История Руси. Глава 2. VI В эпоху ранней Бронзы, в середине III - начале II тысячелетия до н. э., на территории Центральной, Восточной и Северо-Восточной Европы образовалась культура Шнуровой ке-рамики, или культура ладьевидных Боевых топоров. Эта культура была результатом разви-тия местной культуры Шаровидных амфор, распространившейся от реки Лабы до Волыни в сочетании с культурой Шаровидных амфор степной полосы Восточной Европы; участвовали в ее создании и индоевропейцы-ямники, т. е. носители Ямной археологической культуры Восточной Европы. При этом индоевропейцы от 2000 г. до н. э. вплоть до 1700 г. до н. э. вы-тесняли трипольцев (негроидов), представителей Средиземноморской культуры, из Причер-номорских степей. В результате огромная территория Средней Европы разделилась на три области: западную, среднюю и восточную (см. карту). Причем наиболее древней была сред-няя часть, соответствующая современной территории Польши. Отсюда началось вытеснение и ассимиляция носителей культуры Воронковидных кубков, являвшихся аборигенами Се-верной Европы. У этих народов заметен был переход от полукочевого образа жизни к осед-лому со строительством домов столбовой конструкции и с особой керамикой, которая дожи-ла до времени Черняховской культуры Причерноморских степей II - V вв. н. э. А керамика шаровидных амфор Евразии приобрела шнуровой орнамент. Этот орнамент появляется на глиняных горшках: сырой горшок перед обжигом обматывался шнуром, в результате чего на горшке оставался оттиск в виде декоративного рисунка; иногда применялся тонкий стержень с намотанным на нем шнурком. Шнуровой орнамент, подобно спиральному, должен был символизировать извивы вечно мудрой змеи, олицетворявшей собой время; этот орнамент должен был охранять человека при его жизни от воздействий нечистых темных сил. "Шну-ровиков" по праву считают родоначальниками ариев-земледельцев. Первые "шнуровики" появились в исконном индо-иранском поясе в Среднем Приднестровье и до Среднего Днеп-ра. Они были потомками древних хлеборобов-ариев эпохи Бронзы. Этот факт подтверждает живучесть одной из главных земледельческих составляющих протославянской общности, отразившейся в «Сказе о царе-пахаре» (см. с. 00 настоящей работы). Ср.: Gimbutas M. 1) The Kurgan Culture // Actes du VII CIPP. Praha, 1970; 2) Primary and Secondary of the Indo-Europeans // Journal of Indo-European Studies. 1985. N 13. P. 185-202. На севере и на востоке Европы шнуровую керамику обычно находили вместе с брон-зовыми и каменными топорами в земляных холмах захоронений знатных людей. По мнению английского археолога Гордона Чайльда из Королевского антропологического института в Лондоне, все эти предметы принадлежали к группе белых скотоводов, которые кочевали на лошадях и были вооружены мечами и луками со стрелами, копьями и дротиками, ножами и пращами, булавами и арканами, топорами и секирами. В начале Бронзового века началась миграция этих народов из Северного Причерноморья и Малой Азии в Европу. Это-то и были индоевропейцы. Мария Гимбутас из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подкрепила мнение Чайльда новейшими данными раскопок. Гимбутас восстановила картину нескольких последовательных "курганных вторже-ний" орд конных воинов в Европу из Северного Причерноморья, которые не только покори-ли аборигенов Европы - лапоноидов и средиземноморцев, но и распространили свои язык и культуру, в том числе выращивание пшеницы и ячменя, разведение баранов и коз, а также свои керамику, ремесленные изделия, оружие. Распространялись также мифология, верова-ния и начатки ведической философии, свойственные древним ариям. В Подолии и на Волы-ни произошла встреча уже оседлых индоевропейцев с собратьями-кочевниками, шедшими на запад из степей Северного Причерноморья. Эти же индоевропейцы-кочевники заняли бе-рега Среднего и Нижнего Дуная и перешли к полуоседлому