История Руси. Глава 8. VIII Если В. Г. Васильевский предполагал, что нападение на Амастриду случилось ок. 820 г., то А. И. Асов считает, что русы совершили набег на южное побережье Черного моря, в том числе и на Амастриду, в начале царствования императора Никифора (802-811 гг.). Ими командовал князь Бравлин II Младший. Русов поддержали дунайские болгары, которые в то же время нанесли ряд чувствительных поражений византийцам. 16) В "Повести временных лет" под 852 г. содержится первое в летописи Нестора (своде 1113 г.) упоминание Руси в следующем контексте: то 6360,ý"В л индикта 15, наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля. О дахомъ, яко при семь цари ходиша Русь на Царьгородъ, якожеýсемь бо ув мь". Речь идет о морском походе русов наýтописаньи гречьстýпишется в л Константинополь в 860 г. 852-й год появился же в связи с вокняжением Дира в Киеве. См. С. 000 настоящей работы. 17) Грек патриарх Фотий (ок. 810 - после 886 гг.; патриаршествовал в 857 - 867, 877 - 886 гг.) в двух проповедях, одна из которых была произнесена во время осады Константинополя русами (18-25 июня 860 г.), а другая - непосредственно после ухода русов летом 860 г., резко упрекает греков в безнравственности. Нападение русов было совершенно неожиданным, когда византийское войско во главе с императором Михаилом III находилось в Малой Азии, а флот был где-то около Крита, и город оставался беззащитным. Фотий говорил: "Помните тот час, несносный и горький, когда в виду нашем плыли варварские корабли, навевавшие что-то свирепое и убийственное? Когда это море, утихнув, трепетно расстилало хребет свой, соделывая плавание их приятным и тихим, а на нас воздымало шумящие волны брани? Когда они проходили перед городом и угрожали ему, простерши свои мечи? Когда мрак объял трепетные умы и слух отверзался лишь для одной вести: "варвары уже перелезли через стены города, город уже взят неприятелем"? Русы явились не для грабежа, а для мести, что подтверждается следующими словами Фотия: "И как не терпеть нам страшных бед, когда мы убийственно рассчитывались с теми, которые должны были нам что-то малое, ничтожное?" Пока русы (не более 8000 человек, приплывшие на 20 ладьях – Ю. Б.) рыли подкопы, досыпали вал и пытались взойти на стены, другое войско предавало все огню и мечу в окрестностях Константинополя. Фотий говорил о последнем так: "Он (неприятель) разоряет и губит все нивы, пажити, стада, женщин, детей, старцев, юношей, всех сражая мечом, никого не милуя, никого не щадя..." Вот что говорит Фотий о русах: "Народ, ничем не заявивший себя. Народ, считаемый наравне с рабами, неименитый, но приобретший славу со времени похода к нам, но достигший высоты блистательной и наживший богатство несметное, народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочевой, гордый оружием, не имеющий стражи, неукоризненный, без военного искусства, так грозно, так мгновенно, как морская волна, нахлынул на пределы наши и, как дикий вепрь, истребил живущих здесь, словно траву..." Ясно, что так сказать о норманнах было нельзя. Все это целиком относится к жителям Поднепровья, русам. 18) Тот же патриарх Фотий в "Окружном послании к восточным патриархам" (867 г.) сообщает как о народе "рос", напавшем на Константинополь, так и о крещении его в 860-е годы в окрестностях Константинополя. Вот что он писал: "И не только этот народ (болгары.- Ю. Б.) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые русы, которые, поработив находящихся около них и отсюда возомнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли эллинское и нечестивое учение, которые содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чин подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой дерзости против нас, которую имели незадолго перед этим. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобзают верования христиан с великим усердием и ревностью". Любопытно отметить, что если в беседах Фотия русы названы "неизвестными" (что абсолютно невозможно было бы сказать о норманнах), то в "Окружном послании" русы названы "пресловутыми", т. е. "известными", "славящимися", что стало возможным благодаря двум обстоятельствам: 1) русы пришли под стены Константинополя, 2) они приняли святое крещение. Целью послания было извещение о крещении русов, так как римский папа Николай I упрекал Фотия в том, что тот допустил невинные жертвы: убиение в 860 г. греков, которые так и остались неотомщенными. Фотий на это возражал, что теперь язычники крещены и больше не являются врагами греков. Точная дата и место крещения русов неизвестны. Греческий Хронограф Георгия Кедрина говорит так: "... пришло от русов в Царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного крещения, что и было". Можно предполагать, что первое крещение русов было между 860 и 867 г. Через несколько лет состоялось второе крещение. 