Глава 19. КОНУНГ РОРИК ЮТЛАНДСКИЙ – КНЯЗЬ РЮРИК НОВГОРОДСКИЙ

История Руси. Глава 19. I

Глава 19.

КОНУНГ РОРИК ЮТЛАНДСКИЙ – КНЯЗЬ РЮРИК НОВГОРОДСКИЙ

Призвание варягов. Образование Новгородского княжества и начало династии Рюриковичей (862 - 1598 гг.). Княжение Аскольда и Дира в Киеве после 860 г. Княжение Рюрика в Ладоге и Новгороде 862-879 гг.

Призвание варягов и образование Новгородского княжества, колыбели русской вольницы, - одно из ключевых событий Русской истории.
Предоставим вначале слово авторитетным летописным источникам и особенно старшей из них, "Повести временных лет" (начало XII в.).
"В год 6367 (859). Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян и северян, и с вятичей по белке от дыма.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву".
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные урмане (т. е. норвежцы. - Ю. Б.), и англы, а еще иные - готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления. - Ю. Б.) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозеро - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик".


 Увеличить


Князь Рюрик Новгородский. Деталь памятника «Тысячелетию России» О. А. Микешина в Новгороде. 1862 г.

Современная наука давно доказала, что процитированное "Сказание о призвании варягов" сложилось сравнительно поздно, в середине - второй половине XI в., носит искусственный характер, так как написано человеком, плохо знавшим норманнский язык. Этот книжник объединил северо-русские легенды с широко распространенным на Балтике фольклором о приходе на княжение двух или трех князей-братьев из-за моря. Очевидно, что к созданию парафольклорного "Сказания" приложил руку опытный книжник великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.), приукрасивший легенду об иноземном захвате власти. Тем не менее, современные исследователи признают, что за текстом "Сказания" стоят определенные исторические события, отражающие сложный характер взаимоотношений варягов со славянскими и финскими племенами в начале водного пути "Из Варяг в Греки". Вероятно, между Рориком Ютландским и славяно-финскими племенами был заключен договор в контекте раннесредневековой дипломатии. Это был "ряд", по которому права и обязанности высокодоговаривающихся сторон были оговорены всесторонне. Ряд способствовал легитимизации власти на Северо-Западе Руси, но не распространялся на остальную часть Руси, которая оставалась вечевой или княжеской на юге, т. е. в Киеве. Продолжив свой род, князь Рюрик Новгородский основал династию. Династия Рюриковичей нуждалась в оправдании легитимности своей власти и доказательствах своего благородства.
В Софийской 1-й и Воскресенской летописях одна из фраз читается иначе: "Вся земля наша добро есть, и велика, и изобильна всем, а нарядник в ней несть; поидите к нам княжити и владети нами”. Оказывается, не "наряда", т. е. "порядка", нет, а нарядника,
т. е. властителя, или правителя. И еще одно важное добавление из Псковской 1-й летописи: "Вся земля наша добра, а наряда в ней нет; пойдите, княжите и владейте нами, и судите право". Что значит здесь "право", т. е. по какому праву судить - не ясно. Учитывая, что это писали вечники - новгородцы, подразумевалась общинная вечевая правда. Однако и в те времена далеко не всякий князь соглашался уважать общинные порядки и не править самовластно. Отсюда оправдание княжеского авторитаризма "Божьей волей".
Ипатьевская и Радзивиловская летописи, содержащие "Повесть временных лет", излагают события несколько иначе: "И избрашася трие брата с роды своими. И пояша по себе всю русь. И приидоша к словеном первее. И срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрик. А другий - Синеус на Белеозере. А третий - Трувор в Изборьсце. И от тех варяг прозвалась Русская земля".
Любопытные сведения приводит Псковская 2-я летопись: "И идоша за море, к варягом, и рекоша к ним: "земля наша велика есть, и умножеися людей, и несть кто бы владел нами и по праву рядил"; и просиша в них князей. И вдша им 3 князи, брата себе, с роды своими их, и приведоша к Новугороду, седе старейший в Новгороде, а имя ему Рюрик, а Синеус седе на Белеозере, а Трувол седе в Изборсце".
Важные подробности сообщают Софийская 1-я и Воскресенская летописи: "И избрашася от Немець 3 брата с роды своими, и пояша с собою дружину многу; и пришед старейший Рюрик седе в Новегороде, а Синеус, брат Рюриков, на Белеозере, а Трувор в Изборьсце; и начаша воевать всюду. А от тех варяг находницех прозвашася Русь, и от тех словет Русская земля; и суть новгордьстии людие и до ныняшнего дни от рода варяжска, преж бо беша словени".
В Воскресенской летописи имеется важное уточнение: "Князь же Рюрик взя с собою два брата Синеуса и Трувора и племенника своего Олга, и нача мыслити хотя ити на Русь".
Однако Иоакимовская летопись называет Олега шурином Рюрика, т. е. братом его жены Ефанды. По свидетельству В. Н. Татищева, в Раскольническом списке летописи Олег именуется вуем Игоря, т. е. дядей с материнской стороны.

Назад История Руси. Глава 19. I Далее