Неизвестная лицевая Ладожская летопись |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран ТОМ I 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается
Бегунов Ю. К.
В рукописном сочинении 1819 г. «Опыт древней и новой летописи Валаамского монастыря», принадлежащем перу известного петербургского библиофила и археографа Александра Ивановича Сулакадзева, сохранились сведения о любопытной рукописи: «Летопись в лицах от 1117 до 1251 г. г<осподина> Чер- пова (очевидно, владелец рукописи — Ю.Б.), писана уставом, начинается от построения Старой Ладоги Павлом посадником, раскрашена в большой лист, и картин около 2000, на бумаге писана прередкая рукопись, наход<ящаяся>в С.-Петербурге до 1816 г.» (Сулакадзев 1819: 27/12). Других сведений о «Летописи в лицах...» в рукописи Сулакадзе- ва не имеется. Весьма любопытен справочный аппарат рукописи Сулакадзева, которая представляет собой подробное историческое описание Спасо-Преобра- женского Валаамского монастыря на Ладожском озере. По преданию, монастырь был в I в. н.э местом посещения св. Апостола Андрея, который поселил на острове нескольких своих учеников, поставил каменный крест и оставил по себе добрую славу христианского проповедника. Когда возникла Валаамская обитель точно не известно[1], однако, несомненно, что в XII в. монастырь уже существовал — в нем в 1163 г. были найдены и перенесены в Новгород мощи святых подвижников Сергия и Германа. В 1182 г. мощи эти были возвращены на Валаам, где затем долго хранились. Обо всем этом повествуется в рукописи А. И. Сулакадзева. Характерная особенность рукописи А. И. Сулакадзева — это многократное цитирование печатных и рукописных источников о Валаамском монастыре X-XVIII вв., о которых в настоящее время не имеется никаких сведений, а само их местонахождение неизвестно. Среди последних назовем «Отповедь» этого монастыря на пергамене и с руническими текстами, «Ответы жрецов словенских», «Свиток Боянов», «Вселетник» митрополита Иллариона 1051 г. на пергамене, «Киевскую историю» князя Михаила Пронского, Новгородские, Ладожскую, Коневскую и иные летописи, летописную книгу Михаила Глинского, Киево-Печерский патерик на пергамене (в списке 1317 г.), жития св. Авраамия Ростовского и св. Александра Свирско- го, патерики, «Историческое описание Валаамского монастыря» иеромонаха Мисаила, грамоты и документы. Повествование в интересующем нас Летописце начинается с ладожского посадника Павла. Его упоминает Новгородская Первая летопись под 1117 г.: «Том же лѣтѣ Павьлъ, посадникъ ла- дожьскыи, заложи Ладогу городъ ка- мянъ» (НПЛ: 20). В другой пергаменной книге «Приточъ» имеется приписка уставом XII в., которую в своем переводе воспроизводит А. И. Сулакадзев: «Господь, заступи раба своего Павла, нашего посадника Ладожска, и мене грехов деля Жирослава о пособѣ докончати Ладозю упервые каменнюю, и воздвиг- нути церковь Богородици, и почуй свы- ку и нужду, иже на Кіевъ и Переяславль удѣлати у церкви по всемъ печи, иже пещіе зовутся, но яко на древлемъ острове Валаамѣ в монастыръ чудотворець нашіхъ Сергѣя и Германа, и яко на Яро- славли дворъ в увѣрсѣ идут подъ полъ, а иже банюю и с веліимъ каменіемъ, и тепелъ банюю, якоже на Варяжскіе игумінъ Антоній устрой по печерно- му, и се азъ дарова Гридинъ Павлу на память» (Сулакадзев 1819: 17/37). Речь идет, таким образом, о целом комплексе печных строений, которые соорудил Гридин Жирослав для посадника Павла. Так, как о посаднике Павле мало что известно, эти сведения, несомненно, представляют интерес. Речь идет о постройки печей при церквах и в монастырях Киева, Новгорода, Ладоги и Валаама. Вернемся к