История Руси. Глава 19. II

История Руси. Глава 19. II

Таким образом, в 862 г. на территорию Словенской Руси, еще не ставшей княжеством, прибывает Рорик, датский конунг из Хедебю. Всего вероятнее, он прибыл в Ладогу и был там, по всей видимости, торжественно встречен всем народом с местными боярами и князьями и со старейшинами. В большинстве списков русских летописей указывается, что три брата избрались сами и вызвались идти на новые места. В некоторых списках летописи говорится, что они пришли с родами своими и многочисленной дружиной. По прибытии Рюрик вначале поселился в крепости Ладога и два года жил в ней, а потом перебрался в Новгород. По другим сведениям, Рюрик сразу же обосновался в Новгороде, который он якобы и построил. Однако, было ли это на самом деле или нет - неизвестно. О времени возникновения Новгорода существуют противоречивые известия. Одни - легендарные, сохранившиеся в новгородских преданиях XVII в. и в Мазуринском летописце XVII в. , а также в Сулакадзевском списке Новгородской летописи, хранящейся в фонде рукописей Г. Р. Державина , сообщают, что "лета 3113 (2578 г. до н. э. - Ю. Б.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, яже ныне зовется Великий Новград, от устие великого езера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словяня". Об этом же событии упоминает и В. Н. Татищев в "Истории Российской": "Славен з братом Скифом, имея войны многие на востоце идоша к западу, многи земли о Черном мори и на Дунае себе покориша... И от старшего брата прозвашеся славяне... Славен князь... иде к полусночи и град великий созда, во свое имя Словенск нарече". А новгородские князья, утверждает Иоакимовская летопись, ведут свой род от сына Словена Вандала! Эта генеалогическая легенда не подтверждена документально: она носит сугубо мифологический характер.
Таковы легенды, которые ничего общего не имеют с реальной историей. Словенск, а затем Новгород, могли быть основаны не раньше, чем словене пришли на Словенскую землю, в бассейн озера Ильмень и на реку Волхов. А пришли они не ранее IV в.
"Велесова книга" и ее издатель и комментатор А. И. Асов полагают, что Новгород был основан в 790 г. выходцами из земли вагров (потомков вандалов) из Старграда, который в 789 г. разрушил Карл Великий. В жреческой книге об этом говорится так: "Мы пришли от Старого града к озеру Ильмень и основали Новгород. И отныне мы здесь пребываем. И тут Сварога - Первого Пращура молим".
Об основании Новгорода без указания даты сообщает Московский летописный свод конца XV в.: "Словяне же пришедше с Дуная седоша около озера Ильмеря и лаша град и нарекоша ú Новъгород иýпрозвашась своим им нем и зд посадиша старейшину Гостомысла".
Поскольку Гостомысл умер приблизительно в 861-862 гг., время основания Новгорода должно быть отнесено к более раннему времени. Однако, пока отсутствуют достоверные археологические данные, трудно судить о том, в какое же время был основан Новгород на самом деле. Раскопки Рюрикова городища, произведенные археологом Е. Н. Носовым , свидетельствуют о том, что во второй четверти - середине IX в. Новгорода еще не существовало. Во всяком случае при князе Рюрике и, может быть, в 864 г., как указывают летописи, Новгород уже был основан, и Рюрик занял в нем княжеский стол. Рюри-ковым временам предшествуют времена Гостомысловы.
Иоакимовская летопись рассказывает как о временах Гостомысловых, так и предшествующих им временах отца Гостомысла князя Буривоя. Последний "имел тяжелую войну с варягами, много раз побеждал их и завладел всею Биармиею (т. е. Карелией. -
Ю. Б.) до Кумени (т. е. до реки Куммийоки, вытекающей из озера Неянда и впадающей в Финский залив. - Ю. Б.). Потом возле этой реки он был побежден, потеряв всех своих воинов, а сам едва спасся, пришел в г. Биармию (современный г. Корелу - Кексгольм - Приозерск. - Ю. Б.), который был построен на острове как крепость, и там правил с помо-щью подвластных князей, пока не умер. Варяги затем пришли и взяли город Великий (т. е. Старую Ладогу, по мнению В. Н. Татищева. - Ю. Б.) и прочие города, и возложили тяжелую дань на славян, русь и чудь.
