| 
				 История Руси. Глава 2. VI В эпоху ранней Бронзы, в середине III - начале II тысячелетия до н.  э., на территории Центральной, Восточной и Северо-Восточной Европы  образовалась культура Шнуровой ке-рамики, или культура ладьевидных  Боевых топоров. Эта культура была результатом разви-тия местной культуры  Шаровидных амфор, распространившейся от реки Лабы до Волыни в сочетании  с культурой Шаровидных амфор степной полосы Восточной Европы;  участвовали в ее создании и индоевропейцы-ямники, т. е. носители Ямной  археологической культуры Восточной Европы. При этом индоевропейцы от  2000 г. до н. э. вплоть до 1700 г. до н. э. вы-тесняли трипольцев  (негроидов), представителей Средиземноморской культуры, из  Причер-номорских степей. В результате огромная территория Средней Европы  разделилась на три области: западную, среднюю и восточную (см. карту).  Причем наиболее древней была сред-няя часть, соответствующая современной  территории Польши. Отсюда началось вытеснение и ассимиляция носителей  культуры Воронковидных кубков, являвшихся аборигенами Се-верной Европы. У  этих народов заметен был переход от полукочевого образа жизни к  осед-лому со строительством домов столбовой конструкции и с особой  керамикой, которая дожи-ла до времени Черняховской культуры  Причерноморских степей II - V вв. н. э. А керамика шаровидных амфор  Евразии приобрела шнуровой орнамент. Этот орнамент появляется на  глиняных горшках: сырой горшок перед обжигом обматывался шнуром, в  результате чего на горшке оставался оттиск в виде декоративного рисунка;  иногда применялся тонкий стержень с намотанным на нем шнурком. Шнуровой  орнамент, подобно спиральному, должен был символизировать извивы вечно  мудрой змеи, олицетворявшей собой время; этот орнамент должен был  охранять человека при его жизни от воздействий нечистых темных сил.  "Шну-ровиков" по праву считают родоначальниками ариев-земледельцев.  Первые "шнуровики" появились в исконном индо-иранском поясе в Среднем  Приднестровье и до Среднего Днеп-ра. Они были потомками древних  хлеборобов-ариев эпохи Бронзы. Этот факт подтверждает живучесть одной из  главных земледельческих составляющих протославянской общности,  отразившейся в «Сказе о царе-пахаре» (см. с. 00 настоящей работы).        Ср.: Gimbutas M. 1) The Kurgan Culture // Actes du VII CIPP. Praha,  1970; 2) Primary and Secondary of the Indo-Europeans // Journal of  Indo-European Studies. 1985. N 13. P. 185-202.     На севере и на востоке Европы шнуровую керамику обычно находили  вместе с брон-зовыми и каменными топорами в земляных холмах захоронений  знатных людей. По мнению английского археолога Гордона Чайльда из  Королевского антропологического института в Лондоне, все эти предметы  принадлежали к группе белых скотоводов, которые кочевали на лошадях и  были вооружены мечами и луками со стрелами, копьями и дротиками, ножами и  пращами, булавами и арканами, топорами и секирами. В начале Бронзового  века началась миграция этих народов из Северного Причерноморья и Малой  Азии в Европу. Это-то и были индоевропейцы.   Мария Гимбутас из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подкрепила мнение Чайльда новейшими данными раскопок.    Гимбутас восстановила картину нескольких последовательных  "курганных вторже-ний" орд конных воинов в Европу из Северного  Причерноморья, которые не только покори-ли аборигенов Европы -  лапоноидов и средиземноморцев, но и распространили свои язык и культуру,  в том числе выращивание пшеницы и ячменя, разведение баранов и коз, а  также свои керамику, ремесленные изделия, оружие. Распространялись также  мифология, верова-ния и начатки ведической философии, свойственные  древним ариям. В Подолии и на Волы-ни произошла встреча уже оседлых  индоевропейцев с собратьями-кочевниками, шедшими на запад из степей  Северного Причерноморья. Эти же индоевропейцы-кочевники заняли бе-рега  Среднего и Нижнего Дуная и перешли к полуоседлому образу жизни. Они же  продви-нулись на северо-запад Европы до Северного моря и принесли с  собой обряд захоронения в дольменах. Каменные дольмены культуры  Шаровидных амфор представляли собой родовые усыпальницы, что говорит об  усилении роли Рода в общественно-политической жизни индо-европейцев.  