АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ СЕКТОРА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 1958 ГОДУ( Панченко)

                              АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ СЕКТОРА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 1958 ГОДУ

 В 1958 году Сектор древнерусской литературы Пушкинского дома продол­жал работу по собиранию старинных рукописных памятников. Было организо­вано четыре археографических экспеди­ции, проводивших поиски на Печоре, Мезени, в эстонском Причудье и в Под­московье.

В. И. Малышев посетил в июне среднюю Печору и ее притоки Пижму и Цильму — места, неоднократно уже им обследованные. Несмотря на превосход­ные результаты прошлых экспедиций, ко­торые, казалось, не позволяли рассчиты­вать на новые многочисленные находки, В. И. Малышеву и в этом году удалось собрать 82 рукописи, среди которых ши­роко представлены древнерусские истори­ческие и литературные сочинения.

Наиболее ценные находки 1958 года сделаны в селе Усть-Цильме, районном центре Коми АССР, среди них — письмо протопопа Аввакума к царевне Ирине Михайловне в списке середины XVIII ве­ка, сборник XVII столетия с повестью о Петре и Февронии и житием Сергия Ра­донежского и др. Только десять рукопи­сей из собранных В. И. Малышевым но­сят церковно-служебный характер (в их числе — «Устав» XVI века с «многоле­тием» и «заздравной» Ивану Грозному). Остальные содержат древнерусские пове­сти (о новгородском посаднике Щиле, о царе Аггее, о Тимофее Владимирском и др.), сочинения Максима Грека, протопо­па Аввакума (упомянутое письмо к ца­ревне Ирине Михайловне, «Книга бесед», послание Морозовой в Боровск), дьякона Федора, Феофана Прокоповича и других русских писателей XVI—XVIII веков, ори­гинальные и переводные древнерусские жития, стихи о Борисе и Глебе, о нишей братии, древнерусские апокрифы. Имеют­ся также ценные материалы по истории Печорского края, старообрядческие поле­мические и сатирические сочинения.

В Архангельской области, на Мезени и ее притоке реке Вашке, с группой фольклористов побывала Н. Ф.Дробленкова. Этот район с точки зрения архео­графической известен гораздо меньше, чем средняя Печора,— за последние пятьде­сят лет на Мезени только один раз соби­рал рукописи В. И. Малышев. По расска­зам местных старожилов, некогда в Ме­зенском крае сохранялись значительные книжные богатства. Здесь, например, хо­рошо помнят о какой-то рукописной кни­ге, которая содержала историю основа­ния деревни Кеба, возникшей около трех столетий тому назад. Видимо, на Мезени существовала в определенных размерах и своя литература, развивавшаяся в русле древней рукописной традиции. Интерес­ное доказательство этого представляет найденный Н. Ф. Дробленковой отрывок о чудесах Екатерины Великомученицы, построенный на местном материале: герои отрывка — мезенские жители мастеровой Иван и священник Фома. Приписки, встречающиеся на полях некоторых разы­сканных рукописей, говорят о том, что книги переписывались местными «учены­ми» людьми вплоть до конца XIX века. Среди мезенцев еще встречаются книжни­ки, любящие и собирающие рукописную старину.

Н. Ф. Дробленкова собрала 45 ру­кописей XVII — начала XX века, приобре­ла указы, грамоты и письма из местных церковных и крестьянских архивов. Сре­ди приобретенных рукописей — сборники с повестями о Басарге, о гордом Аггес, житие Корнилия Выговского, отдельные статьи и отрывки из Стоглава, сочинений протопопа Аввакума, духовные стихи, апокрифы («Иерусалимский свиток», «Ска­зание о двенадцати пятницах») и др. Несколько сборников XIX—XX веков со­держат выписки из печатных изданий и писем старообрядцев. Приобретены спис­ки житий Алексея, человека божия, Ва­силия Нового, повести об Аквитане (на один из сюжетов «Gesta Romanorum»), учебные азбуки, отрывок из повести об Иверском святогорском монастыре.

