Иван Волк Курицын |
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ТРУДЫ ОТДЕЛА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XII Ю. К. БЕГУНОВ Кормчая Ивана Волка Курицына 1 27 декабря 1504 года Москва увидела инквизиционные костры. В деревянной клетке были сожжены Иван Волк Курицын, Митя Коноплев, Ивашка Максимов. Великий князь Иван Васильевич с сыном Василием, с митрополитом Симоном, с епископами и со всем церковным собором приговорили их к сожжению. Назначенная на третий день рождества расправа на реке Москве над еретиками по замыслу воинствующих церковников должна была превратиться во всенародное действо. Той же зимой в Новгороде были сожжены Иван Некрас Рукавов, архимандрит Юрьевского монастыря Кас- сиан с братом Иваном Самочерным, Гридя Квашня, Митя Пустоселов. Немало людей, подозреваемых в ереси, были схвачены в городах, заключены в тюрьмы, в монастыри.[1] Большую роль в жестоком преследовании еретиков сыграла группа влиятельных представителей духовенства во главе с митрополитом Симоном, игуменом богатейшего Волоколамского монастыря Иосифом, архиепископом Новгорода Геннадием, Вассианом, впоследствии ростовским архиепископом. Иван III, ранее разделявший секуляризаторские идеи московских вольнодумцев и покровительствовавший еретикам — «государеву дьяку» Федору Курицыну, своей снохе Елене Волошанке с сыном-наследником великим князем Дмитрием Ивановичем, митрополиту-Зосиме (1490—1494) и посольским деятелям в 80— 90-х годах XV века, — в начале 1500-х годов ограничивает их влияние, а затем переходит к преследованиям и к жестоким расправам, вплоть до сожжения наиболее активных из них. С людьми, которые совсем недавно участвовали и в проведении торжественного венчания великого князя Дмитрия Ивановича, и в подготовке Судебника 1497 года, теперь расправились как с уголовными преступниками («лихой человек» = уголовный преступник).[2] Участник московского кружка еретиков посольский дьяк Иван Волк Курицын был человеком незнатного происхождения и свое положение в обществе завоевал исключительно личными способностями.[3] Он участвовал в посольстве Юрия Траханиота к императору Максимилиану I в 1492—1493 годах,[4] в поездке в Новгород Ивана III в 1495 году,[5] в переговорах с ливонскими немцами в 1497 году[6] и в посольстве к великому князю литовскому Александру в 1497 году.[7] Иван Волк Курицын по поручению Ивана III вел переговоры с любекским книгопечатником Бартоломеем Готаном.[8] Последний служил переводчиком русским послам и поставлял книги Ивану III, может быть, через Ивана Волка Курицына.[9] Иосиф Волоцкий упоминает Волка Курицына в 15-м слове «Просветителя».[10] По словам Иосифа Волоцкого, братья Федор и Иван Волк Курицыны «подоиде державного» и добились поставления своего единомышленника Кассиана архимандритом крупнейшего в Новгородской земле Юрьевского монастыря, они же научили Кассиана «отврещися Христа». Известия летописей и анафематствования еретикам в синодиках не дают ясных данных, выражаясь современным юридическим языком, «о составе преступления» еретиков. Анафематствования приписывают Ивану Волку Курицыну неверие в Иисуса Христа и богоматерь, «похудение седьми соборов вселенских», непоклонение иконам.[11] «Просветитель» Иосифа Волоцкого и послания новгородского архиепископа Геннадия представляют историю новгородско-московской ереси в искаженном свете, как полное отступничество в иудейскую религию. Гарантией методологически правильного изучения вопроса являлся бы анализ всех имеющихся источников, как обличительных произведений, так и, особенно, произведений самих еретиков. Бесспорно принадлежат еретикам следующие произведения: «Покаянное письмо Дениса к митрополиту Зосиме»,[12] «Еллинский летописец» [13] и «Лествица» [14] Ивана Черного, «Лаодикийское послание» [15] Федора Курицына, Кормчая [16] Ивана Волка Курицына. Из дошедших до нас памятников последний, содержащий Кормчую книгу и часть юридического сборника XIII века «Мерило праведное», представляет выдающийся интерес. Однако до сих пор он не был издан и изучен. Н. В. Калачов,[17] Е. Е. Голубинский,[18] В. П. Любимов,[19] М. Н. Тихомиров,[20] отмечая некоторые внешние особенности рукописи, не дали анализа ее содержания. Рукопись Библиотеки СССР им. В. И. Ленина «Мерило праведное» (или Кормчая) [21] Ивана Волка Курицына написана тщательным полууставным почерком конца XV века, в четверку, на 336 листах с добавлением 6 листов, ненумерованных в начале, и одного листа, ненумерованного в конце. Таким образом, всего в рукописи насчитывается 343 листа. Водяной знак на лл. 282, 302, 309, 312, 325— бычья голова с прямой линией между рогов, оканчивающейся крестом и увитой змеей; он встречается у Брике (№ 15386 из рукописи 1493—1499 годов и № 2582 из рукописи 1489—1519 годов) и у Н. П. Лихачева (№ 3413 из рукописи 1512 года и №№ 1271, 1273, 1274, 1275 из рукописи 1497 года).[22] Рукопись начинается оглавлением 62 глав со слов: «Сия книги мерило праведное. . .». На 6 ненумерованных и 43 нумерованных листах помещен текст введения «Мерила праведного» XIII века. Первые две трети введения такие же, как и в древнейшем Троицком списке «Мерила праведнЬго» XIV века. На всех последующих листах помещено собрание церковных правил — так называемая Кормчая книга. В конце рукописи (л. 336) помещено следующее послесловие: «Христос зачало и конец всекому делу благому. А се писал аз, а велел ми ти. Пожалуй, не диви. А где буду не дописал или переписал, и ты пожалуй собою исправи». Далее тем же почерком следует тайнопись цифрами, которая расшифровывается как имя писца: «Иванъ Волкъ Курицынъ». На оборотах лл. 3 ненум. и 4 внизу полууставом XVI века киноварью приписано: «Митрополита Иасафа». На л. 2 ненум. об. — скоропись начала XVII века: «Сия книга взета у книгохранителя старца Стахея Троецькаго Сергиева монастыря на пятой неделе Филипого поста в осаде» (т. е. в 1609 году, во время осады Троицкого монастыря поляками). Кормчая Ивана Волка Курицына представляет собой особый тип Кормчих книг,[23] в основе которого лежит не хронологическое, а систематическое сведение правил. Если в Кормчих официальных редакций четырнадцать титулов Фотиева Номоканона являются только оглавлением, в котором названы лишь номера правил, то в Кормчей Курицына правила изложены в систематическом порядке полных четырнадцати титулов. После состав ления в 883 году патриархом Фотием Номоканона неизвестный автор в X веке вписал в него полный текст правил, взятых из второй части синтагмы XIV титулов, т. е. из оглавления Фотиева Номоканона, где они были приведены лишь в виде цифр. Об этом мы узнаем из третьего предисловия, сделанного Ф. Веста (XI век). Эта редакция является очень редкой. Сохранились лишь две греческие рукописи этой редакции: Ватиканская XII века [24] и Иерусалимской патриаршей библиотеки, X в. (ГИМ, Воскресенск. собр., № 24). По мнению М. Остроумова,[25] эта редакция является порчей правил (многократное повторение их и рассечение отдельных правил на части). Каллист[26] считает рукопись Воскресенского монастыря исправной; правила в ней не повторяются, датируется она 964 годом. Русский перевод Кормчей этой редакции появился в конце XIV века и был привезен из Афона тверским иноком Саввой, основателем Вишерского монастыря.[27] Эта Кормчая в конце XV—начале XVI века находилась в руках архиепископа ростовского Вассиана Санина, брата Иосифа Волоцкого. «Нестяжатель» Вассиан Патрикеев пользовался ею в 1517—1519 годах для составления своей Кормчей.[28] Известно, что Вассиан Патрикеев подвергся жестоким преследованиям со стороны митрополита Даниила за эту редакцию Кормчей. Ему в вину ставили главным образом попытку свести правила в систематической редакции. Последняя не только позволяла определенным образом подобрать материал о монастырях и монашестве, об отношении к еретикам, о поставлении епископов и пресвитеров, о пределах их власти, о системе наказаний, об обрядах и т. п., но и давала возможность, косвенно, подвергнуть сомнению авторитетность законов церкви, принятых вселенскими соборами. Когда игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Нифонт использовал эту редакцию для составления Кормчей,[29] явно предназначенной для поучения священников, сопроводив правила многочисленными выписками и толкованиями по образцу Сводной Кормчей, то митрополит Макарий строго порицал, что он изложил «святые правила не подлинно», т. е. не в хронологической последовательности соборов. Такое изложение, по замечанию Макария, «выдумано еретиками» с целью «растерять» неблагоприятные для их мнения правила.