История Руси. Глава 5. X

История Руси. Глава 5. X

Где-то на акрополе стоял храм Деметры - покровительницы земледелия. Три посвятительные надписи, датируемые IV в. до н. э., показывают, что в эту эпоху культ ее был особо почитаем. Известны находки и более позднего времени: мраморный бюст богини с акрополя, ваза с изображением мифа о Деметре из Павловского кургана.
Культ Деметры, покровительницы жизни, богини плодоносящих сил, имел общие черты с культом какого-то местного божества. Он отвечал религиозным представлениям эллинизированного населения Боспора, был понятен всем - земледельцу, ремесленнику, моряку, воину, и в этом, несомненно, одна из причин широкой его популярности.
На южном склоне находился храм Диониса: при раскопках здесь найдена его мраморная статуя IV в. до н. э. Высказывалось предположение, что статуя могла стоять в театре, связанном с культом этого бога, однако догадка эта не подтвердилась. Вместе с тем, о существовании театра в Пантикапее свидетельствуют высказывания древних писателей и некоторые новые данные, полученные при раскопках на северном склоне, где в каменном закладе древней могилы археологи нашли мраморное кресло с отбитой спинкой. Отделка его ножек и форма очень близки мраморным креслам IV в. до н. э. из театра Диониса в Афинах. Нет сомнения, что найденное кресло стояло в переднем ряду пантикапейского театра. Вторым доказательством служит мраморный рельеф аттической работы IV в. до н. э. с изображением актера, найденный случайно на горе Митридата.
Был в Пантикапее и храм бога врачевания Асклепия. Об этом недвусмысленно пишет Страбон, сообщающий, что в храме том на лопнувшем от мороза медном сосуде есть надпись: "Если кто из людей не верит, что у нас делается, пусть убедится, взглянувши на эту гидрию, которую поставил жрец Стратий... в качестве доказательства суровости зимы". Вероятно, к этому периоду следует отнести возникновение близ города (район Аджимушкая) некоего подобия лечебницы с подземным колодцем и высеченной в скале лестницей. Неподалеку была найдена надпись, в которой упомянуто святилище бога Асклепия".
Пантикапей был крупным культурным центром эллинистической культуры. В Боспоре жили и творили философы, историки, поэты, которые ежегодно устраивали публичные состязания в поэзии и в знании греческого эпоса - "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Много внимания уделялось развитию физической культуры и военным упражнениям. Вот почему причерноморские гоплиты (т. е. тяжеловооруженные воины) были грозой Причерноморья и часто использовались городами-государствами в битвах против скифов и праславян. Рассказывая о бесконечных войнах праславян с греками, автор "Велесовой книги" пишет так: "Эта Греция пришла на землю ту, и осела на ней, и не заботясь о Руси. И вот русы вынули мечи, и напали на греков, и отогнали их от своих морских берегов. И тогда греки привели рати, защищенные железными бронями. И была сеча великая, и вороны там граяли при виде человечины, разбросанной по полю. И ели они останки, и граяли вороны над едой, и великий грай стоял в поле том. И ели они останки греческие, а русские не трогая. Там они защиту имели, так как боги не желали гибели русов. И там сражалось Солнце с Месяцем за землю ту. И Небо сражалось на поле битвы, чтобы земля та не попала в руки эллинские, а осталась русской".
Боспор был великим и сильным царством, обнимавшим не только Крым. Ему подчинялись на крымской стороне Нимфей, Мирмекий, Тиритака и Феодосия, а на таманской - Фанагория и Гермонасса, а также Синдская гавань. Со временем Боспорское царство овладело Приазовьем, Прикубаньем, а также частью Северного Причерноморья до города Ольвии (Борисфена), но последний часто завоевывался скифами и сарматами и стал самостоятельным, как самостоятельным долгое время был Херсонес Таврический. В целом Боспорское царство было меото-сарматским по населению и, в меньшей мере, греческим; боевую силу здесь составляла скифская, а потом сарматская конница. Столетиями велась война скифами и сарматами против греков за обладание причерноморскими городами и за господство в греко-скифосарматской торговле. Историки называют имена скифских царей начала V в. до н. э. - Ариапифа и его сыновей Скила и Октамасада, а также внука - сына Октамасада, которые воевали с греками. Так, однажды они разбили греческое гражданское ополчение во главе с аристократом Павсанием и овладели городами Тирой, Никонием, Ольвией и Керкинитидой. В ответ Афинский Морской союз стараниями знаменитого полководца Перикла в 437 г. до н. э. организовал большую военную экспедицию на Боспор. Перикл с флотом и большим войском явился в Пантикапей. Этим, по словам Плутарха, он "показал варварам всю силу и безбоязненность афинян, плавающих где угодно и подчинивших себе все море". Вскоре Перикл возглавил поход греков на непокорные племена Великий Скифии и на некоторые города, в том числе на Сурож и Ольвию. В то время, по "Велесовой книге", Сурож якобы уже существовал и был населен таврами, скифами и праславянами. Каких праславян в Крыму имеет в виду "Велесова книга", неясно. Ведь праславяне в V в. до н. э. еще обитали где-то на окраинах Скифского мира, как например, "невры" - "вервиане" по реке Припять, в Полесье и на Волыни. Может быть, это была небольшая ославянявшая часть киммерийцев-тавров, чье закабаление греками было "великим оскорблением для нас" (III, 8).