Несомненный интерес представляют архивы церковного старосты и крестьян Булатовых (дер. Азаполе Архангельской области). Документы, составляющие эти архивы, охватывают период от начала до 70-х годов XIX столетия. Здесь собраны грамоты и указы, говорящие о взаимоот­ношениях старообрядцев с официальной церковью, крестьянские письма, полные интересных бытовых подробностей.

В ноябре-декабре 1958 года Ю. К. Бегунов и А. М. Панченко были направ­лены Сектором древнерусской литерату­ры в селения, расположенные по запад­ному берегу Чудского озера, а Н. Ф. Дробленкова и Н. С. Сарафанова — в Подмосковье (район Гуслиц). Экспедиции в Причудье и Подмосковье отличались от двух первых тем, что совершались в зим­нее время, а это неизбежно накладывает отпечаток на формы и результаты рабо­ты, ограничивая возможности поисков. Кроме того, эти экспедиции носили харак­тер разведки. В названных районах на­учного собирания древнерусских рукопи­сей еще не велось, однако история эстон­ского Причудья и подмосковных Гуслиц, старинных центров старообрядчества, да­вала основания надеяться на интересные находки.

Старообрядческие поселения на за­падном берегу Чудского озера известны с петровских времен. Местные общины бы­ли своеобразными книжными центрами.

Еще в 30-х годах нашего столетия причудские иконописцы Г. Е. Фролов и П. М. Сафронов успешно развивали тра­диции древнерусского искусства. Совре­менное старообрядчество в Причудье, если так можно выразиться, «интеллигентнее», чем, например, в северных районах Рос­сии, здесь хорошо знают цену старинной рукописной книге.

Ю. К. Бегунов и А. М. Панченко обследовали одиннадцать городов и де­ревень Причудья и приобрели 30 рукописей XV—XX веков. Большая часть книг была разыскана в библиотеках местных общин. Книжники-любители встречаются здесь сравнительно редко. Примечательно, что третью часть собрания составляют ру­кописи, относящиеся к XV и XVI столе­тиям,— это «Минеи» и «Трефологионы»; некоторые из них содержат службы ис­ключительно русским святым.

Из находок Ю. К. Бегунова и А. М. Панченко следует упомянуть Хро­нограф второй редакции в списке XVII века, повести «О снах Шахаиши», «О ви­дении именитого купца Иоаннам, о Петре и Февронии, Савве Грудцыне, Тимофее Владимирском, «Устав» Нила Сорского, сочинения Иоанникия Голятовского, Але­ксея Самойловича, братьев Денисовых. Заслуживают внимания сборники стихов (XIX век), местная служба «юрьевским мученикам», многочисленные старообряд­ческие сочинения.

Гуслицы, расположенные на терри­тории Орехово-Зуевского и Куровского района Московской области, еще в прош­лом столетии пользовались славой «книж­ного» района и, нужно сказать, вполне заслуженно. Широко известен местный рукописный орнамент, своеобразный гуслицкий знаменный распев. Сейчас в Гуслицах — высокоразвитом в промышлен­ном отношении, в высшей степени совре­менном районе — рукописные книги со­храняются только как «дедова память».

Н. Ф. Дробленкова и Н. С. Сарафа­нова пробыли в Гуслицком районе всего лишь несколько дней, но и за столь ко­роткий срок приобрели 16 рукописей XVIII—XX веков, в составе которых — повесть о царе Аггее, слово о милостивом Созомоне, выписки из произведений Мак­сима Грека и Иосифа Волоцкого и др. При­обретено несколько певческих рукописей с красочными заставками и инициалами

Археографические экспедиции, орга­низованные Сектором древнерусской ли­тературы в 1958 году, еще раз подтвер­дили возможность ценных и интересных находок древнерусских рукописных книг и необходимость их скорейшего собира­ния (подробные отчеты об экспедициях печатаются в XVI томе «Трудов Отдела древнерусской литературы»).