[30] Канонической и непреложной основой состава официальных Кормчих являлось изложение правил и статей в хронологической последовательности вселенских соборов. Кормчая митрополита Даниила 1522 года, опирающаяся на предание и патристическую литературу, являлась как бы ответом на «дерзкое развращение» священных правил Вассианом Патрикеевым. После оглавления 14-титульного Номоканона Фотия с двумя предисловиями[31] обычно следуют канонические основы Кормчей: I. Апостольские правила;[32] II. Каноны семи вселенских соборов и девяти поместных соборов;[33] III. Правила и статьи Василия Великого; [34] IV. Отеческие статьи;[35] V. «Мерило праведное» второй редакции.[36] Кормчая книга официальной редакции обычно оканчивалась «Словом 165-ти отец на обиди- щая святыя церкви».[37] На л. 618 Кормчей книги митрополита Даниила читается следующая приписка: «Доселе суздальских правил, а се собрания и припись того ж Данила игумена, потом же бывше митрополита, лета 7030, месяца февраля». В дополнительной части (лл. 618—711) имеются статьи из других Кормчих.[38] Кормчая митрополита Даниила непосредственно привлекалась как для составления Сводной Макарьевской Кормчей, так и для составления Кормчих печатных редакций 1650 и 1653 годов.[39] Сводная Кормчая митрополита Макария середины XVI века является наиболее ярким выражением иосифлянских взглядов.[40] Состав Сводной Кормчей следующий: лл. 1—67 — оглавление Фотиева Номоканона (Синтагма XIV титулов); лл. 68—168 — изложение апостольских правил с толкованиями Алексея и Аристина и с большим количеством' дополнительных толкований, соборных правил и статей отцов церкви; лл. 169—186—«Апостол Петра и Павла»; лл. 187—576 — «Сказания и правила» вселенских соборов в хронологическом порядке; лл. 576—594 — Древний указатель к Кормчей (XVI—XVII века). Кормчая Ивана Волка Курицына является старшим из известных нам русских списков особой редакции. В 1510 и 1512 годах Кормчая книга Курицына без «Мерила праведного» и без отеческих статей (т. е. одни лишь правила соборов и апостолов в систематическом изложении) переписывались Васюком Кылдашевым [41] в монастыре Николы-на-Ламе. Состав Кормчей Курицына следующий: лл. 1 и 2 ненум. — оглавление 62 глав; лл. 3 и 4 ненум. и лл. 1—43 — «Мерило праведное» первой редакции (точнее, одна треть его введения); лл. 43—58 — сказания о соборах; лл. 58—182 — Фотиев Номоканон в систематическом изложении; лл. 182—204 — «Апостол Петра и Павла» и некоторые правила соборов; лл. 204—212 — «По вопросам и ответам беседа святого Диодоха»; лл. 204—286 — статьи отцов церкви о ересях; лл. 286—308 — законодательные статьи: Правда Русская, «Уставы» Владимира и Ярослава, Деся- тословие Моисея и извлечения из Ветхого Завета; лл. 308—336 — мелкие статьи и «Устав, бываемый на поставление епископом». Несомненно, что Иван Волк Курицын использовал или греческий подлинник, или список, привезенный Саввой, или русскую копию с него, затем сборник «Мерило праведное» первой редакции и Кормчую русской (софийской) редакции. Кормчая Вассиана Патрикеева относится к той же редакции, Что и Кормчая Ивана Волка Курицына. Нам известны четыре Кормчих, составленные Вассианом Патрикеевым [42] и один список XVI века той же редакции.[43] Последний список отличается от вассиановских кормчих наличием «градских» законов, отсутствием «нестяжательских» статей, киноварных пометок «о невладении селами», «Собрания некоего старца», статей Максима Грека и второй книги Фотия Грека. Состав Кормчей Вассиана Патрикеева по списку Государственной Публичной библиотеки следующий: лл. 1—349 — оглавление Фотиева Номоканона (Синтагма XIV титулов) и полное изложение правил в систематическом порядке по XIV граням; лл. 349—376—статьи Василия Великого и других отцов церкви; лл. 376—382 — «Собрание некоего старца»; лл. 382—447 — «Книга» Фотия митрополита, имеющая «нестяжательскую» направленность (посвящена вопросам организации монашеской жизни). Вассиан Патрикеев предпринял большую работу. Им были использованы Кормчая Саввы Вишерского, Симоновские правила, спцсок суздальского епископа Евфимия, вывезенный из Брянска, книга правил Фотия, привезенная из Афона, Софийский Харатейный список (ныне ГИМ, Синод, собр., № 132), Греческие богородицкие правила, Пандекты Никона Черногорца, статьи Максима Г река, житие Саввы Сербского и сочиненные Вассианом статьи о невладении селами монастырскими («Собрание некоего старца») и, возможно, некоторые другие источники. Таким образом, Вассиан Патрикеев использовал основные редакции Кормчих, имевшиеся на Руси. Нам кажется, что Иван Волк Курицын и Вассиан Патрикеев, изложив правила в систематическом порядке, тем самым уже выразили недоверие к преданию, основывавшемуся на деятельности вселенских соборов и сочинениях отцов церкви.[44] Текстологическое сравнение Кормчих Курицына и Патрикеева убеждает нас в том, что между «нестя- жателями» и московскими еретиками было гораздо больше точек соприкосновения, чем об этом принято думать. Во-первых, возможно, «нестяжатели» и московские еретики относились критически к преданию, хотя и с разных точек зрения. Г лавы Кормчей Курицына с правилами более краткой редакции соответствуют более полным граням Кормчей Вассиана Патрикеева (лл. 43—182 Кормчей Курицына примерно соответствуют лл. 1—349 Кормчей Патрикеева). Вассиан Патрикеев на суде заявил, что признает авторитет вселенских соборов. Однако в сочинениях, направленных против иосифлян, в частности в «Собрании некоего старца», Вассиан подкрепляет свою точку зрения цитатами из Евангелия, Апостола, Правил Василия Великого, примерами из житий, а не соборными правилами. Вероятно, этим ограничивалась критика Вассианом церковного предания; в обрядовых и догматических вопросах он оставался ортодоксальным. Во-вторых, общим для кормчих Вассиана Патрикеева и Ивана Волка Курицына является отсутствие «градских» законов. Содержащиеся в них идеи безусловной поддержки государством церкви на основе жестокого преследования еретиков были неприемлемы как для «нестяжателей», так и для еретиков. Полное невмешательство иноков, этих «непогребенных мертвецов», в государственные дела, равно как и невмешательство светского государя в дела церкви, — такова программа Патрикеева. Иван Волк Курицын мог отвер- гать «градские» законы как сторонник секуляризации государства. В-третьих, в обоих Кормчих отсутствует «Слово 165 отец о обидящих святые церкви», которым кончались все Кормчие официальной редакции конца XV—XVI века.[45] Архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий использовали это «Слово» для защиты монастырского землевладения на соборе 1503 года и для утверждения теории компромисса «воинствующей церкви» и государства. В-четвертых, в обоих Кормчих отсутствует большинство русских статей, на которые опирались иосифляне. В Кормчей Вассиана из 33 русских статей, перечисленных Н. В. Калачовым,[46] имеются только три статьи: «Кирилла, епископа Туровского, о черноризьческом чину», правило архиепископа Новгорода Ильи, правила Иоанна, митрополита русского. В Кормчей Курицына также имеются только три статьи: Правда Русская и «Уставы» Владимира и Ярослава. В-пятых, из отцов церкви особое внимание Вассиана и Курицына привлекал Василий Великий. Имеются также и некоторые отличия. Во-первых, в Кормчей Вассиана Патрикеева ярко выражена «нестяжательская» направленность. Книга испещрена статьями, заметками на полях и искусно подобранными правилами о том, что монастыри не могут владеть селами. В Кормчей Куруцына «нестяжательская» направленность отсутствует. Во-вторых, Вассиан Патрикеев использовал больший материал, чем Иван Волк Курицын. В книге Вассиана правила приведены в более полном переводе, со многими толкованиями, сведение правил сделано тщательно по граням и главам Номоканона XIV титулов с непременным указанием номеров соборных правил. В-третьих, в Кормчей Вассиана