образу жизни. Они же продви-нулись на северо-запад Европы до Северного моря и принесли с собой обряд захоронения в дольменах. Каменные дольмены культуры Шаровидных амфор представляли собой родовые усыпальницы, что говорит об усилении роли Рода в общественно-политической жизни индо-европейцев. Заметим, что каменные гробницы Подолии имели прямоугольную или трапе-циевидную форму, сориентированную на северо-запад, что отражает направление движения пастушеского населения, т. е. индоевропейцев. У головы погребенного обычно ставили ке-рамические сосуды со шнуровой керамикой, а также кремневые топоры. Погребальные ук-рашения изобиловали изделиями из янтаря, кости и камня. В селе Иванье Ровенской области Украины найден просверленный в центре янтарный диск, изображающий солнце, на одной плоскости которого был нанесен равносторонний крест, а на другой изображены человече-ские фигурки, вооруженные луками. Окончательно культура Шнуровой керамики сложилась к 2200 г. до н. э. В дальней-шем она сыграла выдающуюся роль в сложении языковых и культурных общностей кровно-родственных народов. Среди последних заметную роль играла общность протогерманцев, протобалтов и протославян, живших тогда в симбиозе . На территории современной Поль-ши в 2200-1700 гг. до н. э. сложилась культура Злота, представлявшая собой сплав культур трех эпох трех индоевропейских нашествий: представителей культур Воронковидных куб-ков, Шаровидных амфор и Шнуровой керамики. В основе погребальных обрядов пришель-цев виден наметившийся переход от коллективного к индивидуальному, к новому социаль-ному устройству, связанному с господством старейшин в обществе. К 2000 г. до н. э. эти энергичные пришельцы – а это были киммерийцы - достигли Ютландского полуострова и юга Скандинавского полуострова, активно себя вели в Саксо-нии и Тюрингии, на северо-востоке Европы в лесах современных Прибалтики, Финляндии, Карелии и республики Коми, иными словами - на обширном пространстве от Урала до Бал-тийского моря. Они повлияли на финно-угорские племена (например, на Фатьяновскую культуру) и на культуру Усвятскую, северно-белорусскую, 2500-2000 гг. до н. э. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. протославянская и протобалтская зоны прожи-вания расширились и дистанцировались одна от другой. Балты ушли к востоку и северо-востоку от современной Польши. А в центре Европы культура Шнуровой керамики дала на-чало культуре Колоколовидных кубков в верховьях Вислы, Одры, Дуная и в северных Аль-пах. Эти изменения были связаны с появлением пракельтов и правенетийцев. Пракельты же быстро освоили территории современных Франции, Испании, Португалии, Италии, Швейца-рии, Британских островов. А молниеносный натиск и превосходство медного вооружения всадников культуры Колоколовидных кубков способствовали упадку древних мегалитиче-ских культур континента. После окончательного падения Трипольской культуры на юго-западе современной Украины, на всем пространстве Европы и части Азии от Британских островов до гор Алтая и Загроса (южный Иран) возникла молодая индоевропейская цивили-зация, наследница древних культур Передней Азии (Чатал-Гуюка) и Туркмении (оазиса Гео-ксюр). Дальнейшее развитие культур Шнуровой керамики, Колоколовидных кубков и Бое-вых топоров привело к образованию Центрально-европейской культурной общности Полей погребальных урн (см. археологическую карту на с. 00). В недрах последней происходило рождение национальных культур и праязыков народов современной Европы. Дальнейшую историю индоевропейцев в Европе можно было бы уяснить из приводимой далее "Схемы схождений археологических культур...". Важно понять, что же дальше происходит с произ-водными Центрально-европейской культурной общности Полей погребальных урн. Этой же проблеме посвящен следующий раздел нашей книги, озаглавленный "Праславяне". Назад История Руси. Глава 2. VI Далее |