История Руси. Глава 5. XI

История Руси. Глава 5. XI

Осада Ольвии длилась полтора года, с 331 г. по 330 г. до н. э. включительно. Зопирион штурмовал стены Ольвии с севера. Ольвия представляла собой треугольник, обращенный основанием на север. Правая сторона треугольника обрывалась в воды лимана. Левая сторона, как и основание, кроме высоких стен была защищена оврагами. Руководил обороной города мудрый ольвиополит Каллиник, сын Евксена. Потерпев неудачу, Зопирион приступил к длительной осаде, используя осадную технику: баллисты, катапульты, башни, тараны. Однако борисфениты проявили чудеса геройства и защитили город. Этому способствовал и Каллиник. Замечательный оратор, он произнес на агоре речь и провел постановление народного собрания: всех рабов отпустить на волю и принять в ряды защитников, предоставив им гражданские права, отменить все долговые обязательства и провести передел земли в полисе и в хоре, отдав землю неимущим. Это имело грандиозный успех. Рабы и свободные стали воинами республики и разбили нападавших македонцев и фракийцев. У Зопириона не было флота. А тут с моря подоспела подмога: большая флотилия ладей вошла в лиман с войсками греков, скифов, алазонов, каллипидов. Отступавших врагов на безлесной равнине окружила скифская конница. Вскоре от отравленных стрел полегло все македонское войско. Ни один воин из 30 000 не вернулся домой. Наследник Александра Македонского Лисимах, ставший царем Фракии в 305 г., попытался отомстить скифам и завоевать Гетию и Скифию, но был разгромлен и сам попал в плен к царю гетов Дрохимету (291 г.). Отпущенный на волю, он позднее погиб в Малой Азии (281 г. до н. э.).
Во времена диадохов-полководцев, бывших сподвижников Александра Македонского, правивших его Империей после 323 г. до н. э., жил венедский князь Гонтарь. Со своей дружиною он возвратился в родную Скифию, а оттуда пошел в Мекленбургскую землю, которая тогда прозывалась Венедской, и там основал свою столицу г. Велкобор, или Бранибор (ныне - Мекленбург). Об этом князе-богатыре и его подвигах сохранилась "Поведка про царя Гонтаря", записанная в Юрьево Ю. П. Миролюбовым в начале ХХ-го столетия. Второй источник о князе Гонтаре это выписка из рукописной книги, найден-ной в XVII в. в Мекленбургском Доберанском монастыре и процитированной в 1840 г. К. Мармье; этот текст приведен в русском переводе Ю. П. Миролюбовым. О судьбе Венедского княжества в IV в. до н. э. нам ничего неизвестно. А вот отрывок из текста второго источника остатка славянской героической поэзии, мы приведем:
"Храбрость не имеет отдыха. Она не спит в постели. Она кровью утоляет свою жажду. Это легко видеть в героических действиях этих героев-воинов, храбро кидающихся в сечу и побивающих сильнейших врагов. Был некогда в этой благородной земле Вендский царь, воспетый поэтами.
Он назывался Антырь. Это был муж большой храбрости, покрытый славой.
Он любил похвалы, воздаваемые битвам и делам храбрости.
Он был столь храбр и силен, что никогда никто не мог его лишить оружия и тяжелых доспехов.
Защищая друга, он кидался в бой со смехом против вражеских полчищ. Для тех, кого он защищал, у него были лишь ласковые слова, но когда он шел в бой, его взгляд горел диким огнем, и огонь вырывался из его рта.
Он носил острый меч, который проливал волны крови, и тот, кого он ранил, не выздоравливал никогда.
Этот меч был столь крепок, что никогда никто не мог его сломать. Несчастье тому, кто попадался под его удары! Если меч лишь касался его тела, ему был конец.
Броня Антыря была черной, а шлем сверкал белизной. Его щит был так тяжел, что тысяча всадников не могла его сломать.
Он носил на пальце перстень, дававший ему силу пятидесяти человек. Это при помощи перстня он творил свои блестящие дела.
Его конь назывался Букранос. Это был ужасный зверь, твердый как камень, имевший голову, как у быка, и из-под ног его летели искры. Герой (сидевший на нем) был недвижим, как скала, его нельзя было ни схватить, ни испугать (подвинуть), и все, кто на него налетал, падали под его ударами..."
В конце II в. до н. э. у скифов появился отважный полководец царь Кашан Канджал. Он совершил ряд походов в Индию, на Кавказ, в Малую Азию, Азербайджан, Армению, Персию, на государство Селевкидов и др. Он известен также тем, что разработал кошанское письмо для тюрков. А его сын Кубан стал известным музыкантом и сказителем, собирателем и редактором эпических песен, объединенных им в сборник "Чулман толгаý". Но его время было неблагоприятным для муз, и он удалился на реку Кубань, спасаясь от сарматов. Сарматское нашествие привело к умалению династии скифских царей - потомков Чиляра, и способствовало появлению масгутской Аланской династии.