отсутствуют какие бы то ни было светские 4 законы. В Кормчей книге Курицына «Мерило праведное», отрывки из ветхозаветных текстов, «Уставы» Владимира и Ярослава, Правда Русская как бы открывают собой тему «праведного суда». Вассиан Патрикеев останавливается исключительно на внутрицерковных вопросах. Вторая половина его Кормчей посвящена вопросам организации монашества. В-четвертых, Вассиан Патрикеев шире использует отеческую литературу, в основном о жизни иноков. Иван Волк Курицын пользуется отеческой литературой только для «истории ересей». Общим для обоих является использование статей Василия Великого о наказаниях за грехи, «Блаженного Нила Черноризца (Синаита) посланиа к Харихлию презвитору, сурово нападающу на согрешающая»,[47] «Великого Афанасия ко Аммонию Мниху о соблазняющихся в нощи». В-пятых, Вассиан Патрикеев заканчивает свою Кормчую толкованием обрядовых вопросов, тогда как Иван Волк Курицын завершает свою Кормчую светскими законодательными статьями и «Уставом, бываемым на постановление епископом». Заканчивает свою Кормчую Вассиан следующей припиской: «Есть в святых пра- вилех супротивно святому Евангелию и Апостолу и всех святых отец жительству. Но не смех на своей души сего положити, и о сем возвестих господину отцу своему митрополиту Варлааму и всему священному собору. И они ми не велели ничего выставливати, глаголя: кто целомудр разум имеет, той лучшего держится, еже есть по бозе, також де и мы хотим и благословляем».[48] Это говорит о том, что Вассиан Патрикеев, ученик Нила Сорского, не разделял взглядов на «безмолвие ума» афонских «исихастов», В вопросе о постижении писания и предания Вассиан Патрикеев обращался больше к голосу разума, чем к слепой вере. Вассиан Патрикеев и Иван Волк Курицын проявили очевидное несогласие с официальной точкой зрения на роль и организацию церкви. Остановимся на некоторых вопросах содержания Кормчей книги Ивана Волка Курицына. Текст соборных правил и патриотических статей Кормчей в силу сложившейся традиции не мог быть существенно изменен переписчиком. Из всех соборных правил только 82-е правило VI вселенского собора приведено Курицыным в измененной редакции. Оно читается следующим образом: «Не напишеши агница во образ Христа, ни того самого. Толкование: Агнец предан бысть в образ истиннаго Христа бога нашего и не подобает образа почитати, паче истинны, и агнца на честных иконах написати перстом Предтечевым показаема, ни самого Христа, бога нашего, и шаровныими писании по человеческому образу написовати».[49] В Кормчей Вассиана Патрикеева и в иосифлянской Сводной митрополичьей Кормчей конец этого правила читается в полной редакции, без искажения, что предает правилу характер утверждения поклонения иконам: «...не подобает образа, паче истины, и агнца на честных иконах написати перстом Предтечевом показаема, но самого Христа бога нашего и шаровными писании по человеческому образу написовати».[50] Текст правила, приведенный Иваном Волком Курицыным без указания собора, сокращен, и ему придан отрицательный смысл путем замены «но» на «ни». В Кормчих, переписанных Васюком Кылдашевым, в этой же редакции правила стоит «но».[51] В Кормчей Курицына в тексте Десятословия приведена глава 2, которая использовалась еретиками, по свидетельству Иосифа Волоцкого, для отрицания поклонения иконам: «Ни створиша себе идола, ни всякого подобья, елико суть на небеси горе и елико суть на земли доле, и елико в водах, под землею, не поклонившися им, ниже послужи им».[52] Иосиф Волоцкий в 6-м слове «Просветителя» борется с еретическими мнениями, отрицавшими поклонение иконам и всю церковную обрядность вплоть до отрицания поклонения церкви.[53] В Кормчей Иван Волк Курицын называет всю церковную обрядность (причащение, крещение, поклонение кресту и иконам, пост, пасху и т. д.) словами правила Василия Великого «человеческим преданием». В середине XVI века Зиновий Отенский утверждал, что Феодосий Косой и другие еретики будто бы потому придерживались статей Василия Великого, что последний называл церковные обряды уделом «человеческого предания», т. е. считал их малодостоверными. Далее следует ряд правил о свободе воли в принятии или непринятии как отдельных обрядов, так и всех христианской религии. Если согласиться с тем, что Иван Волк Курицын, как и новгородские еретики, отрицал почитание икон, то тогда можно предполагать, что он придерживался мнения о необходимости реформировать культ. Одну четвертую часть «Мерила праведного» Ивана Волка Курицына занимают статьи об ересях и еретиках (лл. 212—286 из 343 листов всей рукописи). Среди них главное место занимает Панарий Епифания Кипрского (IV век). Все эти статьи с незначительными сокращениями и изменениями встречаются во многих других Кормчих: в харатейном Рязанском списке Кормчей 1284 года,[54] в Соловецком списке 1493 года, переписанном монахом геннадиевского кружка Досифеем,[55] в погодинской Кормчей XIV— XVI веков,[56] в Чудовской Кормчей 1499 года,[57] в Кормчей митрополита Даниила 1522 года.[58] Но они не были включены в печатные Кормчие 1650 и 1653 годов и в те официальные рукописные редакции, которые вышли из рук «осифлян» в XVI веке ■— Нифонта Кормилицына, Даниила, Макария. Отсутствуют они и в Кормчей Патрикеева. Среди правил, направленных против еретиков, представляет интерес апостольское правило, приведенное Курицыным следующим образом: «моляйся с жиды, да отлучится»,[59] и толкование на него, в котором дается 45-е правило апостольской заповеди, запрещающее вхождение христианина в иудейский храм. В Кормчей Патрикеева и в иосифлянской Кормчей такого правила нет, хотя встречаются аналогичные.[60] Можно предполагать, что Иван Волк Курицын открещивался от каких-либо связей с теми, кого в то время обвиняли в иудейской ереси. Выше было отмечено, что Вассиан Патрикеев, как и Иван Волк Курицын, широко использовал правила Василия Великого о согрешающих и об епитемиях, отличавшиеся крайней снисходительностью по отношению к еретикам. Архиепископ Геннадий писал в 1489 году, что новгородские попы-еретики «да что он согрешит или блуд, или прелюбодейство, или ин грех сотворил, то удоб прощают, церковным каноном не последующе».[61] Такое же отношение к ересям, как к человеческим заблуждениям, которые надо лечить, сказывается в двенадцатой грани Кормчей Ивана Волка Курицына и в Кормчей Вассиана Патрикеева. В главе третьей первой грани Вассиан повторяет, что еретиков следует сразу же принимать в лоно церкви, как только они покаются и проклянут свои ереси.[62] В противоположность представителям воинствующей церкви, считавших необходимым жестокую расправу над инакомыслящими, Вассиан Патрикеев использует статью о Григории Акрагантском, который «своею премудростью и письменным явлением посрами еретики».[63] Иосиф Волоцкий в 7-м «слове» «Просветителя» утверждал, что «от еретика надо бегать как от змея и отвращатися от него». Безусловное и жестокое преследования еретиков является с его точки зрения условием тесного сотрудничества самодержавного государя и воинствующей церкви. В Сводной Иосифлянской Кормчей нет выделения особой серии богословских статей об ересях. Для составителей Сводной Кормчей Иосифа Волоцкого, Нифонта Кормилицына, митрополита Даниила и митрополита Макария самым важным было показать то, как церковь боролась с еретиками и укрепляла свое могущество. Обличительные статьи против еретиков вместе с многочисленными толкованиями следуют за соответствующими соборными правилами. Некоторые статьи об еретиках, встречающиеся в Кормчей Курицына, за исключением главной статьи Епифа- ния Кипрского, подробно излагавшей все еретические учения, в Иосиф- лянской Кормчей имеются.[64] Обращает на себя внимание самый подбор правил и статей, которые должны были убедить в необходимости жестокой расправы с инакомыслящими. В пространном толковании на 27-е правило полного 85-правиль- ного Апостола, занимающее по объему 39 листов,[65] оправдывается деспотичное отношение церкви к еретикам. Требования казни еретиков и запрещения свободомыслия были идеологической основой теории компромисса «священства» и «царства» Иосифа Волоцкого. К одному из правил иосифлянской Кормчей об учительстве приводится ограничительное толкование, совершенно изменяющее смысл правила. В Кормчей же Курицына это правило приведено без всяких толкований: «Учитель, аще мирьскый человек будет искусен слову учения и нравом чист, таковыи да учит. Будут бо, рече, вси учени богу».