История Руси. Глава 15. VII

История Руси. Глава 15. VII

Великоморское государство в IX-Х вв.
Из: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 285.
а - Великоморавское государство при Моймыре I и Ростиславе; б – территориальные приращения до 874 г.; в – приращения при Святоплуке; г – ареал слензан, предположительно входивших в состав Великоморавской державы; д – регион сорбов, находившихся при Святоплуке в союзнических отношениях с Великой Моравией; е – границы соседних политических образований; ж – важнейшие населенные пункты Великой Моравии.


 Увеличить


Великая Моравия
В начале IX в. среди государств Центральной Европы наиболее значительным стала Моравия. Она выступила продолжательницей традиций Само. Ее князь Моймир (ок. 825 - 846 гг.) начал объединять славянские племена срединной части современной Чехословакии. Его главным конкурентом в борьбе за власть стал князь Нитранской области Прибина. В 830 - 833 гг. Моймиру удалось захватить ее. Вскоре ему удалось захватить и территории от Вислянского края до Западного Буга, а также Словацкую область. При нем в государстве проживало 450 000 жителей. Однако Германия наступала, и князю Моймиру пришлось признать власть императора Людовика Немецкого. Впрочем, Моймир продолжал вести себя дерзко, самостоятельно. И вскоре Людовику пришлось сместить Моймира (840 г.) и возвести на престол племянника последнего Ростислава. Правда, Ростислав продолжал проводить всю ту же самостоятельную славянскую политику, и Людовик пошел на него в поход в 850 г. Ростиславу удалось отразить нападение и выстоять. Стремясь усилить свои позиции, князь Ростислав вызвал из Константинополя двух святых братьев, проповедников и учителей славянской письменности. Это были Константин - св. Кирилл и св. Мефодий. В 863 г. они крестили моравский народ в православную веру и дали народу священные книги на старославянском языке. Велеград и Нитра стали центрами славянского просвещения. Храмы и дома наполнились святыми книгами и населились тысячами жаждущих научиться Слову Божьему на родном языке. Благодаря святым братьям в Моравии стал известен церковный закон - "Номоканон", или Кормчая книга, а также свод светских законов - "Закон судный людем". В это время в Германии вспомнили о правившем в Нитре племяннике Ростислава Святополке. Наущаемый немцами, Святополк схватил дядю, затем немцы ослепили его и заключили в темницу. Утвердившись в Велеграде на столе Великой Моравии, Святополк признал верховную власть германского императора. Но вновь надежды Германии были обмануты. Вызвавший у немцев подозрение в измене Святополк был схвачен и отправлен на суд германского императора в Регенсбург, а Моравия попала в руки немецких маркграфов. Тогда здесь вспыхнуло восстание во главе со Славомиром. Немецкий суд признал Святополка невиновным и отправил его в Моравию умиротворять восставших. И снова немцы обманулись в своих надеждах. Святополк соединился с восставшими, изгнал немецких маркграфов (871 г.). Людовик Немецкий был вынужден заключить мир со Святополком и признать православие в стране (874 г.). Апостол славянства св. Мефодий был выпущен из тюрьмы монастыря Рейхенау и снова стал проповедовать. Святополк был вынужден принять из Германии в архиепископы Паннонии и Моравии немца Вихинга. А св. Мефодий умер 6 апреля 885 г., и немцы принялись изгонять из Моравии его учеников. В 887 - 898 гг. Германией правил император Арнульф, при котором Святополку удалось собрать воедино Великую Моравию как государство и все входившие в него области, а именно: Чехию, Паннонию, Лузацию и Словакию. Однако в 894 г. Святополк умер, и власть перешла к его сыну Моймиру, который постоянно враждовал со своим родным братом Святополком II. В 898 г. между ними возникла война. В 906 г. Великую Моравию захватили орды венгров, разрушили и разграбили ее города, покорили их жителей. Только в начале XI в. Чехия освободила Моравию от гнета венгров.

Династия Моймировичей в Великой Моравии

Чехия
Сведения о древней чешской истории сохранила для нас "Хроника" декана пражской церкви Козьмы, составленная в 1113 г. Вот что он пишет: "В те времена поверхность этой страны покрывали большие леса, не населенные людьми; их наполнял шум роившихся там пчел, пение различных птиц. Лесов было бесконечное множество, подобно песку или звездам на небе; леса беспрепятственно простирались, и стадам животных едва хватало земли. Табуны лошадей можно было бы сравнить только разве с саранчой, скачущей летом по полям. Там было много прозрачной воды, пригодной для употребления человеком, а также рыбы, вкусной и полезной для еды. Удивительно, насколько высоко расположена эта область, в этом легко убедиться, ибо ни одна чужая река не втекает сюда, но все потоки, малые и больше, беря начало в различных горах, поглощаются одной большой рекой под названием Лаба и текут отсюда в Северное море".
О первом поселении чехов в бассейне Влтавы Козьма Пражский пишет так: "Люди расположили свои первые поселения возле горы Ржип, между двумя реками, Огржей и Влтавой; здесь они основали свои первые жилища".
Гора Ржип (456 м) высится над левым берегом Лабы, между устьями рек Влтава и Огрже, 30 км севернее Праги.
Здесь раньше жили хорваты, а потом поселились чехи, которых привел сюда из-под Киева старейшина, по имени Чех. Оттого и люди прозвались чехами, а страна - Чехией. Среди благородных людей своими достоинствами выделялся один, по имени Крок, бывший царем у вандальских бургундов и у чехов. У него были три дочери: Каза, Тетка и Либуша. Все они основали по городу. А Либуша обладала даром прорицания и после кончины отца была избрана в судьи. Это она прорекла, что на Влтаве, где пороги, будет воздвигнут град под названием Прага. Она же послала односельчан своего города Либушина в деревню Стадицу, где они найдут себе князя. Это был простой крестьянин, по имени Пржемысл. Княжеской власти тогда требовался центр объединения, и им стала Прага, владычица и красавица Чехии. "Хроника" Козьмы Пражского сохранила имена чешских князей.

Князья чешские по Тищенко В. Н. (Брянск)


 Увеличить


 Увеличить

Назад История Руси. Глава 15. VII Далее