Ладожской «Летописи в лицах». Она, вероятно, создавалась на бумаге в XV или в XVI в. по типу рукописи Московского Лицевого летописного свода XVI в., в котором краткие летописные тексты перемежались картинками, то есть — миниатюрами (МЛЛС; Арциховский 1944). Что касается ее содержания, то это был, вероятно, Ладожский или Новгородский летописец, излагавший историю Новгородской земли с 1117 по 1251 г. Это период церковного правления новгородских архиепископов Нифонта, Митрофана, Аркадия, Мартирия, Антония, Иоанна, Гавриила и Спиридона, когдап в Новгороде княжили Всеволод Мстиславич и его преемники, в том числе — Мстислав Мстиславич Удалой, Ярослав Всеволо- дич и Александр Невский. Ладожский летописный сборник был доведен до 1251 г., когда скончался архиепископ Спиридон, и после его кончины в Новгород приехали митрополит Кирилл III и ростовский епископ Кирилл, чтобы помочь избрать нового новгородского архиепископа Далмата, что и было совершено в 1251 г. Далее «Летопись в лицах» не продолжалась. Вероятно, летописцу потребовалось время для того, чтобы привести в порядок свой летописный свод и наладить работу книжника-миниатюриста для создания миниатюр для этой летописи. Их было довольно много, что наводит на мысль о том, не было ли специально для этой летописи написано священно-историческое предисловие, которое могло бы включать миниатюры на темы Ветхого и Нового заветов, а также начальной истории Руси. Но это только гипотеза, которая ничем не может быть подтверждена. Итак, лицевой Ладожской летописи нет, но она была. Смогут ли в будущем археографы найти утраченную Ладожскую летопись, неизвестно. Во всяком случае, в России и за ее пределами хранятся многие государственные и частные коллекции древнерусских рукописных книг, которые еще надо разобрать и научно описать, а сами памятники литературы и культуры Древней Руси ввести в научный оборот, то есть — издать и изучить. Вспомним, что, по данным картотеки академика Н. К. Никольского, известно не менее 5600 летописей, а одних только гимнографических сочинений, не считая памятников ораторской прозы, числится в ней более 10000. Поэтому можно сказать, что подлинное научное освоение и изучение древнерусской литературы еще только едва- едва начинается, и рано подводить итоги этого изучения в толстых, но непродуманных учебниках.
1. Арциховский 1944 — Арциховский А. В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. М. 1944. 2. Азбелев 2004 — Азбелев С. Н. 2004. К вопросу о возникновении Валаамского монастыря // Валаамский монастырь. Духовные традиции. История. Культура. СПб. 2004. 3. Азбелев 2008 — Азбелев С. Н. 2008. Напрасная попытка уберечь от критики анонимное Сказание о Валаамском монастыре (по поводу статьь А. Г. Боброва) // Русская литература, 2008, № 4. 4. Киркинен 2004 — Киркинен Х. 2004. Основание Валаамского монастыря // Валаамский монастырь. Духовные традиции. История. Культура. СПб. 2004. 5. МЛЛС — Московский Лицевой летописный свод XVI в. Фототипическое издание. Т. 1-6. М. 2008. 6. НПЛ — Новгородская Первая летопись Старшего и Младшего изводов. М.; Л., 1950 7. Охотина-Линд 1996 — Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре: Исследование,текст,перевод с древнерусского, комментарии. СПб. 1996. 8. Сулакадзев 1819 — Сулакадзев А. И. Опыт древней и новой летописи Валаамского монастыря. Рукопись. 1819. / Библиотека и архив Валаамского монастыря, инв.№ 8122. [1] Существует мнение, что монастырь возник в XIV в. (Охотина-Линд 1996). Высказывалось также мнение, что монастырь возник в XII в. или еще раньше (Киркинен 2004: 28-53; Азбелев 2004: 54-80; 2008: 99-105). |