« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева VII |
Особенностью художественного построения «Путешествия» является полемический (в тезисах и антитезисах) способ изложения основных мыслей. Исходным моментом спора является так называемая теория «естественного права», в истолковании которой Радищев расходится с Руссо. Разрешение спора, т. е. доведение читателя книги до истины, Радищев осуществляет с помощью образа путешественника. Автор знает наперед все, что он скажет, что он сделает: он снимет пелену, завесу с глаз других и поведает людям истину, как и подобает истинному сыну отечества. Поможет ему в этом путешественник: в процессе путешествия он увидит (а вместе с ним увидит и читатель книги) страшные картины российской действительности, звероподобных помещиков, преступных властителей и стонущий под их игом народ, он сделает (а вместе с ним и читатель книги) свои выводы из всего виденного и слышанного, и тогда перед его взором раскроется Истина. «Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящаго невинно сокрыла истину навеки? — вопрошает путешественник. — Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? — и продолжает: — Разум мой вострепетал от сея мыс- г. ли. и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отъими занесу с очей npi аго чувствования — и блажен буду». Сей глас природы сдавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния м ,>, в которое повергли меня чувствительность и сострадание я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждении, и — веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. — Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь». Мысль о том, что человек может обрести свое счастье в борьбе за благо других людей, имеет революционный смысл. Она противоположна взглядам масонов, которые уповали на братские чувства — веру, надежду, любовь, а от общественной борьбы отказывались. Когда писатель говорит о природе, называя ее мачехой, будто бы обрекшей людей на несчастья, то он имеет в виду распространенное мнение, что судьба человека предопределена высшим разумом. Радищев знал, как трудно с этим бороться, поэтому не рассчитывает на то, что все читатели поймут и поддержат его. «Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратий своей; кто в шествии моем меня подкрепит; — не сугубой ли плод произойдет от подъятого мною труда?» — вопрошает автор «Путешествия» и отвечает сам себе утвердительно. Эти слова настраивают читателя книги на серьезное, осмысленное чтение, когда он будет следить за «изображением мысли», за «шествием», т. е. развитием ее в фактах, картинах, образах, когда читатель будет следить за логикой повествования в переходе от одного факта к другому, так чтобы вырисовывались выводы «истины». Так автор начинает свою книгу, отдавая дань европейской литературе сентиментализма середины— второй половины XVIII в., когда «внутренний человек» с его чувствами и разумом был главным предметом изображения. «Уязвленность души» страданиями крепостного крестьянина, низведенного в России до положения раба, была исходным пунктом революционно-критического осмысления действительности. Через «чувствования» и «движения разума» писатель приходит к осознанию общественных связей человека. Потому Радищев и считает, что достаточно прямо посмотреть «на окружающие предметы», чтобы увидеть и рабство, и причины, его порождающие. Эти причины, по Радищеву, заключены в самой природе «внутреннего человека», порою отвращающего себя от разума и заволакивающего себя ложью. Как и все просветители XVIII в., первенец свободы основывается на теории «естественного права» и «общественного договора», а природное «естественное состояние» рассматривает как нечто противостоящее угнетению, деспотизму и тирании. Он полагает, что уродливые общественные отношения искажают человеческую сущность как угнетаемых, так и угнетенных, становясь гибельными как для тех, так и для других. Социальная среда, как правило, оказывается сильнее доброго воспитания в хорошего образования; так крепостничество оказывает свое губительное воздействие не только на крепостных крестьян, но и на «добрых господ». Основой высокой нравственности, мерилом ценности человеческой личности Радищев считает труд. Потому образы крестьян в «Путешествии» оказываются всегда морально выше образов крепостников, живущих за счет чужого труда. В центре внимания автора не столько характеры персонажей и их судьбы, сколько типизация общих свойств социальной жизни самодержавно-крепостнической России конца XVIII в. Изображение помещиков. Помещики, персонажи «Путешествия», не имеют развернутых биографий. Радищев почти не останавливается на их индивидуальных чертах, так как видит в человеке прежде всего представителя определенного социального круга общества. Частные черты характера интересуют писателя лишь постольку, поскольку они определяются средой и оказывают, в свою очередь, влияние на жизнь окружающих. «Деяния... всегда истинныя суть черты душевного образования», — утверждает автор «Путешествия» в главе «Зайцово». Опуская детали, писатель изображает главное, т. е. то, что характерно для помещиков как сословия, угнетающего крестьян, и что с наибольшей силой показывает разлагающее влияние крепостничества на самих помещиков. Больше того, во многих главах книги («Медное», «Городня» г «Вышний Волочок») Радищев совсем не изображает помещика и заменяет рассказ о его «деяниях» показом результатов его деятельности. Так, например, в главе «Любани» рассказывается о встрече путешественника с крестьянином, который на своей ниве «пашет с великим тщанием» в праздничный день. Из расспросов выясняется, что местный помещик заставляет своих крепостных шесть дней в неделю ходить на барщину. «...