19) Никоновская летопись (Московский летописный свод 1520 г.) дважды сообщает (под 874 и 884 гг.) о неудачном походе князей Аскольда и Дира на Царьград. Очевидно, что вторая дата ошибочная. Под 874 г.: "В лето 6375. Возвратившася Аскольд и Дир от Царьграда в мале дружине, и бысть в Киеве плач велий..." Под 884 г.: "О князе рустем Осколде. Роди же нарицаеми Руси, иже и кумани, живяху в Евксинопонте, и начаша пленовати страну римляньскую, и хотяху поити в Константиноград, но взбрани им Вышний Промысл, паче же и приключися им гнев Божий, и тогда возвратишася тщии князи их Аскольд и Дир. Василие же (император Византии Василий I Македонянин, 867-886 гг.- Ю. Б.) воинствова на агаряны, и манихеи (т. е. с арабами и болгарами.- Ю. Б.). Сотвори же и мирное устроение с прежереченными русы, и преложи сих на христианство, и обещавшеся креститися и просиша архиерея, и посла к ним царь". Далее следует сообщение о чуде с несгоревшим Евангелием, которое заканчивается следующими словами: "Сие же видевше Руси удивишася, чюдящеся силе Хрестове, и вси крестишася". По преданию, следы которого находим в "Истории Российской" В. Н. Татищева, чудо о несгоревшем Евангелии явил русам греческий митрополит Михаил Сирин, т. е. Сириец. Об этом же рассказывает и византийский Продолжатель Хроники Феофана: "Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмаилитами). Впрочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой - правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом, - а вскоре прибыло от них посольство в Царственный город, прося приобщить их к Божьему крещению. Что и произошло". Когда же совершилось это Второе крещение? Если обратиться к текстам "Жизнеописания императора Василия" (середины Х в.) и к "Сказанию" Бандури (XVII в.), сообщившему об изобретении славянской азбуки монахами Кириллом и Афанасием, то становится ясно, что император и патриарх послали к русам архиереев с книгами, крестами и сосудами церковными тогда же. Ведь судя по сохранившимся источникам, во время неудачного похода 874 г. буря разметала суда русов. Фотий же приписал это заступничеству Богородицы, покровительницы Константинополя, и чуду, которое Она совершила после омовения риз Богородицы Влахернской в водах Босфора. Пораженный случившимся, князь Аскольд стал подумывать о необходимости крещения, что и произошло после переговоров с византийским императором и долгих униженных просьб. "Велесова книга" уточняет дату крещения Аскольда и его дружины - 875 год, а крещение Аскольдом части киевлян датирует 876 г. и говорит об этом с несказанной горечью: "... и потому отвратил он (т. е. Огнебог.- Ю. Б.) лик свой от нас, что мы имели князя, крещенного греками... Наши праотцы идут по высохшей земле... И так мы не имеем края того и земли нашей. И крещена Русь сегодня". Прямым свидетельством в пользу крещения руссов является письмо патриарха Фотия князю Аскольду, которого он называет “киевским каганом” и митрополиту Михаилу Сирину. 20) Во время Хазарской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия осенью 860 г. в Херсонесе они повстречали человека, который имел Евангелие и Псалтирь, написанные "русьскыми писмены". В Пространном Житии св. Кирилла (болгарском произведении IX в.) рассказывается о том, как Константин Философ быстро научился чтению книг на русском языке "и чи прiимъýдова с нимъ (т. е. с тем человеком.- Ю. Б.), и силу рýбес прикладаа различнаа писмена, гласнаа и съгласнаа, и къ Богуýдýсвоей бес начать чести и сказати, и мнози са ему дивлаху".ýмолитву твора, въскор Объяснение тому следующее: в Готской епархии, существовавшей с конца IV в., особенно в Херсонесе, были распространены церковные книги на славянском языке задолго до св. Кирилла. Эти книги были известны как "Иоанновские книги", т. е. переводы св. Иоанна Готского (790 г.). Назад История Руси. Глава 8. VIII Далее |