Глава 6. ВЕЛИКАЯ САРМАТИЯ. III до н. э. - III в. н. э.

История Руси. Глава 6. I

Глава 6. ВЕЛИКАЯ САРМАТИЯ. III до н. э. - III в. н. э.

К III в. до н. э. геополитическое положение Великой Скифии изменилось в связи с перерождением этноса. Некогда весьма воинственный и мужественный народ после длительного общения с греками и их цивилизацией стал другим. Если простой народ осел, в основном, на земле, стал строить городища, занялся земледелием и ремеслом при сохранении коневодства и животноводства, то скифская знать погрязла в бездельи, утопала в роскоши и не желала больше ни работать, ни воевать. К тому же знать отказывалась подчиняться древнебулгарским царям Иделя, например потомкам царя Таргиза (ум. в 236 г. до н. э.). Последний еще сохранял эфемерный мир в Кара-Саклане, подавив восстание кыпчаков. У фрондирующей скифской знати отсутствовали как национальный менталитет, так и вожди, которые могли бы повести народ по пути создания национальной североиранской цивилизации. Наступило время менять хозяев в Кара-Сакланской степи. Из-за Волги на Причерноморские степи нахлынули полчища диких кочевников: близких родственников скифов - сарматов, называвших себя также савроматами.
С запада появился новый враг - кельты, проникшие до Карпат и Галиции и даже доходившие до Черного моря. Скифская держава, теснимая с двух сторон, слабеет, и только центральная Скифия еще некоторое время держится, особенно в Крыму, где позднее возникает Скифское царство.
Греческий историк Диодор Сицилийский (80 - 29 гг. до н. э.) считал, что сарматы были близкими родственниками мидийцам, которые жили в Атропатене. “Свод булгарских летописей” считает, что среди сарматов было немало масгутов, настоящих праиранцев.
У сарматов был обычай: они втыкали в землю мечи и поклонялись им как божеству. Полагают, что название "сармат" происходит от иранского "саоромант", что означит "опоясанный мечом". Судьба скифов была решена в одночасье, тем более, что выжить в степи мог только суровый воин-степняк, согласный довольствоваться лишь глотком воды и куском лепешки. Волна сарматских кочевий постепенно накатывалась из Приаралья и ок. 600 г. до н. э. дошла до Дона и Северского Донца. По словам Диодора Сицилийского, "много лет спустя, сделавшись сильнее [савроматы] опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребив побежденных, превратили большую часть страны в пустыню". К савроматам постоянно присоединялись все новые и новые племена, приходившие с Востока. Верховодили ими также североиранцы, аланы, предки осетин, живших в степях Северного Кавказа. Во второй половине III в. до н. э. кочевники однажды перешли Дон и быстро овладели всей территорией Кара-Саклана, или Великой Скифии, вплоть до Карпатских гор и Вислы. Так сильный и здоровый арийский народ вытеснил своих братьев, слабых и безвольных, ставших такими под влиянием греков. Греки же после битвы при Херонеи подпали под власть римлян (146 г. до н. э.) и стали второразрядной провинцией Римской республики.
Полный контроль над Северным Причерноморьем сарматы стали осуществлять с 179 г. до н. э.
По словам А. В. Гудзь-Маркова, "сарматы оказались сильнее ушедших пятью столетиями ранее на запад соотечественников-скифов. Сарматы не селились в поселках и городищах, не вели счет греческим амфорам и монетам. Зато сарматы не расставались с древком копья, не снимали из-за плеч колчана со стрелами и редко спускались со спины лошади или из повозки на землю... В то время,- продолжает А. В. Гудзь Марков,- громадную, подвижную подобно ртути, общность сарматов, области которых простирались к востоку от Дона и Волги и вплоть до юга Урала, не мог не манить блеск европейской цивилизации античной эпохи, глубина и сила культуры которой и спустя тысячелетия приводят в трепет всякого, обратившего взор в ее сторону".
К скифам, своим родственникам, сарматы относились с презрением как к последователям изнеженных греков, чья цивилизация, по их мнению, порочная по существу, подлежала уничтожению. Страну Великую Скифию сарматы считали своей. Они унаследовали ее от скифов и переименовали в Великую Сарматию. Сарматское время стало новым судьбоносным временем в сложении особой цивилизации на Восточно-Европейской равнине, а также в образовании малых этносов и понтийско-североиранского антропологического типа.
Вначале опишем Великую Сарматию со слов трех позднеантичных географов как этнополитическую общность.
Первый из них, древнегреческий географ и историк Страбон (ок. 64/63 гг. до н. э. - 20 г. н. э.), дал самое подробное описание Великой Сарматии от устья Истра до устья Дона. Мы приводим его полностью ввиду его важности, т. е. из III и IV разделов книги VII-й "Географии" Страбона.
"14. В промежуточной области, которая обращена к Понтийскому морю, в его части от Истра до Тираса, лежит "Пустыня гетов" - сплошная безводная равнина. Здесь Дарий, сын Гистаспа, перейдя через Истр, попал в западню, подвергшись опасности погибнуть со всем войском от жажды; однако царь, хотя и поздно, понял опасность и повернул
назад. Впоследствии Лисимах, выступив в поход против гетов и их царя Дромихета, не только подвергся опасности, но даже попал в плен живым; однако ему удалось опять спастись, как я уже сказал, встретив великодушное отношение со стороны варвара.
15. В устье Истра находится большой остров Певка. Занявшие остров бастарны получили название певкинов. Есть там и другие острова, гораздо меньше: один выше Певки, другие же недалеко от моря, так как река Истр имеет 7 устьев. Самое большое так называемое "Священное устье", по которому можно подняться вверх до острова Певки, - 120 стадий; на нижней части его Дарий построил понтонный мост, хотя его можно было соорудить и на верхней части. Это "Священное устье" является первым с левой стороны, если плыть в Понт : следующие устья идут друг за другом, если плыть вдоль берега к Тирасу. Седьмое устье находится от первого приблизительно в 300 стадиях. Между этими устьями образуются островки. Три устья, следующие за "Священным устьем", невелики, остальные гораздо меньше "Священного", но больше других. Эфор, однако, насчитывает 5 устьев Истра. От Истра до Тираса (судоходной реки) 900 стадий. Между этими двумя реками находятся два больших озера: одно открытое (с выходом) к морю, так что оно может служить гаванью, другие же без устья.
16. При устье Тираса есть так называемая "Башня Неоптолема" и селение под названием "Селение Гермонакта". Если подняться вверх по реке на 140 стадий, то на обеих сторонах встретим города: направо будет Никония, а налево - Офиусса. Прибрежные жители говорят о городе в 120 стадий вверх по течению реки. В 500 стадиях от устья в открытом море лежит остров Левка.