Да под вечерок, — рассказывает пахарь, — возим оставшее в лесу сено на господской двор, коли погода хороша; а бабы и девки, для прогулки, ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды ... Да хотя растянись на барской работе, — продолжает он, — то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барии оброк берет с крестьянина, да еще без прикащика. Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни, как то называется, на аренду. А мы называем это отдавать головой. Голой наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушныя платит за нас. Самая дьявольская выдумка, отдавать крестьян своих чужому в работу. На дурнаго прикащика хотя можно пожаловаться, а на наемника кому?» Путешественник ему возражает: «Друг мой, ты ошибаешься, мучить людей законы запрещают». — «Мучить? — В другой главе «Хотилов» первенец свободы вкладывает в уста «гражданина будущих времен» следующие слова: «...Принужденная работа дает меньше плода... Где есть нечего, там хотя бы и было кому есть, не будет; умрут от истощения. Тако нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан». Так Радищев выдвигает против крепостного права экономический аргумент: оно невыгодно с народнохозяйственной точки зрения, так как уменьшает количество материальных благ, добываемых трудом народа. Ведь подневольный труд на барина менее эффективен, чем труд свободный, когда человек работает на себя. Против крепостного права Радищев выдвигает также юридический и моральный аргументы. Корыстолюбие помещиков изобличается им в главе «Вышний Волочок». Путешественник рассказывает о своей встрече с неким помещиком, который, не найдя удовлетворения в государственной службе, удалился из столицы в деревню, чтобы разбогатеть на эксплуатации чужого труда. «Способом к сему надежнейшим, — пишет Радищев, вспоминая, наверное, помещика Зубова, — почел он уподобить крестьян своих орудиям, ни воли ни побуждения неимеющим; и уподобил их действительно в некотором отношении нынешняго века воинам, управляемым грудою, устремляющимся на бою грудою, а в единственности ничего не значу-щим. Для достижения своея цели, он отнял у них малой удел пашни и сенных покосов, которые им на необходимое пропитание дают обыкновенно дворяне, яко в воздаяние, за все принужденный работы, который они от крестьян требуют. Словом сей дворянин Некто всех крестьян, жен их и детей заставил во все дни года работать на себя. А дабы они не умирали с голоду, то выдавал он им определенное количество хлеба, под имянем месячины известное. Те, которые не имели семейств, месячины не получали, а по обыкновению лакедемонян1 пировали вместе на господском дворе, употребляя, для соблюдения желудка в мясоед пустыя шти, а в посты и постные дни, хлеб с квасом. Истинные розговины бывали разве на святой неделе. Таковым урядникам производилася так же приличная и соразмерная их состоянию одежда. Обувь для зимы, то есть лапти, делали они сами; онучи получали от господина своего; а летом ходили босы. Следственно, у таковых узников не было ни коровы, ни лошади, ни овцы, ни барана. Дозволение держать их господин у них не отымал, но способы к тому. Кто был позажиточнее, кто был умереннее в пище, тот держал несколько птиц, которых господин иногда бирал себе, платя за них цену по своей воле. При таковом заведении неудивительно, что земледелие в деревне г. Некто было в цветущем состоянии. Когда у всех худой был урожай, у него родился хлеб сам-четверт; когда у других хорошей был урожай, то у него приходил хлеб сам-десят и более. В недолгом времени к двум стам душам он еще купил двести жертв своему корыстолюбию; и, поступая с сими равно, как и с первыми, год от году умножал свое имение, усугубляя число стенящих на его нивах. Теперь он считает их уже тысячами и славится как знаменитый земледелец». Так Радищев воочию показывает, что обогащение дворян основывается на безудержной эксплуатации труда крепостных и сопровождается крайним обнищанием крестьян. Истинный сын отечества, Радищев пишет с «волнением сердца», так как не может взирать равнодушно на беззакония и несправедливость вокруг себя. «Волнения сердца» проявляются во внутренних монологах действующих лиц и главным образом путешественника, в риторических вопросах, вопрошаниях и восклицаниях, вроде следующих: «Окаменелыя сердца! почто бесплодное соболезнование? О Квакеры! если бы мы имели вашу душу, мы бы сложилися и, купив сих нещастных, даровали бы им свободу» («Медное»). В главе «Пешки» путешественник с негодованием рассказывает о нищете, с которой он столкнулся в крестьянской «черной» избе: «Увидев предо мною сахар, месившая квашню хозяйка подослала ко мне маленькова мальчика попросить кусочик сего боярскаго кушанья. — Почему, боярское? сказал я ей, давая ребенку остаток моего сахара; — неужели и ты его употреблять не можешь? — Потому и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что не сами достают деньги. Правда, что и бурмистр наш, когда ездит к Москве, то его покупает, но также па наши слезы. — Разве ты думаешь, что тот, кто употребляет сахар, заставляет вас плакать? — Не все, но все господа