Народ, будучи не в силах терпеть тяжелый гнет варягов, послал к Буривою просить у сына его Гостомысла, чтобы тот пришел и княжил в Великом городе. И когда Гостомысл принял власть, то он убил тамошних варягов, а других прогнал, от дани варягам отказался, и пошел на них войною и победил, и построил город на берегу моря, назвав его в честь своего старшего сына Выбором, заключил с варягами мир, наступила тишина по всей земле.
Этот Гостомысл был мужем очень храбрым, а также мудрым, для всех соседей своих был страшен, а людьми своими - любим, так как судил справедливо. Потому и соседние народы его уважали и давали ему дары и дани, живя с ним в мире, и многие князья из далеких стран приходили морем и сушею насладиться его премудростью и увидеть его правый суд, просить у него совета и научиться от него, и потому прославился он повсюду".
Но вот что сообщают Новгородский хронограф по Забелинскому списку 1680 г. и Иоакимовская летопись:
"О пространстве земли Руссия и о княжении князя Гостомысла.
И тако нача расширятися страна Руская вельми и общим именем прозывахуся старейшего князя Гостомысла сына его младшего Словена. Сей убо отъиде от отца своего в Чудь и тамо постави град во имя свое под рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече имя граду Словенск, и княжи в нем 3 лета и умре. Сын же его Избор змием уяден умре. Земля же Русская тогда сверже с себе ризы сетованные и паки облечеся в порфиру и виссон, и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем и дети расплоди, и на многа лета опочивая пребывшим с премудрым Гостомыслом. Еда же сей в глубоку старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже уменшити многомятежных кровопролитий в роде своем; тогда убо сей премудрый муж, седый умом и власы, призывает к себе вся властеля русския, иже под ним, и рече к ним осклабленным лицем: "О мужи и братие единокровницы, се аз уже состарился вельми, крепость моя исчезает, и ум отступает, но токмо смерть приближается. А ее вижу, яко земля наша добра и всеми благами изобильна ноне имать себе властодержца и государя от роду царскаго; сего же ради воста мятеж велик и неутешен и междуусобица зла; молю убо вас: по смерти моей идите за море в Прусскую землю и молите там живущих самодержцев, иже от рода Кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами; несть вам срама таковым покоритися и в поддании у них быти".
И возлюбиша вси речь старейшинску, и егда сей умре, то всем градом проводиша до гроба честно, до места, нарицаемого Волотово, и погребоша его. По смерти же Гостомысла послаша всею Русскою землею послы своя в Прусскую землю; они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великаго, именем Рюрика, рода суща Августа, и молиша его, да идет княжити к ним; и умолен бысть князь Рюрик и поиде на Русь с двема братома с Трувором и с Синеусом, а третий с ними Олег, и от того времени начаша княжити первый великий князь Рюрик".
Очевидно Гостомысловы времена относились ко второй четверти - середине IX в. С этим временем якобы соотносится легенда о призвании варягов, расцвеченная новыми подробностями в Новгородском хронографе 1680 г. и в Иоакимовской летописи, предположительно 1030 г., а на самом деле, скорее всего, конца XVII в., как настаивают П. А. Лавровский, С. Г. Шамбинаго и С. Н. Азбелев. Гостомыслово предание здесь дополнено сведениями из "Сказания о великих князьях Владимирских", XVI в., чью основу текста сочинил инок тверской Сава-Спиридон, впоследствии митрополит Киевский, по прозванию Сатана. Это из-под его пера появляется Прусская земля и курфюрст Прус из рода кесаря Римского Октавиана Августа, который якобы и был одним из предков Пруса и по-томка его Рюрика. Такую же легенду, совершенно неправдоподобную, мы читаем в источниках книжника-собирателя XIX в. А. Я. Артынова, а именно: в недошедшем до нас в полном виде сочинения князя Константина Всеволодовича Ростовского "Дела Ростовских князей" (XIII в.). Приводим две фантастические родословные князя Рюрика в качестве примера мифотворчества отечественных историографов:
1. Родословная по матери


 Увеличить




2. Родословная по отцу


 Увеличить


Источник последней Родословной - Сборник А. Я. Артынова - не имеет документальных подтверждений. Ее удел - мифотворчество.

Назад История Руси. Глава 19. II Далее