Заметим, что каменные гробницы Подолии имели прямоугольную или  трапе-циевидную форму, сориентированную на северо-запад, что отражает  направление движения пастушеского населения, т. е. индоевропейцев. У  головы погребенного обычно ставили ке-рамические сосуды со шнуровой  керамикой, а также кремневые топоры. Погребальные ук-рашения изобиловали  изделиями из янтаря, кости и камня. В селе Иванье Ровенской области  Украины найден просверленный в центре янтарный диск, изображающий  солнце, на одной плоскости которого был нанесен равносторонний крест, а  на другой изображены человече-ские фигурки, вооруженные луками.   Окончательно культура Шнуровой керамики сложилась к 2200 г. до н.  э. В дальней-шем она сыграла выдающуюся роль в сложении языковых и  культурных общностей кровно-родственных народов. Среди последних  заметную роль играла общность протогерманцев, протобалтов и протославян,  живших тогда в симбиозе . На территории современной Поль-ши в 2200-1700  гг. до н. э. сложилась культура Злота, представлявшая собой сплав  культур трех эпох трех индоевропейских нашествий: представителей культур  Воронковидных куб-ков, Шаровидных амфор и Шнуровой керамики. В основе  погребальных обрядов пришель-цев виден наметившийся переход от  коллективного к индивидуальному, к новому социаль-ному устройству,  связанному с господством старейшин в обществе.   К 2000 г. до н. э. эти энергичные пришельцы – а это были киммерийцы  - достигли Ютландского полуострова и юга Скандинавского полуострова,  активно себя вели в Саксо-нии и Тюрингии, на северо-востоке Европы в  лесах современных Прибалтики, Финляндии, Карелии и республики Коми,  иными словами - на обширном пространстве от Урала до Бал-тийского моря.  Они повлияли на финно-угорские племена (например, на Фатьяновскую  культуру) и на культуру Усвятскую, северно-белорусскую, 2500-2000 гг. до  н. э.   На рубеже III-II тысячелетий до н. э. протославянская и  протобалтская зоны прожи-вания расширились и дистанцировались одна от  другой. Балты ушли к востоку и северо-востоку от современной Польши. А в  центре Европы культура Шнуровой керамики дала на-чало культуре  Колоколовидных кубков в верховьях Вислы, Одры, Дуная и в северных  Аль-пах. Эти изменения были связаны с появлением пракельтов и  правенетийцев. Пракельты же быстро освоили территории современных  Франции, Испании, Португалии, Италии, Швейца-рии, Британских островов. А  молниеносный натиск и превосходство медного вооружения всадников  культуры Колоколовидных кубков способствовали упадку древних  мегалитиче-ских культур континента. После окончательного падения  Трипольской культуры на юго-западе современной Украины, на всем  пространстве Европы и части Азии от Британских островов до гор Алтая и  Загроса (южный Иран) возникла молодая индоевропейская цивили-зация,  наследница древних культур Передней Азии (Чатал-Гуюка) и Туркмении  (оазиса Гео-ксюр).   Дальнейшее развитие культур Шнуровой керамики, Колоколовидных  кубков и Бое-вых топоров привело к образованию Центрально-европейской  культурной общности Полей погребальных урн (см. археологическую карту на  с. 00). В недрах последней происходило рождение национальных культур и  праязыков народов современной Европы. Дальнейшую историю индоевропейцев в  Европе можно было бы уяснить из приводимой далее "Схемы схождений  археологических культур...". Важно понять, что же дальше происходит с  произ-водными Центрально-европейской культурной общности Полей  погребальных урн. Этой же проблеме посвящен следующий раздел нашей  книги, озаглавленный "Праславяне".  Назад История Руси. Глава 2. VI Далее 			 |