[66] Тема необходимости «учительства» проходит красной нитью через Кормчие Вассиана Патрикеева и Ивана Волка Курицына. В 8-й и 9-й гранях Кормчей Вассиана Патрикеева и в 16—21-м главах «Мерила праведного» Ивана Волка Курицына (лл. 100—131) в огромном большинстве правил говорится о высокой обязанности епископов как учителей церкви. Многие из этих правил могли быть использованы против злоупотреблений церковной иерархии.[67] Интересна глава 21 «О епископах и причетницах, иже играют и глумятся, и ловы деют или на позорище ходят, лихо и мзду священник да приимет» (лл. 123—131). Против вымогательств церкви могло быть использовано правило Кормчей Курицына (л. 203), не встречающееся в Кормчей Патрикеева: «Яко не подобает епископом или причетником принужати неких плоды приносити церкви, сиречь, приносити просфоры, или некая приношения, или ину некую работу творити и таковых ради отлучити от церкве или проклинати или не даяти причащения, или не крещати дети, аки и обычаи держашеся. Таковые преступая же сию заповедь да отпадеть от церковеи правления ея». В «осифлянской» Кормчей в вопросе о злоупотреблениях епископов подчеркивается иное: неограниченность их самоуправства и продаваемость церковных должностей (мздоимство) со ссылкой на законодательство Юстиниана.[68] Стригольники конца XIV века и новгородские еретики (Захар) отрицали церковную иерархию на том основании, что все священники поставлены по мзде. Московские еретики если не отрицали иерархию, то все-таки несомненно выступали против злоупотреблений. В «Просветителе» Иосиф Волоцкий вынужден был признать, что еретики если не всех «научили жидовствовати», то многих научили критике писания и предания. В XVI веке в среде «мнящихся были учители» возникло мнение, что чтение книг ведет только к помрачению ума: «грех простым чести Апостол и Евангелие, не чти много книг, да не во ересь впа- деши».[69] Распространенным было мнение, что ересь возникает от непонимания божественного писания.[70] Нестяжатель Артемий, игумен Троицкий, полагал, что «несть бо уже се еретичество, аще кто от неведениа и чем усумнится или слово просто речет, хотя истину навыкнути, паче же о догматех и обычаех неких».[71] Артемий призывает лечить заблуждения и «ребячество» еретика Башкина. «Нестяжатели» требовали учить мирян словом, т. е. обращаясь к Евангелию и Апостолу, а не писать иноческих преданий (уставов). С этим мнением боролся Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным» и в «Сказании вкратце о святых отцех, бывших в мон- стырех, иже в Рустей земли сущих». После седьмого титула Номоканона «О посте и четыредесятнице» в Кормчей Ивана Волка Курицына читается ряд правил, которые отсутствуют в Кормчей Вассиана Патрикеева. Одно из правил (л. 97), 108-е правило Карфагенского собора, гласит: «Свободном изволением кождо воздержание да приимет. Толкование. Своею волею кииждо человек благое да делает, а не понужи. Сего ради никто же не приводится понужди ко воздержанию и к христианству, но своим изволением и свободною волею и хотением». Вряд ли церковь нуждалась в XVI веке в завлечении необратившихся в православие уговорами о свободе выбора. Церковь чаще прибегала к методам принуждения, чем к проповедям. К проповедям обращались еретики. Христианская ортодоксальная литература рассматривает свободу воли (самовластие) как одно из главных качеств человека, данных ему в самый день первоздания. Самовластие заключается в «вольном произволении хотениа к добродетели и к злобе». В Изборнике 1073 года утверждается, что «по образу божию сотворьшу уму его, создан бы человек, рекше самовластен, унылее ли или горьшее изволение самохотию избирая». Именно самовластие человека в толковании отцов церкви, начиная от Блаженного Августина (IV век), было источником его греховности. Церковь использует теорию самовластия для утверждения зависимости воли человека от божественного промысла. Это означало необходимость довериться во всем посредничеству церкви. Если русские вольнодумцы в конце XV—начале XVI веков выступали с утверждением учения о самовластии человека, это еще не значит, что они вносили новые, еретические мнения в общество. В формуле Федора Курицына «душа самовластна, заграда (т. е. ограда, — Ю. Б.) ей вера»[72] нет ничего еретического. Для московских еретиков характерно обращение к учению о самовластии человека в связи с необходимостью разумного постижения, например, грамоты,[73] «правденого суда»,[74] истории человечества,[75] т. е. действительности вообще. Подобный взгляд характерен для гуманистов, обращающихся к человеческому разуму в противоположность мертвой схоластической церковной догме. Как полагает А. И. Клибанов, «еретическое учение о самовластии человека означало, .во-первых, господствующее положение человека в природе, во-вторых, неограниченные возможности познавательных сил ума человека, в-третьих, нравственное самоусовершенствование душевных качеств человека, в-четвертых, свободу для человека поступать хорошо или дурно»[76]. В «Написании о грамоте», которое принадлежит к литературе еретиков,[77] на вопрос «коеа ради вины грамота состроена» дается ответ: «Сеа ради вины грамота состроена, яко же бог создал и благославил человека животна, плодна, словесна, разумна, смертна, ума и художества приатна, праведна и безгрешна и потом дал ему самовластие ума, смерть и живот перед очима его предложил, рекше вольное произволение хотениа к добродетели или к злобе, путь откровенна изяществу и невеждествию и по без- грешию».[78] Далее рассказывается о том, что после умножения злобы в роде человеческом бог на спасение людей привел разум к «состроению грамоты». Иван Волк Курицын, используя богословские тексты, обращается к учению о самовластии. Между седьмой и восьмой гранями Номоканона приведены правила Карфагенского собора (№№ 109—116), как бы объединенные в один целостный рассказ о пелагианском учении. Отсутствие ссылок на конкретные правила и соборы может говорить о том, что Курицын не придавал этим правилам значения юридических законов. Правила, помещенные между седьмой и восьмой гранями, мы условно называем «трактатом о греховности человека». Приводим из него следующий отрывок: «Иже первозданного человека глаголет и без строения греховного умрети хотяща нуждею естественою... «Адама убо ни смертна створи бог, ни бесмертна же, посреде величества и смирения и самовластна того сотворив, остави, яко же камо восхо- щеть обратиться, аще на добродетель — наследить бесмертие, аще ли на злобу — смерть да приимет. Аще бо и плоть имяше тогда человек, но не такое же, яко же ныне. И се рече Григорие Богослов: «еще в кожныя ризы облещися ему единаче в доблеишую плоть и мертвену и не таковужде, яко же прежде престепления, ни дебела беаше плоть адамова, ни естеством смертна беаху же». Неции глаголюще, яко мертвен и сперва создан бысть Адам и умрети хотяще, аще не бы заповедь приступил. Сего ради убо, иже глаголет, яко Адам смертен и сперва от бога создан бысть и нуждею естье- ства, аще согреши или несогреши, умрети хотяше. И глаголет, яко мла- денци не во оставление грехов крещають, яко ничто же от адамова праро- дительнаго греха имуще. И о сем ясно апостолу вопиющу, яко единого ради человека грех во весь мир вниде и греха ради смерть. Или паки мудроствует некто, яко крещение убо первым грехом дает отпущение, помощи же не дает к тому не согрешати. Но токмо от нашего потщания се исправляется. Аще ли убо кто и се приемлет и благодать божию славит укрепляющу нас на творение заповедей, учит же, яко и кроме благодати божия исправити заповеди его может, обаче со трудом, да будет проклят. Не рече бо господь, яко без мене со трудом можете створити сие, но рече, яко без мене не можете творити ничто же».