История Руси. Глава 10. X

История Руси. Глава 10. X

Одним словом, в IV в. гунны находились на первобытно-кочевой стадии, за полвека им предстояло пройти путь от первобытного до классового общества до государство-образующего народа, хозяина огромной Гуннской империи. Это испытание за время, вместившее жизнь всего двух-трех поколений, оказалось для гуннов непосильным, роковым. Гуннский народ не сумел сохранить ни свое имя, ни начатки своей цивилизации, ни культуры.
Как свидетельствует Евнапий (V в.), "побежденные скифы (т. е. готы. - Ю. Б.) были истреблены гуннами, и большинство их погибло. Одних ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении, другие, собравшись вместе, обратились в бегство".
От того положение готов в бывшей Великой Сарматии стало плачевным, и они подумывали о переселении в поисках иной жизни и счастливой доли. Решающее слово должно было оставаться за Амалами, правящей династии Остготии. Все ожидали, что скажет Германарих.
Союз готов с гуннами был, разумеется, непрочным, и Германарих крепко задумался над тем, что делать дальше и как защититься от хищного народа.
С гуннами сражаться было непросто.
"Преимущество гуннов на войне состояло в достоинствах их нового конного строя. Они применяли тактику совершенного изнурения противника. Они не принимали рукопашной схватки, но и не покидали поля боя, осыпая противника стрелами и ловя его издали арканом. При этом они ни на минуту не прекращали боя, сея смерть издали. Их противники - тяжеловооруженные всадники - уставали быстрее легковооруженного и, не имея возможности попасть во врага копьем, попадали в петли арканов". Готские воины не могли этому ничего противопоставить. В это время от его Империи отложились племена балтов и финнов. В припадке отчаяния Германарих вонзил в себя меч и скончался. Империя Германариха перестала существовать. Это было в 375 году.
Остготы тогда разделились на три группы: одни признали королем Гуннимунда, сына Германариха, "отважного в бою и выдающегося красотою", другие пошли за Амалом Винитаром, внуком Вультулфа, третьи были верны Витимиру, преемнику Германариха. Часть остготов во главе с Алатеем, Сафраксом, Видерихом бежали в Дакию и там присоединились к вестготам.
В 375 и следующем году произошли три решающие битвы между готами и гуннами. Баламбер, узнав о смерти Германариха, поспешил с организацией новой военной кампании. Он привлек на свою сторону герцога Гесимунда, сына Гуннимунда Великого, внука Германариха. Гесимунд помнил о своей недавней клятве не воевать с гуннами, которую он дал Баламберу. Он подчинился его власти и присоединился со своим войском к походу против Винитария. Все сражения происходили на Днепре и реке Тилигул (Эраксе). Винитарий победил в первом и втором сражениях. Современники вспоминали, какую гору трупов на поле сражения оставили гунны. В третьем сражении в 376 г. Баламбер попал стрелою в голову Винитарию, и тот сразу умер. Увидев это, готское войско ударилось в бегство. Баламбер занял Остготию и, соединившись в браке с дочерью Вандилиария Вадамеркой, овладел властью во всей Готии, над всем остготским народом, а малолетний король готов Видерих, сын Витимира, стал его послушным вассалом. Гунны не занимались ни земледелием, ни другим созидательным трудом, а только грабили и разрушали все, что встречали на своем пути.
"Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, - пишет историк Евсевий Иероним (IV - V вв.), - между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов <...> вырвались рои гуннов, которые летали туда и сюда на быстрых конях, все наполняя резней и ужасом".
Гунны разрушили большинство городов Боспорского царства, кроме Херсонеса , а жители их разбежались, римская администрация уехала. С другой стороны, гунны освободили племена Великой Сарматии от ига готов.
Так закончилось в Великой Сарматии Готское время и началось Великое переселение народов из Азии и Восточной Европы в Центральную, Западную и Южную Европу, которая еще совсем недавно находилась под контролем могущественного Рима, а ныне стала добычей безжалостных и кровожадных варваров. Античная цивилизация им была не нужна. Часть остготов, ведомых приматами Алафеем и Сафраком, которых современники называли "искусные и известные твердостью духа вожди" , ушли в Дакию, где жили их собратья везиготы, которые находились под управлением королевского рода Балтов (т. е. "Храбрых"), который всегда соперничал с родом готских Амалов (т. е. "Благородных"). Эта вражда элит предопределила нынешнее и будущее разделение готов на два народа и их разные судьбы в истории.
Часть готов осталась в Причерноморских степях при короле Торисмунде, сыне Гуннимунда и внуке Германариха. Он правил всего два года, после чего готы в течение 40 лет не хотели иметь иного короля. Их потомки сражались с князем Кием и его наследниками в Причерноморских степях.
А те готы, которые ушли на Днестр к везиготам Атанариха, там нашли союзников в лице римлян и вместе с ними сражались против гуннов в 376 г., но были разгромлены последними. Потом готы бежали в Карпаты, затем пошли за Дунай и жили в Мезии, Фракии, Паннонии, а их потомки участвовали в разгроме Рима и в создании Остготского королевства в Италии (476-555 гг.).
Тем временем в Великой Сарматии постепенно произошла смена археологических культур. Черняховская археологическая культура отнюдь не была готской, хотя четко просматривается ее многослойный характер. Открывший ее археолог В. В. Хвойко, а так-же Л. Нидерле, Ю. В. Готье, А. А. Спицын, В. А. Ростовцев, А. И. Тереножкин считали ее славянской. Такой она была во времена Буса Старшего и после него. Вот что пишет Ю. П. Миролюбов по этому поводу: "Готы были впереди, между степью и Черняховскими городищами. Когда готы были опрокинуты гуннами (после битвы при Эраксе в 375 г. - Ю. Б.), они смяли и население Черняховской археологической культуры, часть раздавили сами, отступая, а часть бежала или была уничтожена гуннами". Наступило иное время: время Гуннское, одновременно с которым произошло сложение Русского национального государства во главе с князем Кием. Этому времени уже соответствуют другие археологические культуры, а именно Пеньковская, антская по происхождению, и Прага - Корчак - общеславянская, а в восточной ее части - русская (V - VII вв.).


 Увеличить




 Увеличить



 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

 Увеличить

Из кн.: Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002

Назад История Руси. Глава 10. X Далее