Государственно-административное устройство Скифии, по Геродоту, состояло в разделении страны на три "басилеи", т. е. малых царства, на несколько провинций ("архэ") и десятки родоплеменных территориальных единиц - "номов". Социальное устройство Скифии было смешанным, где рабовладельческая и феодальная системы соседствовали с первобытнообщинной демократией свободных скифов. Основу скифского общества составляли, по Лукиану, свободные кочевники-"восьминогие", т. е. владевшие парой волов и повозкой с кибиткой. Властной надстройкой над этим обществом была монархия. Именно североиранцам, первым среди арийцев, принадлежат идея и апология абсолютной царской власти.
Царская власть у скифов передавалась от отца к сыну. Каждый скиф должен был безоговорочно служить царю. А царь обязан был всегда справедливо распределять военную добычу и быть главным судьей народа по закону “Авесты”. Ссора между единоплеменниками разрешалась поединком под контролем царя ("Божьим судом"). Его исход предотвращал кровную месть: ведь так решил Творец! Кроме верховного царя из династии Чирмыш-Сармат, у скифов были и другие цари из племенных вождей, которые должны были быть помазаны Ахурамаздой и утверждены главным царем правящей династии. В глазах греков и римлян только Иранская империя олицетворяла собою верховную власть над народами, причем власть, полученную от Бога-Творца. Хеттская империя, напротив, не стала для соседей историческим примером и скоро сошла "на нет". В лексиконах народов Ирана и Индии есть термин, представленный в санскрите как "rsatra", а в древнеиранском языке как "xsathra", обозначающий царскую власть. В языке священных книг - авестийском - он звучит как "xьathra". Однажды по воле Бога царем был назван тот, кто облечен царской властью от Бога-Творца и кто способен быть справедливым и добрым хозяином на земле, кто мог ею владеть и распоряжаться таким образом, чтобы народное благосостояние увеличивалось, а земля не оскудевала. В таком значении термин "царь" стал известен в иранском мире с VII в. до н. э. при булгаро-скифском царе Партатуа-Буртасе Бурджане и при мидийском царе Киаксаре. Позднее этот термин входит в устойчивую форму ариев "царь царей", т. е. "xьayathiya xьayathiyanam".
В Персии этот пышный титул присваивался царям из рода Ахеменидов (630 - 330 гг. до н. э.). Эта сверхцарская власть распространяется на всех царей, которые подчиняются главному "царю царей" сверхдержавы, равновеликой Империи. До ХХ в. эта формула дожила в титулатуре персидских царей - "шах-ин-шахов". От того же корня "кşа" в иранских языках образованы многие другие царские термины "кşatra", или "xsassa". Они обозначают одновременно и власть, и область с подвластным населением. Территория и подданные - необходимые условия власти, в основе которой закон и ответственность, иначе говоря, необходимость заботы властителей о подданных. Без всего этого немыслимо понимание народного блага. Отсюда и термин "xьassaha-van", т. е. "сатрап", "тот, кто охраняет государство", т. е. обеспечивает его оборону, защищает и заботится о верноподданных. О большой значимости корня "xsa" в ираноязычном мире свидетельствует бытование слова "xsavan" - "самодержец" - в Хотане, в Средней Азии; тот же корень мы находим в словах в титулатуре индо-скифских царей. Бог-Творец рассматривается всегда как источник самодержавной сакральной власти, располагающей мощью подобно тому, как земля обладает плодородием. Через посредство североиранцев, македонцев и греков подобное понимание существа власти достигает и Руси и становится драгоценным достоянием и источником могущества и народного созидания на тысячелетия. Начало благотворного влияния имперской идеи на Восточно-Европейской равнине было положено киммерийцами, скифами и сарматами. Идея счастья как созидающей силы воплотилась с VII в. до н. э. в династии Сармат, переданной, в свою очередь, Аланской и Гуннским династиям. Она дожила до Государства князя Кия (V в. н. э.) и реализовалась в Державе Киевской Руси. Политический символ Арийской монархии мы встречаем в изображении герба. Это двуглавый орел, держащий в когтях двух зайцев. Такой герб впервые встречается у хеттов в XIII в. до н. э., а затем в Мидийской державе VII в. до н. э. Так же выглядел герб Великой Скифии и других иранских государств. Руси-России он достался в видоизмененном виде.

Назад История Руси. Глава 5. XI Далее