[79] Можно предполагать, что Иван Волк Курицын, вслед за пелагианами, мог сомневаться в исконной греховности человеческого рода и мог считать факт первого грехопадения, из-за которого страдает человеческий род, величайшей нелепостью. Самовластие человека является причиною добрых и злых (греховных) дел в мире. Человеку вовсе не обязательно грешить. Разум его отличит хорошее от дурного, вера оградит душу от плохого, а добрая воля поможет совершить хорошие дела. Посредническая роль церкви в этом случае становится ненужной. «Трактат о греховности человека» заканчивается интересным правилом: «Птица небесный и рыбы морскыя, — купно нерече божественное писание, — яко от моря есть бытье обоего сего, приводить же и преходящая пути морскыя, киты великыя, глаголет, яко чрепину имущая кожу, от них же ни единая рыбы несть».[80] Смысл этого правила был бы совершенно не ясен, если не обратиться к «Истины показанию» Зиновия Отенского. Оказывается, это правило использовалось Феодосием Косым. В 60-х годах XVI века Зиновий Отенский опровергал мнение крылошан, полагавших, что человек, «рыбы великия в мори и гады, и киты, такоже и птица не- бесныя, и звери, и львы, и слоны великия на земли» являются равнозначными творениями бога, которые рождаются и умирают естественным путем. Зиновий борется с утверждением еретиков о том, что для «исправления» и «поновления» «человеческого устроения» царь принесет большую пользу, чем воплотившейся в человека бог.[81] Учение о самовластии человека, развитое в «Лаодикийском послании», «Написании о грамоте» и в Кормчей Курицына, не без оснований можно считать гуманистическим. Это учение было направлено против существующей церкви, так как ставило под сомнение необходимость церкви в деле спасения душ. Архиепископу Геннадию и Иосифу Волоцкому приходилось не раз убеждать, что и поныне все спасаются от бога через посредство церкви. Внимание Ивана Волка Ку/Вщына к вопросам «праведного суда» позволяет предположить, что московские вольнодумцы видели в практической государственной деятельности, направленной к укреплению дворянского государства, «спасение» для людей. Их широкому обращению к разуму не противоречили взгляды на веру как на ограждение души. Официальная церковь боролась с широким пониманием свободной воли человека. Одна из статей Рязанской Кормчей 1284 года учит, «яко не подобает епископом, ни прозвитером пу- стити на волю детии своих, ни дать им самовласть».[82] Автор «Беседы Валаамских чудотворцев» отрицает какую бы то ни было свободу воли. Он утверждает, что если бы человек был самовластен, то тогда не нужны были бы цари и князья. Вероятно, крайние еретические группы (вряд ли это были московские еретики) отрицали пользу властей вообще. 5 Первая часть Кормчей книги Курицына, «Мерило праведное»,[83] тождественна с началом древнейшего списка «Мерила праведного».[84] В середине статьи «Об исправлении суда» текст прерывается словами, смысл которых в том, что, когда судишь, необходимо иметь «страх божий и цело- мудрие».[85] Древнейший юридической сборник «Мерило праведное», созданный в конце XIII века, состоит из двух частей: введения и главной части. В отсутствующей в книге Курицына части введения развиваются те же мысли о необходимости справедливого суда, о необходимости разумного отношения к вопросам государственного и церковного управления.[86] Это сокращение могло быть сделано в целях придания большей композиционной стройности вводной части. Содержание главной части, не вошедшей в «Мерило праведное» Ивана Волка Курицына, составляют светские узаконения греческих императоров, небольшое число статей по вопросам церковного судопроизводства. В книге Курицына отсутствуют следующие главы из основной части: «гл. 16. Царя Константина закон судный людем; гл. 17. От различных рекше граний Иустиниана царя новых заповидий; гл. 18. От книг божественных повелений божественной кончины царя Иустиньяна; гл. 19. Леон и Константин, верная царя; гл. 20. Новая заповедь благочестваго царя Алексия Комнина; гл. 21. Новая заповедь, бывшие от христолюбиваго царя Алексея Комнина; гл. 22. Воспоминание хранителя великого стража Иоанна Фракисия; гл. 23. Иустиниана царя 6 собора о взаконении монастырем; гл. 24. Изложение церковного соединения при Константине и Романе; гл. 25. Сде известно разделение возбраненных браков; гл. 26. Закона градскаго главы различны. Грани сорок числом».[87] Следующие главы из главной части сборника включены в Кормчую книгу Курицына: «гл. 1. Разум о винах или образ винам;[88] гл. 2—14. Извлечений из соборных правил и сочинений отцов церкви; [89] гл. 15. Закон Моисея; [90] гл. 27. Устав Владимера о церковных' людех и судех и о десятинах и о мерах городских; [91] гл. 28. Суд Ярославль Владимерича; [92] гл. 29. Устав Володи- мера Всеволодовича».[93] Ряд мелких статей в конце рукописи: Афанасия Мниха «О наузе и стреле громней», некоторые соборные правила, статьи «о власех» и другие, включены в Кормчую Курицына.[94] Как видимо, Курицын не включил в свою книгу законы византийских императоров,[95] вероятно потому, что они были неприемлемы для Ивана Волка Курицына, так как в них была ярко выражена идея компромисса воинствующей церкви с царем. На основании «градского» закона[96] казнили еретиков в 1488, 1490 и в 1504 годах. Иосиф Волоцкий апеллирует к «градскому» закону в «Просветителе» и превозносит его, требуя казни еретиков. В 13-м слове он защищает «градские» законы от нападок, объявляя, что «„градские11 законы подобии суть пророческим, апостольским и святых отец писаниям».[97] Именно на «градской» закон, т. е. на узаконения византийских императоров Юстиниана, Исаака Комнина и других, ссылались воинствующие церковники в ответ на обвинения их в мздоимстве со стороны стригольников.[98] Митрополит Симон на основании правил и «градских» законов разрешил Иосифа Волоцкого от отлучения Серапиона, архиепископа Новгородского, в 1509 году.[99] Впоследствии митрополит Даниил резко нападал на Вассиана Патрикеева за «отвержение» им «градских» законов.[100] Исследователь русского права М. Ф. Владимирский-Буданов замечает, что одним из источников для составления Уложения 1649 года были греко-римские, так называемые, «градские» законы, взятые из Кормчей официальной редакции. Так, например, главы X, XVII, XXII Уложения сходны с «Про- хироном» Василия Македонянина, а глава I «о богохульниках» — с новеллами Юстиниана. Многие черты жестокости проникли в Уложение из «градских» законов.[101] Можно думать, что для Ивана Волка Курицына «градские» законы были неприемлемы, потому что Курицын, возможно, был против подобного компромисса церкви и государства, создающего основу для жестокого преследования еретиков. Книга Курицына открывается следующими словами: «Сия книги мерило праведное — извес истинный, свет уму, око слову, зерцало совести, тьме светило, слепоте вождь, притупен ум, сокровен разум, прикрут помысел, пастырь стаду, кораблю кормник, волком ловец, татем пес, воронам сокол, натопырем солнце, оку квас, червям соль».[102] В 80—90-х годах XV века широко распространилась официальная редакция Кормчих книг в соединении с отрывками из древнего сборника «Мерило праведное».[103] Однако характер соединения отрывков из «Мерила праведного» с Кормчей книгой был совершенно иной, чем в списке Ивана Волка Курицына. Ни в одной из Кормчих статья «Сия книги мерило праведное» и следующие за ней выборки из «Мерила» не играют самостоятельной роли. Во всех Кормчих книгах официальной редакции статья «Сия книги мерило праведное» помещается во второй редакции и после изложения всех апостольских, соборных и отеческих правил и статей, непосредственно после статей о ересях, и перед «градскими» законами и «Словом 165 отец обидя- щих святые церкви», например: в Чудовской Кормчей 1499 года,[104] в Кормчей 1522 года митрополита Даниила,[105] в Кирилло-Белозерской Кормчей 1590 года.[106] «Мерило праведное» во второй редакции отличалось от отдельного юридического сборника XIII века «Мерила праведного» первой редакции, во-первых, порядком расположения статей и, во-вторых, тем, что оно встречается только в составе Кормчих книг. «Градские» законы, которые составляют основную часть «Мерила праведного», в контексте Кормчей оттеняли идею компромисса «священства» и «царства». Владельцами трех из пяти известных списков «Мерила праведного» первой редакции были московские митрополиты и патриархи.