дворяне. Не слезы ли ты крестьян своих пьешь, когда они едят такой же хлеб, как и мы? — Говоря сие, показывала она мне состав своего хлеба. Он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки. — Да и то слава богу при нынешних неурожаях. У многих соседей наших и того хуже. Что ж вам бояре в том прибыли, что вы едите сахар, а мы голодны? Ребята мрут, мрут и взрослые. Но как быть потужишь, потужишь, а делай то, что господин велит. — И начала сажать хлебы в печь. Сия укоризна, произнесенная не гневом или негодованием, но глубоким ощущением душевныя скорби, исполнила сердце мое грустию, — продолжает путешественник. — Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянския избы. Первой раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. — Четыре стены до половины покрытыя, так как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросшей грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окснчины, в коих натянутой пузырь, смеркающийся в полдень, пропускал свет; горшка два или три; (щастлива изба, коли в одном из них всякой день есть пустыя шти!). Деревянная чашка и крушки, тарелками называемые; стол топором срубленной, которой скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К щастию кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. — Вот в чем почитается по справедливости источник государственнаго избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и злоупотребления законов, и их шероховатая, так сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное нищеты состояние». В главе «Зайцово» Радищев устами судьи Крестьянкина рассказывает об одном помещике, который выслужился при дворе царя из истопников в коллежские асессоры, приобрел деревню с крестьянами и «зрел себе повелителем нескольких сотен себе подобных. Сие вскружило ему голову... Он себя почел вышшаго чина, крестьян почитал скотами, данными ему... Он был корыстолюбив, копил деньги, жесток от природы, вспыльчив, подл, а потому над слабейшими его надменен. Из сего судить можешь, как он обходился с крестьянами. Они у прежняго помещика были на оброке, он их посадил на пашню, отнял у них всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину. Если которой казался ему ленив, то сек розгами, плетьми, батожьем или кошками, смотря по мере лености; за действительный преступления, как то, кражу, не у него, но у посторонних, не говорил ни слова... Случилось, что мужики его для пропитания на дороге ограбили нроезжаго, дру-гаго потом убили. Он их в суд за то не отдал, но скрыл их у себя, объявя правительству, что они бежали, говоря, что ему прибыли не будет, если крестьянина его высекут кнутом и сошлют в работу за злодеяние. Если кто из крестьян что-либо украл у него, того он сек как за ленность или за дерзкой или остроумной ответ, но сверх того надевал на ноги колодки, кандалы, а на шею рогатку... Сожительница его полную власть имела над бабами. Помощниками в исполнении ея велений были ея сыновья и дочери, как то и у ея мужа. Ибо сделали они себе правилом, чтобы ни для какой нужды крестьян от работы не отвлекать... Плетьми или кошками секли крестьян сами сыновья. По щекам били, или за волосы таскали, баб и девок, дочери. Сыновья в свободное время ходили по деревне или в поле играть и бесчинничать с девками и бабами, и никакая не избегала их насилия. Дочери, не имея женихов, вымещали скуку над пряди львицами, из которых оне многих изувечали». Крестьяне не выдержали такого жестокого обращения и расправились с помещиком. Поводом послужило очередное насилие помещика и его сыновей над крестьянской девушкой, расправа с ее женихом и отцом жениха. Терпению крестьян пришел конец. «Они окружили всех четверых господ, и коротко сказать, убили их до смерти на том же месте. Толико ненавидели они их, что ни один не хотел миновать, чтобы не быть участником в сем убийстве, как то они сами после призналися». Дворянский суд занял классовую позицию в этом деле, он покарал «убийц поневоле», приговорив их к вечной каторге. О случае с тридцатилетним крестьянином, попавшим из-за жестокосердия молодого барина и его супруги в рекруты, Радищев рассказывает в главе «Городня». Старый барин, «человек добросердечной, разумной и добродетельной», дал Ванюше отменное воспитание и примерное образование наравне со своим сыном. После окончания зарубежного университета молодой крепостной возвращался на родину, полный радужных надежд. Однако еще в Риге молодой господин получил известие, что его отец скончался и оставил завещание, в котором распорядился отпустить Ванюшу на свободу. «Справедливость надлежит отдать бывшему моему господину, что он много имеет хороших качеств, но робость духа и легкомыслие оныя помрачают», — говорил Ванюша про молодого барина. Одним словом, сын не исполнил последней воли своего отца. «Чрез неделю после нашего в Москву приезда, — продолжал Ванюша свой рассказ, — бывшей мой господин влюбился в изрядную лицем девицу; но которая с красотою телесного соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое. Воспитанная в надменности своего происхождения, отличностию почитала только внешность, знатность, богатство». Молодая помещица не взлюбила образованного крепостного и, задумав силой женить его на своей горничной Маврушке, вскоре сделала жизнь его невыносимой. Спасаясь от унижений и издевательств, Ваня посчитал 25-летнюю солдатскую службу единственным выходом из создавшегося положения.
|