17. Далее следует река Борисфен, судоходная на 600 стадий; поблизости течет другая река - Гипанис и лежит остров перед устьем Борисфена с гаванью. Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноименный с рекой город: этот город называется также Ольбией, является большим портом и основан милетцами. Вся страна, расположенная над упомянутым побережьем между Борисфеном и Истром, состоит, во-первых, из "Пустыни гетов", во-вторых, из области тирогетов, за которой идет область иазигских сарматов, страны так называемых царских сарматов и страны ургов, но большей части кочевников (хотя немногие занимаются земледелием). Эти народности, как говорят, живут также по Истру, нередко по обеим сторонам этой реки. В глубине страны обитают бастарны, граничащие с тирагетами и германцами; бастарны также, быть может, германская народность и делятся на несколько племен. Действительно, одни из них называются атомонами, других сидонами; те, что владеют Певкой, островом на Истре, носят название певкинов, а самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом и Борисфеном, роксоланов. Насколько известно, вся страна к северу от Германии вплоть до Каспийского моря представляет равнину. Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем. Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легковооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой. Во всяком случае роксоланы числом около 50 000 человек не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены. У них в ходу шлемы и панцири из сыромятной бычьей кожи, они носят плетеные щиты в качестве защитного средства; есть у них также копья, лук и меч. Таково вооружение и большинства прочих варваров. Что касается кочевников, то их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах возле Меотиды, а летом на равнинах.

Назад История Руси. Глава 6. I Далее