[107] В XIV—XV веках мы не знаем сколько-нибудь оригинальных обличений неправосудия. Митрополит Алексей и митрополит Фотий,[108] игумен Иосиф Волоцкий в 15-м «слове» «Просветителя» в той или иной степени подражали древнейшему «Мерилу праведному». Иван Волк Курицын переписывает начало первой редакции «Мерила праведного», ставя на первое место перед Кормчей статьи о «праведном суде». «Мерило праведное» Ивана Волка Курицына требует справедливого великокняжеского суда, уравнивающего в правах и богатого боярина, и служилого дьяка, и купца, и инока, и сироту, и вдову, и нищего, и убогого. Неограниченное право великого князя распоряжаться жизнью и смертью подданных объявляется основой всего государственного строя. Как известно, автор «Повести о Дракуле», вышедший из посольской среды, оправдывает безграничное, деспотическое самовластие Дракулы. Та же тема «праведного» суда и самодержавной власти характерна и для дворянской публицистики Пересветова XVI века. «Егда судишь, имей страх божий и целомудрие», — поучает «Мерило праведное». Мысль, что мудрость имеет в конечном итоге своим источником «страх божий» через «откровение пророк» и «науку блаженную», характерна и для «Лаодикий- ского послания» Федора Курицына и для приписки к «Еллинскому летописцу Ивана Черного.[109] Отрывок из Иоанна Златоуста «О Цареве достоинстве», можно думать, переписан не случайно: Иван Волк Курицын мог разделить взгляд на «свободный ум» (термин Иоанна Златоуста) как на основное достоинство царя. «Се есть царь истинен, иже воздержится от ярости и зависти, и сладости, и ум свой соблюдет свободен и не дасть владети над своею душою владычеству сладостному, иже бо ум приставит над страстьми душевными, то крепко может владети над человеки божественным законом и быти предстатель подручником своим, со всякою кротостью беседуя. По всем градом того ради бых нарекл царя земли, морю и гладом, и людем, и воем, а иже желает над человеки имети власть ярости и буести и сласти работая, то первое будет посмешен людем, зане злат венец носит украшен камением драгим, целомудрием не венчася, а тело его все хламидою покрыто просветися, а душа его скверна остася. Потом же не весть, како власть свою исправить и жен до собою не умея владети и на нех, како может вести к божию закону. Царь венцем ума не приищет, ум бо царствует. Простии Цареве прежде жертвою о правоверии беседуют, перед питьем ум и целомудрие, пред исполчением о мужестве».[110] Сравним это интересное место с теорией царской власти Иосифа Во- лоцкого. «Царь бо божий слуга есть к человеком милостью и казнью. Аще ли же есть царь над человеки царствуа, над собою' же имат царствующа скверныа страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейший же всех — неверия и хулу, таковый царь не божЪй слуга, но диавол: не царь, но мучитель... Еже воздавати властем покорение и послушание: они бо имеют о нас попечение и промышление».1 Это не оригинальный текст. Иосиф Волоцкий использует сочинения Иоанна Дамаскина (VIII век) для изложения своей теории. 6-е и 7-е «слова» «Просветителя», трактующие необходимость поклонения богу и царю, заимствованы из III и IV «Книг богословия» Иоанна Дамаскина.2 Курицын и Иосиф Волоцкий словами богословских произведений говорят, примерно, одно и то же о величии и о высоком назначении царской власти.3 Иосиф Волоцкий более решительно выразил эти идеи. Имеются и некоторые отличия. Курицын, возможно, полагал, что главное для царя — разум («ум приставит над страстьми душевными») и кротость, ярость и зависть — самые большие грехи для царя. Мудростью своей царь устанавливает «праведный суд». Иосиф Волоцкий полагал, что самое главное для царя — борьба с еретиками («попечение о вере»), а самый страшный грех — «неверие и хула». «Царь -—■ естеством человек, властью же — подобен богу» — таков смысл обеих теорий. Иосиф Волоцкий также считает, что «суд царю никем не посужается». «Неверие и хула», по мысли Волоцкого, исключают «подобие богу», и царь уже перестает быть царем в глазах людей, становясь тираном, «мучителем», «дьяволом».4 «Попечитель о вере» — идеал «благочестивого царя», полностью соответствующий духу теории компромисса «священства» и «царства». Нам представляется, что взгляды, изложенные волоцким игуменом в 7-м и 15-м «словах» «Просветителя», нельзя считать теорией, как полагает А. А. Зимин, «безусловного подчинения царской власти „священству'1».0 В словах «занеже дело божие всех важнее» и в словах «подобает тем преклонятися телесне, а не душевне» нет ничего, что говорило бы о превосходстве святителя над царем.6 Святитель становится выше царя лишь в том случае, если последний подвержен «неверию и хуле». Но если царь имеет «попечение о вере», то он превращается в земного бога, и святитель не может иметь перед ним никакого превосходства. Если считать Иосифа Волоцкого теоретиком «русского папизма», то непонятно, почему патриарх Никон, утверждавший превосходство святителя над царем, «преподобного отца Иосифа Волоцкого поносил и называл „ябедником" и образу его святому не поклонялся».7 «Праведный суд» и обмирщение государства, с одной стороны, или «попечение о вере», через слияние интересов церкви 1 «Просветитель» Иосифа Волоцкого, Казань, 1855, слово 7, стр. 177—178. 2 Об Источниках сведений по разным наукам в древние времена России. «Православный собеседник», 1860, 1, стр. 181. 3 М. Н. Тихомиров в «Исследовании о Русской Правде» (стр, 125) заметил, что Иосиф Волоцкий для обоснования теории сильной и единодержавной власти в 15-м «слове» «Просветителя» использовал текст «Мерила», значительно его изменив: «Слышите, цари и князи, и разумейте, яко божии слуги есть» («Просветитель» Иосифа Волоцкого. Казань, 1882, стр. 304—305). В «Мериле праведном» этот текст пространнее: «Слышите, князии, разумейте, внушите держащий власть, величающиеся о народех, людей, яко от бога дана бысть держава нам, яко слуги божие есте» (БЛ, фунд., № 187, л. 16 об.). 4 Об этом же см.: В. Ж м а к и н, ук. соч , стр. 91—92; В. Е. В а л ь д е н б е р г. Понятие о тиранне в древнерусской литературе. Известия по русскому языку и словесности, 1929, И, кн. 1, стр. 217—218. 5 А. А. 3 и м и к. О доктрине Иосифа Волоцкого. Труды ОДРЛ, IX, стр. 168. Мы рассматриваем взгляды Иосифа Волоцкого не в порядке их становления, а в окончательном виде, изложенном в полной редакции «Просветителя». 6 А. А. Зимин полагает обратное (ук. соч , стр. 172 и 173). 7 Б. А. Рыбаков. Воинствующие церковники XVI в. — Антирелигиозник, 1934, № 3-4. и государства, с другой стороны, — так ставили вопрос еретик Курицын и воинствующий церковник Волоцкий. Если бы Иосиф Волоцкий и хотел повторить подвиг Григория VII, то он не мог бы заставить Ивана III «пойти в Каноссу». Архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий добивались прочного союза церкви и государства, недвусмысленно намекали Ивану III на «небрежение к вере», т. е. на попустительство еретикам, непростительное, пагубное, с их точки зрения, для всей страны. Еще в 1502 году Иван мог повелеть Иосифу замолчать,[111] но в 1504 году он уже был вынужден согласиться на сожжение еретиков. Тем не менее и в конце XV века и позднее русские митрополиты ставились по указанию государей. Торжественный и пышный церемониал поставления Симона в митрополиты в 1495 году должен был подчеркнуть зависимость митрополита от великого князя, т. е. церкви от государства. Идея «свобрды церкви» излагалась в литературе на Руси не иначе, как в виде теории компромисса.[112] Иосиф Волоцкий вряд ли требовал большего, нежели союза «священства» и «царства», борьба за осуществления которого ожесточенно велась в течение всего XVI и в первой половине XVII века. Это была теория сильной воинствующей церкви, владевшей одной третью земли всей страны. Компромисс между «священством» и «царством» имел место в Византии, а не в Западной Европе. Иоанн Дамаскин, на которого опирается Иосиф Волоцкий, — византийский богослов. Однако средством, с помощью которого Иосиф Волоцкий и его сторонники попытались осуществить такой союз и тем самым клерикализовать государство, явился «гишпанский огонек» 1504 года: кровь новгородских и московских еретиков в обмен на молитвы духовенства за царя. Итак, взгляды Курицына и Иосифа Волоцкого сходятся в признании необходимости иметь сильную царскую власть. Если для Иосифа Волоцкого царская власть это средство для организации преследования еретиков, «попечения о вере» и укрепления могущества церкви, то для Ивана Волка Курицына «праведный суд» великого князя есть средство укрепления светской власти. В XVI веке «нестяжатель» Вассиан Патрикеев и автор «Беседы Валаамских чудотворцев» требуют отдаления церкви от государства, настаивая на невмешательстве иноков в дело государственного управления. Использование «Мерила праведного» дьяком Иваном Волком Курицыным в качестве введения к своду церковных законов является оригинальным и не имеет прецедентов в литературе. Иван Волк Курицын переписывает «Мерило праведное» в обстановке общего интереса в 70—90-х годах XV века к упорядочению судопроизводства.