Как бы то ни было, Перикл победил и привел к покорности грекам все негреческое население причерноморского побережья. Он же добился согласия скифов на увеличение поставок хлеба, рыбы и золота в Афины и заключил выгодный для Афин торговый договор. На престоле в Пантикапее с помощью Перикла воцарилась новая династи Спартокидов (438 г. до н. э.). После смерти основателя династии Спартока (392 г.) его сыновья Сатир I и Левкон I захватили Феодосию в Крыму, а также Синдику в земле синдов-киммерийцев на Таманском полуострове, ниже реки Гипаниса (Кубани), затем покорили племена торетов, дандариев и псессов. Постепенно Боспорское царство расширилось и превратилось в мощный форпост Греческой цивилизации на востоке, на самой границе Европы и Азии. Царь Парисад I (349-309 гг.) покорил многочисленные меотские и скифские племена на северном берегу Меотиды (Азовского моря) и по Танаису, а его сын Евмел (308-305 гг.) построил город Танаис - опорный пункт для завоевания скифских земель и "торжище варваров". После него правили Спарток III (304-284 гг.), Парисад II (283-252 гг.), Левкон II (240-210 гг.). Боспорцам не удалось завоевать город Гелон. Скифы были удачливее. При царе Атее, сыне Тигала (429-380-339 гг.), были ликвидированы провинции и Скифскому государству был придан централизованный характер. К 340-м годам до н. э. Атей закончил объединение Великой Скифии от Азова на востоке до Дуная на западе. При этом все скифские племена объединились и построили ряд крупных городищ. В его царствование усилилось имущественное неравенство и укрепила свое положение скифская знать, расцвела торговля с причерноморскими городами, влияние эллинской культуры увеличилось.
Старобулгарское предание называет царя Атея основателем г. Итиля (Ателя) на Нижней Волге. Впоследствии одно из имен царя гуннов Аттилы якобы, по преданию, означало уроженца города Ателя или Итиля, будущей столицы Хазарии.
Во внешней политике царь Атей проявлял большую активность. Он устраивал завоевательные походы против фракийцев в Добруджу, на Балканы, участвовал в сражениях с царем Македонии Филиппом II (359-336 гг. до н. э.). Последний завоевал всю Фракию и в долине реки Марицы (Георы) основал город-крепость Филиппополь (современный Пловдив), затем двинулся на север, к окраинам Великой Скифии. Македонские войска перешли Дунай и на север от его устья, между Истром и Тирасом, встретили основные скифские силы под командованием 90-летнего царя Атея. Н. М. Карамзин писал, что Филипп победил скифов "не превосходством мужества, а хитростью воинской". Отбив натиск царских скифов, одна из фаланг, насчитывавшая 24 ряда отборных воинов, перестроилась для атаки и, ощетинившись сариссами (т. е. длинными копьями), перешла во фронтальное наступление. Здесь Филипп применил принцип фиванского полководца Епаминонда, который рекомендовал концентрацию сил фаланги в направлении основного удара при тесном взаимодействии пехоты с конницей. Собранные на левом краю фаланги отборные гоплиты опрокинули противостоящих скифских воинов. А гетайры (т. е. отборная македонская конница, состоящая из македонской знати) на свежих лошадях догоняли бегущих скифов и секли их без пощады. Затем они зашли в тыл к отборным войскам царя Атея и разбили их. В схватке погиб и 90-летний царь. Немногие воины ушли с поля сражения. Гетайры захватили скифский обоз, угнали в рабство 20 000 скифских женщин и детей. Младший сын Атея Алабуга Сыгеркан (339-312 гг. до н. э.) продолжил политику отца. После убийства в Пелле Филиппа II заговорщиками македонский престол занял его сын Александр (336-323 гг. до н. э.), прославившийся завоевательными походами. В войске Александра Македонского якобы принимали участие и венеды, и прарусы во главе со своим князем Гонтарем. (См. Приложение 2. Источники, тексты. С. 00.) Юный Александр, перейдя Истр, в 335 г. победил гетов и оставил покорять скифов 30 000 войско своего полководца Зопириона. А сам отправился на завоевание Азии. Зопирион, наместник Фракии и Фригии, должен был завоевать Скифию. Но ему это не удалось. Тира, Истрион и Никоний сдались ему, но Ольвия, основанная греками в 651 г. до н. э. и превратившаяся в "торжище борисфенитов", отказалась сдаться.

Назад История Руси. Глава 5. X Далее