Глава 21. ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ВЕДА СЛОВЕНА Становление мифологического сознания и мифологической культуры у древних славян началось в незапамятные времена. Оно происходило по мере того, как человек забывал, что жил в раю, и по мере того, как развивался сам человек, в процессе трудовой деятельности и осмысления им мира и своего нового бытия в нем. Человек осмысливал свою жизнь в труде в связи с природными сезонными и небесными циклами, и в связи с людскими муками, и в связи с познанием Бога и верой в него. Человек не сразу пришел к Истинному Богу-Творцу. Он долго искал. В первобытные времена человек в своем сознании обожествлял силы природы и ставил в зависимость от нее свои силы и возможности, здоровье, продолжительность жизни, результаты труда. Основой миропонимания было одухотворение сил природы, с которой человек соприкасался непосредственно и постоянно. Жизнь и труд первоначально рассматривались как противоборство животворящих и мертвящих сил природы. Отсюда разделение на добрые и злые силы, которые якобы изначально противостоят друг другу, как, например, Ормузд и Ариман в религии праиранцев, с которыми праславяне долго соседствовали, или как Тангра и Шурале у древних булгар, рядом с которыми праславяне жили в Кара-Саклане и в Волжской Булгарии. От древних индоевропейцев праславяне как земледельческий народ унаследовали четыре пласта верований: (1) веру в магию, осуществлявшуюся жрецами, (2) веру в загробный мир и загробную жизнь души, (3) веру в сверхъестественные качества предметов, явлений и всего живого, (4) веру в пантеон богов и демонологию. До исторического времени, то есть до грани старой и новой эры, сохранились два славянских политеизма: (1) полабский и (2) восточнославянский. В начале новой эры в Волынском государстве князя Маха имело место смешение двух упомянутых мифологических систем. Среди этапов развития мифологии выделяется первый, изначальный, а именно: (1) от почитания безликих природных сил к их персонификации и обожествлению, когда солнце, дождь, ветер, родники, деревья, камни одухотворялись и нередко принимали облики духов: Авсень, Масленица, Домовой, Полевик, Доля, Горе, Лихо, Диво, Лихорадка и т. п. Появление пантеона языческих богов было первым этапом мифологии. Второй этап связан с противопоставлением Космоса (хорошо устроенного мира) Хаосу (неустроенному миру), а также противопоставление мира своего мира чужому. Причем свой мир нередко у рода-племени воспринимался как центр мироздания. Праславяне же противопоставляли себя другим как ясно говорящие на понятном им языке, в то время как другие - "немые", или немцы, говорят на непонятном языке и потому - чужие. Неудивительно, что двойственность и запредельность миров имели мифологическую основу, что реализовывалось в календарных, посвятительных, свадебных и похоронных обрядах, в заговорах и знахарских действиях жрецов. Слагавшиеся издавна мифы объясняли первобытным людям смысл природных и жизненных перемен. Отсюда следующий, (3) третий этап развития мифологии, а именно: обожествление сил природы и как следствие этого - ведическая, монотеистическая вера древних индориев, которая послужила истоком всех остальных вероучений индоевропейских народов, в том числе праславян и прарусов. Веды возникли в Индии и ими называются четыре книги: гимнов ("Ригведа"), заклятий ("Ахтарваведа"), жертвоприношений ("Яджурведа") и песен ("Самаведа"); к ним примыкают две эпические поэмы - "Рамаяна" и "Махабхарата". Эту литературу переписывали и распространяли брахманы (жрецы) по всему арийскому миру от Инда до Дуная. Индийские миссионеры часто приходили на Днепр, в Великую Скифию, и проповедовали среди скифов, сарматов и праславян. Происхождение ведизма можно было бы выразить в виде следующей схемы: Суть ведической религии праславян заключается в законах Прави, которые изначально даны Всевышним в самом начале Творения, ибо Всевышний - сам есть Закон Вселенной. Имя Всевышнего Бога - Всевышний, или Вишну. Имя Бога-Творца - Бог-Творец, или Сварог, потому что он сотворил, т. е. сварганил, Землю и все, что на ней, а потом Сваргу, или Небесный мир. В разные эпохи он нисходил к людям Крышнем, Вышнем или Колядою, а его сыновья Сварожичи были образами и проявлениями его в земном мир. Через свои образы он являл свои волю и законы. Закон - это Правь, которой подчинена Явь, или мир явлений. А Навь - это мир духовный, посмертный, мир пращуров. Это тот мир, в котором пребывает ипостась Триединого Бога до ее нисхождения в Явь, т. е. в действительный мир на Земле. Триединый бог - это Триглав. В "Велесовой книге" содержится "Прославление Триглава". В последнем дана вся суть древнеславянского вероучения, поэтому мы приводим его текст целиком: "Прославление Триглава. И вот начните, во-первых, - главу пред Триглавом склоните! - так мы начинали, великую славу ему воспевали, Сварога - деда богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог - старший бог Рода Божьего и Роду всему - вечно бьющий родник, что летом течет из крыни, зимой не замерзает, живит