Пресвятая Богородица!   Ведя переговоры в Халкидоне с персидским военачальником Шахеном,  Ираклий делал вид, что обдумывает предложенные персами условия мира  (кстати сказать, неприемлемые, так как по ним надо было признать все  завоевания Хосрова II в Малой Азии). А на самом деле он тянул время,  чтобы собрать армию и подготовить ее к бою.   Между тем, император Ираклий принимал все меры, чтобы повысить  боеспособность государства. Он реформировал систему административного  устройства, разделив Малую Азию на темы, т. е. военные округа, усилил  полки лучников и легкой кавалерии, произвел дополнительный набор в  армию. И в 622 г. византийский флот переправил 50 000-ую армию из  Константинополя в устье реки Исс (Киликия), после чего в 622-625 гг.  произошли несколько битв в Киликии, Каппадокии, Галатии, Сирии, Мидии и  Атропатене, в Армении, в ходе которых три армии персов под  командованием Хосрова II были разбиты.   Константинополь же был предоставлен самому себе и должен был  самостоятельно выдерживать осаду значительных сил персов, аваров и  славян.    Среди сохранившихся источников мы находим в тексте Грузинского  сборника 1042 г. под 622 и 626 гг. сообщения св. Георгия Мтациминдели,  что император Ираклий за большую сумму уговорил "сквифов, кои суть  русские" не тревожить империю и не нападать на Константинополь. Однако  русские не послушались и в 626 году "вся сила Греческого царства была  унижена и сокращена персами и скифами, кои суть русские". Грузины с  древнейших времен называли антов и русов "скифами", что нашло отражение и  в данной рукописи. Грузия XI в. хорошо знала Киевскую Русь и не могла  ошибиться. Сознание преемственности от антов к русским вдохновляло не  только восточных славян, но и помогало осознанию преемственности событий  русской истории.     Осада Константинополя аварами, русскими и персами в 626 г. (29 июня - 10 августа)   Источниками об этом событии являются следующие сочинения: 1)  греческая "Пасхальная хроника", VII в., и 2) грузинская повесть "Осада  Константинополя скифами, кои есть русские" из Сборника 1042 г. руки св.  Георгия Мтациминдели (ум. 1066 г.).   Узнав, что император с армией находится на востоке, хан аварский  Сабан поспешил выступить с 100 000-ой армией, в которую, кроме аваров,  входили полки славян (антов), гепидов и булгар. Она штурмом взяла  Анастасиевы Долгие стены. 29 июня авары подступили к стенам  Константинополя и аварский хан показался горожанам. Отказавшись от  предложенного византийцами выкупа, варвары со всех сторон обложили  город. А в 60 км на юго-восток в Халкидоне находилось большое персидское  войско под командованием Сарварона, или Шахрвараза, которое готово  было вступить в бой по первому знаку хана. Император Ираклий в это  время находился в Трапензунте и он отправил на подмогу столице морем 12  000 отборных ветеранов под командованием своего сына Константина.            31 июля 626 г. начался полномасштабный штурм столицы.  Предварительно хакан договорился с персидским военачальником о  координации действий. Было условлено, что персидские силы тогда вступят в  бой, когда авары взойдут на стены города.   В "Пасхальной хронике" мы читаем: "В первой линии пешие, легковооруженные славяне, а во второй - тяжеловооруженная пехота".   Под Феодосиевыми стенами были установлены осадные машины.  Осаждавшие подступали к стенам под прикрытием "черепах". Но все было  тщетно. Греческие воины со стен лили смолу и кипяток на головы  штурмующих, закидывали камнями и осыпали стрелами и дротиками. Попытка  спустить на воды Босфора лодки славянам не удалась. Тому помешал флот  ромеев. На третий день приступа лодки приготовили к спуску на воду у  моста св. Калинника, перекинутого через устье реки Варбис, в северной  части залива Золотой Рог. Тут было мелко для флота ромеев, но их суда  перегородили весь залив и не пропустили лодки славян к городу.   Грузинская повесть рассказывает следующее: "Все море вокруг города  наполнилось вражескими лодочками; каждая из них выдоблена была из  одного цельного дерева и на их варварском языке называлась "моноксвило".  С суши же конные и пешие воины приступили к городским стенам и стали  биться с горожанами. Они спешили, подавая помощь друг другу с обеих  сторон (с суши и моря), чтобы всячески ослабить город, взять его,  покорить, сокрушить и опустошить.   Но городских жителей неустанно подбадривал словом утешения святой  Сергий, который в то время занимал патриарший Константинопольский  престол. Он просил народ не терять упования (на Бога) и не предаваться  горю, говоря им: "Мужайтесь, чада! Все наше упование возложим только на  Бога, направив очи и руки свои к Всевышнему с теплыми молитвами, и Он  ослабит злодеев, окруживших нас, и развеет все козни варваров, которые  они замыслили против нас".    Все жители города приняли к сведению слова святого и укрепились  верою и упованием на Пресвятую Нетленную Царицу нашу Богородицу и  Христа Бога нашего.   Начальником обороны города был назначен эпарх Варос, который  неустанно изыскивал средства для того, чтобы отбить нападения врагов.  Святой Сергий вместе с христолюбивыми людьми, благовейно взяв иконы  Спасителя и Богоматери с Предвечным Младенцем, обходили город по  внутренним стенам и ободрял обороняющихся.   Персы в Халкидоне и "скифы" под Константинополем хватали людей и  бросали их в огонь, поджигали дома и разрушали все, что можно было  разрушить.  Назад История Руси. Глава 13. V Далее 			 |