[113] • В конце XV века период феодальной раздробленности уже изжил себя и кодификация права самодержавного московского государства стояла на очереди дня. «Ввиду роста хозяйственной мощи и политического влияния городского населения, оно все настойчивее ратует за „правду", которая мыслится как порядок и „законность", исключающие мздоимство, „неправедный суд" и насилия феодалов. Это положение особенно отчетливо выражено в многочисленных статьях знаменитого сборника XIV в. „Мерило праведное", в котором проклинается „всяк судяй непра- ведне“, резко осуждается „ярость и зависть власть предержащих", „оби- дящая и насильствующая"».[114] Дворянство и горожане поддерживали цен- трализаторские устремления Ивана III. Такие идеологи «праведного суда», как Иван Волк Курицын, выступали от имени широких слоев населения против феодальной раздробленности. Из всего материала главной части сборника «Мерила праведного» Иван Волк Курицын включил в свою книгу «Уставы» Владимира и Ярослава, а также Русскую Правду в пространной редакции, содержащей все 58 статей. В. П. Любимов и М. Н. Тихомиров относили данный список Правды к Троицкому виду Синодально-Троицкой группы.[115] Русская Правда в этой редакции использовалась для составления Судебника Ивана III.[116] Во время торжественной коронации Дмитрия Ивановича 4 февраля 1498 года Иван III и митрополит Симон поучали Дмитрия: «Люби правду и милость и суд правый».[117] В приписке на последнем листе Кормчей (л. 336 об.) читается следующее: «... а се писал аз, а велел ми ти...». Можно предположить, что повелеть Ивану Курицыну написать Кормчую книгу мог кто-либо из его единомышленников или, быть может, сам Иван III. Итак, Иван Волк Курицын поставил на первое место перед сводом церковных законов памятник светский — «Мерило праведное». Н. В. Калачов писал, что основанием Кормчей является соединение Номоканона с собранием светских законов, помещаемых непременно после всех церковных правил и статей.[118] Перестановкой местами этих двух частей, как можно думать, Иван Волк подчеркивал первенствующую роль «праведного суда» светской власти, опирающегося на «мерила разума и справедливости». Использование текста «Мерила праведного» Иваном Волком Курицыным в качестве введения к Кормчей позволяет предположить, что правительство Ивана III, совершенно не склонное признавать учение еретиков, было связано с московскими еретиками не столько по линии церковного вольнодумства, сколько по линии практических государственных интересов, разделяемых Федором и Иваном Волком Курицыными.[119] 10 Древнерусская литература, т. XII [1] ПСРЛ, VI, стр. 24, 49, 244; VIII, стр. 244; IV, стр. 278. В конце XV и начале XVI века подвергалось преследованиям не менее 50 человек, новгородцев и москвичей. [2] В тексте 1-й Софийской летописи еретики названы «лихими людьми» (ПСРЛ, VI, стр. 49). См. также: Л. В. Ч е р е п н и н. Русские феодальные архивы XIV—XV веков, 2. М., 1951, стр. 327—328. [3] Н. П. Лихачев. Разрядные дьяки XVI века. СПб., 1888, сгр. 87. [4] ПСРЛ, IV, стр. 161; VI, стр^. 39, 240; VIII, стр. 224, 227. [5] П. Н. Милюков. Древнейшая разрядная книга официальной редакции (по 1565 год). М., 1901, стр. 19—20. [6] Там же, стр. 24. [7] ПСРЛ, VI, стр. 42, 241; VIII, стр. 233. 3 Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. СПб., 1851, стлб. 87—88, 104—106. 0 Об этом см.: С. В. Арсеньев. О Любеком типографщике Варфоломее Готане, бывшем в Москве в XV веке. Чтения ОИДР, 1909, кн. 4, Смесь, стр. 17—20. [10] Н. М. Тупиков в «Словаре древнерусских личных собственных имен» (СПб., 1903) на стр. 90—92 приводит немало имен «Волк», ординарных и двойных, встречающихся в источниках с 1483 по 1683 год. Тупиков полагал, что из двойного имени одно, например Иван, являлось христианским, а другое русским именем (Волк). Часто русское имя теряло свое значение и становилось прозвищем (стр. 81). Иосиф Волоцкий в «Просветителе» мог назвать Ивана Курицына «Волком» не случайно, как он не случайно назвал «черным, яко же именем, тако же и делы», Ивана Черного. «Волками» часто называли еретиков (статья Иоанна Златоуста в иосифлянской Кормчей в БЛ, Собр. Ундольск., № 27, л. 84: «Волк — рекше еретик»). «Злобесным волком» Иосиф называл митрополита Зосиму и, возможно, Алексея, протопопа, и других новгородских еретиков. [11] К. Т. Никольский. Анафематствование. СПб., 1879, стр. 189 и сл. Исследование анафем новгородско-московским еретикам по спискам синодиков будет предметом особой статьи. [13] БЛ, Пискаревск. собр., № 597. Исследование этого памятника ведется А. И. Кли- бановым. [14] ГИМ, Увар, собр., № 447. [15] ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 21/1098, XVI век. [16] БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187, «Мерило праведное» или Кормчая Ивана Волка Курицына. (В дальнейшем: Кормчая Ивана Волка Курицына). [17] Н. В. Калачов. Архив историко-юридических сведений, относящихся к России, кн. I, отд. III, О «Мериле праведном». М., 1850, стр. 36—37. [18] Е. Е. Г олубинский. История русской церкви, т. II. М., 1900, стр. 880—881. [19] В. П. Любимов. Списки Русской Правды. Троицкий вид. В кн.: Правда Русская, под ред. акад. Б. Д. Грекова, т. I, М.—Л., 1940, стр. 99—100. [20] М. Н. Тихомиров. Исследование о Русской Правде. М., 1941, стр. 97—99. [21] БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187. [22] Палеографическое описание рукописи см. также у В. П. Любимова (в ук соч стр. 99—100). ’ [23] Кормчая книга, дошедшая до нас более чем в сотне списков, изучалась, начиная с А. Г. Розенкампфа (Обозрение Кормчей книги в ее историческом виде. М., 1829), как памятник церковно-канонический. Роль Кормчей как памятника идеологического, не была установлена. Воссоздание историко-литературной рудьбы списков Кормчей книги с точным установлением всех редакций должно стать предметом особого исследования. [24] Издана Анджело Маи в VII томе «Spicilegium Romanura» (Romae, 1848, pars II) и перепечатана у Миня (J. P. Migne. Patrologiae cursus completus, series graeca, CIV, col. 441). [26] Каллист, иеромонах. Номоканон патриарха Фотия. М., 1899, стр. 110—111 и 125. ^ [27] ГПБ, F.II.74, Кормчая Вассиана Патрикеева, л. 447. (В дальнейшем: Кормчая Вассиана Патрикеева). [30] А. С. Павлов. Курс церковного права. М., 1902, стр. 119—120. [31] ГИМ, Воскресенск. собр., № 28, Кормчая митрополита Даниила, лл. 23—58. [32] Там же, лл. 59—95. Эти правила имеются также и в древнейшей Рязанской Кормчей 1284 года (ГПБ, Собр. Толстого, I, № 311). [33] Там же, лл. 95—274. С небольшими пропусками эти же каноны встречаются в древнейших Кормчих, как, например, Рязанской, Новгородской, Синодальной, Ефремовской. [34] Там же, лл. 274—307. [36] Там же, лл. 331—399, 418—527 (см.: М. Н. Тихомиров, ук. соч., стр. 109—112). [37] Точно такой же состав имеет Чудовская Кормчая 1499 года (ГИМ, Чудовск. собр., № 167). [39] Об этом говорят пометки на листах рукописи (л. 418 и ел ). Кормчая митрополита Даниила имеет сходство по составу с печатной Кормчей (см.: В. Ж м а к и н, ук. соч., стр. 748). [40] БЛ, Собр. Ундольск., № 27 (см.: Н. Попов Афанасиевский извод повести о Варламе и Иосафе. Изв. ОРЯС, т. 31, стр. 222—223). [42] Кормчие Вассиана Патрикеева: 1) ГПБ, F.II.74; 2) ЦГАДА, ф. 181, № 1597 (бывш. Моск. древлехранилище, № 145); 3) БЛ, Музейн. собр., № 474 (=Пискаревск., № 39); 4) Кормчая 1517 г. Спасо-Евфимиева монастыря (как нам сообщила Н. А. Казакова, — в собрании Краеведческого музея г. Владимира). [43] БЛ, Рум. собр., № 236, Кормчая XVI в. 8 Наше предположение подтверждается текстами анафем «жидовствующим»: только московской группе еретиков, а не новгородской, инкриминируется «похуление седьми соборов святых отец» (ГИМ, Синод, собр., № 667, Синодик XVII в., л. 30 об.). [45] К одной из Кормчих Вассиана Патрикеева было добавлено написанное крупным уставным почерком XVI века, отличающимся от почерка всей книги, «Слово 165 отец» —• БЛ, Музейн собр., № 474 (= Пискаревск., № 39), лл. 434—435. [46] Н. В. К а л а ч о в. О значении Кормчей книги. М., 1850, стр. 22—25. [47] А. С. Архангельский считает эту статью типичной для мировоззрения «нестяжате- ' лей» — любовь и всепрощение (см : А. С. Архангельский. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882, стр. 158—159). [49] Кормчая Ивана Волка Курицына, лл. 190—190 об. [50] Кормчая Вассиана Патрикеева, лл. 51—51 об; Сводная Кормчая, л. 570. [51] БАН, № 5, л. 189 Об.; ГИМ, Увар, собр., № 557, л. 169. [52] Кормчая Ивана Волка Курицына, л. 286. 6 «Просветитель» Иосифа Волоцкого. Казань, 1882, стр. 133. В Новгородском Синодике 1632 года московские еретики обвиняются в непоклонении иконам: «А законопреступником и злочестивым и гонителем и еретиком Арию, глаголю, и Македонию, и Несторию, и новые еретики Волка Курицына со единомысленники, и всем еретиком тако мудрствовавшим, и иже, аще не поклоняются образу господа бога и спаса нашего Иисуса Христа на иконе написанному и пречистой его богоматери и всем святым сим, глаголем, да будут проклята» (ГПБ, Соф. собр., № 1059, лл. 84—84 об.). [54] ГПБ, Собр. Толстого, I, № 311, лл. 358—398. [55] ГПБ, Соловецк. собр., № 858. [56] ГПБ, Погод, собр., № 285, лл. 75—98. [57] ГИМ, Чудовск. собр., № 167. [58] ГИМ, Воскресенск. собр., № 28. [60] Сводная Кормчая, лл. 71, 134 об., 145, 151. [61] Послание архиепископа новгородского Геннадия к Иосифу, епископу ростовскому. Чтения ОИДР, № 8, 1847. [62] Кормчая Вассиана Патрикеева, лл 52 об-53. [63] Там же, л. 373. [64] Например, «От главизн вкратце Тимофея презвитера» и «Иносказание об образе греховнем» — лл. 216—220. [65] Лл. 81—100 (весь Апостол — на лл. 67—168). Эти толкования принадлежат митрополиту Даниилу (см.: В. Ж м а к и и, ук. соч., стр. 748). [66] БЛ, Рук. МДА, фунд. № 184, л. 184 об. [67] На эти правила обратил внимание еще М. Н. Тихомиров (ук. соч., стр. 98). [69] РИБ, IV. стлб., 1384. См. также: А. С. Архангельский, ук. соч., стр. 201. [70] РИБ, IV, стлб. 1384. [71] РИБ, IV, стлб. 1437. и [72] ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 21/1098, «Лаодикийское послание», л. 4. . 4 «Лаодикийское послание» Федора Курицына и «Написание языком словенским о грамоте» (БЛ, Рук. МДА, № 103, XVI в.). [74] «Мерило праведное» и «Повесть о Дракуле». ’А. И. Клибанов. Учение о самовластии. (Из истории еретических движений конца XV—начала XVI вв.). (Рукопись Института истории АН СССР). [77] Исследовано как памятник идеологический А. И. Клибановым. Издано Ягичем и Шахматовым в «Исследованиях по русскому языку» (т. 1, СПб., 1885, стр. 648—673). [78] И. В. Я г и ч. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке. Сб. «Исследования по русскому языку», т. 1, СПб., 1885—1895, стр. 651. [79] Кормчая Ивана Волка Курицына, лл. 97 об. —99. [80] Там же, л. 100. [81] Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863, стр 263—265. [82] ГПБ, Собр. Толстого, I, № 311, л. 24, правило 35 Карфагенского собора. [83] БЛ, рук. МДА, фунд., № 187, лл. 1—43, «Сия книги мерило праведное». [84] Мы пользовались для сличения списком ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр , № 145/1222, лл. 148—171, который является точной копией самого древнего из дошедших до нас списков «Мерила» — БЛ, Троицк, собр., № 15. 0 М. Н. Тихомиров предполагал, что статьей «Об исправлении суда» кончалось «Мерило праведное» первой редакции, к которой близко стоит единственный список Ивана Курицына (см.: М. Н. Тихомиров, ук. соч., стр. 94). Нам кажется, что «Мерило праведнее» Ивана Волка Курицына в точности повторяет текст древнейшего «Мерила» и прекращение переписки древнейшего текста имело для Ивана Курицына определенный смысл, а именно: заострить во введении в Кормчей вопрос о «праведном суде». [86] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 170—187. [87] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 220—329. [88] ГПБ, КБ, № 145/1222, л. 188 соответствует БЛ, Рук. МДА, Фунд. 187, лл. 283—284. [89] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 188—216 соответствуют БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187, лл. 100—108 (т. е. 8-й грани Фотиева Номоканона). [90] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 216—220 соответствуют БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187, лл. 286—293. [91] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 329—330 соответствуют БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187, лл. 293—295. [92] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 330—333 соответствуют БЛ, Рук. МДА, фунд, № 187, лл. 295—301. [93] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 333—337 соответствуют БЛ, Рук. МДА, фунд , № 187, ЛЛ. 301—308. [94] ГПБ, КБ, № 145/1222, лл. 337—339 соответствуют БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187, лл. 309—311. [95] А. С. Павлов. Книги законные. СПб., 1885, стр. 37. А. С. Павлов вполне основательно предполагал, что интерес к законам византийских императоров усиливался с начала создания московского централизованного государства, со времени Ивана Калиты. А. С. Павлов приводит приписку из книги евангельских чтений 1339 года: «Сий бо князь великой Иоа[нн], имевше правый суд паче меры, поминая божественная исправления святых и преподобных отец по правилом монокануным, ревнуя правоверному царю Устияну». [96] ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 145/1222, гл. 26. [97] «Просветитель» Иосифа Волоцкого. Казань, 1882, стр. 588. [98] АЙ, т. 1, № 21, Послание митрополита Фотия во Псков; АЭ, т. 1, № 380. [99] АИ, Т. 1, № 290. 1 Прении Даниила, митрополита Московского и всея Руси, со старцем Васьяном, 1531 г., мая 11. Чтения ОИДР, 1847, № 9. [101] М. Ф. Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. 3-е изд., Киев—СПб., 1900, стр. 242: «Будет кто иноверцы какая-нибудь веры или и русский человек возложит хулу на господа. .. того сжечь» (Уложение, гл. I, 1). Сожжение еретиков впервые возводится в норму государственного права в Уложении 1649 года. В Судебниках Ивана III и Ивана IV преступления против веры не упоминаются. [102] БЛ, Рук. МДА, фунд., № 187, л. 1 нумер. [103] В П. Любимов насчитывает более 40 списков подобной редакции конца XV—начала XVI века. М. Н. Тихомиров предполагает, что эта редакция Кормчих в соединении с «Мерилом праведным» появилась при Иване Калите. Этот автор называет «Мерило праведное» в составе Кормчих книг «Мерилом праведным» второй редакции (М.Н. Тихо ми о о в, ук. соч., стр. 119—120). Однако списков старше 1480 года еще не найдено. [104] ГИМ, Чудовск. собр., № 167. [105] ГИМ, Воскресенск. собр., № 28. [106] ГПБ, КБ, № 1/1079. [107] М. Н. Тихомиров, ук. соч., стр. 105. _ [108] См : В. Ф. Р ж и г а. Максим Грек как публицист. Труды ОДРЛ, I, стр. 44—45. [109] ГПБ, КБ, № 21/1098, «Лаодикийское послание», л, 4; БЛ, Пискаревск. собр., № 597, Еллинский летописец, л. 420. [110] БЛ, фунд., № 187, л. 26 об. [111] Послание Иосифа Волоцкого к Митрофану, архимандриту Андронниковскому. Чтения ОИДР, 1847, № 3, стр. 2. [112] В. Вальденберг. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пгр., 1916, стр. 201—222. [113] Подробнее см.: Л. В. Ч е р е п н и н. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. 2, гл. V. [114] Очерки по истории СССР. М., 1953, т. II, стр. 360—361. Цитируется в «Очерках» по рукописи БЛ, Троицк, собр., № 15, лл. 18 об., 26 об. [115] Правда Русская, изд. АН СССР, М., 1940, стр 29. [116] Об использовании Русской Правды пространной редакции для кодификационных работ см.: А. А. 3 и м и и и А. Г. Поляк. Значение Русской Правды для развития русского, украинского и белорусского феодального права.— Советское государство и право, 1954, № 4, стр. 121. [117] ПСРЛ, XII, 248. |