той водою пьющих! Живились и мы, срок пока не истек, пока не отправились сами к нему, ко райским блаженным лугам! И Громовержцу - богу Перуну, богу битв и борьбы говорили: "Ты, оживляющий явленное, не прекращай Колеса вращать! Ты, кто вел нас Стезею Прави к битве и тризне великой!" О те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живите вы в войске Перуновом! И Святовиту мы славу рекли. Он есть и Прави, и Яви бог! Песни поем мы ему, ведь Святовит - это Свет. Видели мы чрез него Белый Свет. Вы посмотрите: Явь воздымает, нас он от Нави уберегает! Мы восхваляем его! Мы плясали - его воспевали, к нашему богу взывали мы, ибо тот бог - землю с Солнцем носил, и звезды держал, и Свет крепил. Славьте великого Святовита: Слава Богу нашему! И воскорбите же сердцем своим, дабы вы смогли отречься ото злого деяния нашего, и так притекли к добру. Пусть обнимаются божии дети! И говорите: Все сотворенное не может войти в расторгнутый ум! Чувствуйте это, ибо лишь это умеете, ибо тайна та велика есть: как Сварог и Перун - есть в то же время и Святовит. Эти двое охватывают небо, сражаются тут Чернобог с Белобогом и Сваргу поддерживают, чтоб не был повержен сей божий Свет. За теми двумя - Хорс и Велес, Стрибог. Затем - Вышень, Леля, Летеница. Затем Радогощ, Коляда и Крышень, каждый - едва ли не Вседержитель. Следом идут Сива, Яр и Дажьбог. А вот Белояр, Ладо, также Купала, и Сенич, и Житнич, и Венич, и Зернич, Овсенич и Просич, и Студич, и Ледич, и Лютич. За ними вслед - Птичич, Зверинич, и Милич, и Дождич, и Плодич, и Ягодинич, и Пчелич, Нерестич, и Кленич, Озернич, и Ветрич, Соломич, и Грибич, и Лович, Бесидич, и Снежич, и Странич, и Святич, и Радич, Свиетич, Корович, и Красич, и Травич, и Стеблич. За ними суть - Родич, Масленич, и Живич, и Ведич, и Листвич, и Цветич, и Водич, и Звездич, и Громич, и Семич, и Липич, и Рыбич, Березич, Зеленич, и Горич, и Страдич, и Спасич, и Листопадич, и Мыслич, и Гостич, и Ратич, и Стринич, и Чурич-Родич, и тут Семаргл - Огнебог - он чистый и яростный, быстро рожденный. Это суть - Триглавы общие. И вот ты пришел, и тут же привратник Врата отворяет и вводит сюда - в прекрасный сей Ирий. Течет Ра-река здесь, та, что разделяет небесную Сваргу и Явь. И Числобог наши дни здесь считает. Он говорит свои числа богам, быть Дню Сварожьему, быть ли ночи, и отсекает от Нави Явь. Ибо он - явский. Он сам в божьем дне. В ночи ж никого нет, лишь бог Дид-Дуб - Сноп наш. Славься Перун - бог Огнекудрый! Он посылает стрелы в врагов, верных ведет по стезе. Он же воинам - честь и суд, праведен он - златорун, милосерд! Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и слово Перуницы там обретешь: То никто иной - русский воин, вовсе он не варяг, не грек, он славянского славного рода, он пришел сюда, воспевая Матерь вашу, Сва Матерь нашу, - на Твои луга, о великий Сварог! И Сварог небесный промолвит: Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца веков! Той красе вы не вняли еще. Но поскольку вы - в войске Ясуни, вы совсем не такие, как греки, вы имеете славу иную. вы дошли до нашего Ирия, здесь цветы увидели чудные, и деревья, а также луга. Вы должны тут свивать снопы, на полях сих трудиться в жатву, и ячмень полоть, и пшено собирать в закрома Сварога небесного, Ибо то богатство иное! На Земле вы были во прахе, и в болезнях все, и в страданиях, ныне же будут мирные дни. Мы стояли на месте своем и с врагами бились сурово, и когда мы пали со славою, то пошли сюда, как те. И вот Матерь Сва бьет крылами по бокам своим с двух сторон, как в гоне, вся сияя светом. И все перья ее - прекрасны: черемные, синие, рыже-бурые, желтые, и серебряные, золотые, и белые. И так же сияет, как Солнце-царь, летает по солнопутью, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов. И Перун, увидев ее, возгремит громами в том небе ясном. И вот это - наше счастье. И мы должны приложить все силы, чтоб видеть, как отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских. И Матерь Слава крылами бьет. Идем мы под наши стяги, и это - стяги Ясуни!" Итак, Триглав (Тримурти) - это триединое языческое божество, где главным считался Сварог, он же - Дый, или Бог-Творец всей Вселенной, изображавшийся иногда в виде человека с головой быка. Имя "Сварог" означало "солнце", а "Дый" - "день", "Бог" - "наделяющий благом", т. е. богатством. Отец всех богов, он был мужским воплощением Рода, богом неба, мудрости, покровителем брака, кузнечного дела, ремесел, охотников. Именно он установил Закон Прави. Сварог - супруг Лады и отец Сварожичей. Другие имена Лады - Божуна, Подага и Ира. Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. К тому же он установил самые первые законы и велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа. Александр Игоревич Асов восстановил по народным легендам древнейшую ведическую основу прарусской мифологии о Свароге, о Семаргле и о создании мира. Богом Творцом: “В начале времени, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл, а также все небесные ратичи – воины Сварога. Назад История Руси. Глава 21. I Далее |