АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ СЕКТОРА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 1958 ГОДУ( Панченко) |
АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ СЕКТОРА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 1958 ГОДУ В 1958 году Сектор древнерусской литературы Пушкинского дома продолжал работу по собиранию старинных рукописных памятников. Было организовано четыре археографических экспедиции, проводивших поиски на Печоре, Мезени, в эстонском Причудье и в Подмосковье. В. И. Малышев посетил в июне среднюю Печору и ее притоки Пижму и Цильму — места, неоднократно уже им обследованные. Несмотря на превосходные результаты прошлых экспедиций, которые, казалось, не позволяли рассчитывать на новые многочисленные находки, В. И. Малышеву и в этом году удалось собрать 82 рукописи, среди которых широко представлены древнерусские исторические и литературные сочинения. Наиболее ценные находки 1958 года сделаны в селе Усть-Цильме, районном центре Коми АССР, среди них — письмо протопопа Аввакума к царевне Ирине Михайловне в списке середины XVIII века, сборник XVII столетия с повестью о Петре и Февронии и житием Сергия Радонежского и др. Только десять рукописей из собранных В. И. Малышевым носят церковно-служебный характер (в их числе — «Устав» XVI века с «многолетием» и «заздравной» Ивану Грозному). Остальные содержат древнерусские повести (о новгородском посаднике Щиле, о царе Аггее, о Тимофее Владимирском и др.), сочинения Максима Грека, протопопа Аввакума (упомянутое письмо к царевне Ирине Михайловне, «Книга бесед», послание Морозовой в Боровск), дьякона Федора, Феофана Прокоповича и других русских писателей XVI—XVIII веков, оригинальные и переводные древнерусские жития, стихи о Борисе и Глебе, о нишей братии, древнерусские апокрифы. Имеются также ценные материалы по истории Печорского края, старообрядческие полемические и сатирические сочинения. В Архангельской области, на Мезени и ее притоке реке Вашке, с группой фольклористов побывала Н. Ф.Дробленкова. Этот район с точки зрения археографической известен гораздо меньше, чем средняя Печора,— за последние пятьдесят лет на Мезени только один раз собирал рукописи В. И. Малышев. По рассказам местных старожилов, некогда в Мезенском крае сохранялись значительные книжные богатства. Здесь, например, хорошо помнят о какой-то рукописной книге, которая содержала историю основания деревни Кеба, возникшей около трех столетий тому назад. Видимо, на Мезени существовала в определенных размерах и своя литература, развивавшаяся в русле древней рукописной традиции. Интересное доказательство этого представляет найденный Н. Ф. Дробленковой отрывок о чудесах Екатерины Великомученицы, построенный на местном материале: герои отрывка — мезенские жители мастеровой Иван и священник Фома. Приписки, встречающиеся на полях некоторых разысканных рукописей, говорят о том, что книги переписывались местными «учеными» людьми вплоть до конца XIX века. Среди мезенцев еще встречаются книжники, любящие и собирающие рукописную старину. Н. Ф. Дробленкова собрала 45 рукописей XVII — начала XX века, приобрела указы, грамоты и письма из местных церковных и крестьянских архивов. Среди приобретенных рукописей — сборники с повестями о Басарге, о гордом Аггес, житие Корнилия Выговского, отдельные статьи и отрывки из Стоглава, сочинений протопопа Аввакума, духовные стихи, апокрифы («Иерусалимский свиток», «Сказание о двенадцати пятницах») и др. Несколько сборников XIX—XX веков содержат выписки из печатных изданий и писем старообрядцев. Приобретены списки житий Алексея, человека божия, Василия Нового, повести об Аквитане (на один из сюжетов «Gesta Romanorum»), учебные азбуки, отрывок из повести об Иверском святогорском монастыре. Несомненный интерес представляют архивы церковного старосты и крестьян Булатовых (дер. Азаполе Архангельской области). Документы, составляющие эти архивы, охватывают период от начала до 70-х годов XIX столетия. Здесь собраны грамоты и указы, говорящие о взаимоотношениях старообрядцев с официальной церковью, крестьянские письма, полные интересных бытовых подробностей.
В ноябре-декабре 1958 года Ю. К. Бегунов и А. М. Панченко были направлены Сектором древнерусской литературы в селения, расположенные по западному берегу Чудского озера, а Н. Ф. Дробленкова и Н. С. Сарафанова — в Подмосковье (район Гуслиц). Экспедиции в Причудье и Подмосковье отличались от двух первых тем, что совершались в зимнее время, а это неизбежно накладывает отпечаток на формы и результаты работы, ограничивая возможности поисков. Кроме того, эти экспедиции носили характер разведки. В названных районах научного собирания древнерусских рукописей еще не велось, однако история эстонского Причудья и подмосковных Гуслиц, старинных центров старообрядчества, давала основания надеяться на интересные находки. Старообрядческие поселения на западном берегу Чудского озера известны с петровских времен. Местные общины были своеобразными книжными центрами. Еще в 30-х годах нашего столетия причудские иконописцы Г. Е. Фролов и П. М. Сафронов успешно развивали традиции древнерусского искусства. Современное старообрядчество в Причудье, если так можно выразиться, «интеллигентнее», чем, например, в северных районах России, здесь хорошо знают цену старинной рукописной книге. Ю. К. Бегунов и А. М. Панченко обследовали одиннадцать городов и деревень Причудья и приобрели 30 рукописей XV—XX веков. Большая часть книг была разыскана в библиотеках местных общин. Книжники-любители встречаются здесь сравнительно редко. Примечательно, что третью часть собрания составляют рукописи, относящиеся к XV и XVI столетиям,— это «Минеи» и «Трефологионы»; некоторые из них содержат службы исключительно русским святым. Из находок Ю. К. Бегунова и А. М. Панченко следует упомянуть Хронограф второй редакции в списке XVII века, повести «О снах Шахаиши», «О видении именитого купца Иоаннам, о Петре и Февронии, Савве Грудцыне, Тимофее Владимирском, «Устав» Нила Сорского, сочинения Иоанникия Голятовского, Алексея Самойловича, братьев Денисовых. Заслуживают внимания сборники стихов (XIX век), местная служба «юрьевским мученикам», многочисленные старообрядческие сочинения. Гуслицы, расположенные на территории Орехово-Зуевского и Куровского района Московской области, еще в прошлом столетии пользовались славой «книжного» района и, нужно сказать, вполне заслуженно. Широко известен местный рукописный орнамент, своеобразный гуслицкий знаменный распев. Сейчас в Гуслицах — высокоразвитом в промышленном отношении, в высшей степени современном районе — рукописные книги сохраняются только как «дедова память». Н. Ф. Дробленкова и Н. С. Сарафанова пробыли в Гуслицком районе всего лишь несколько дней, но и за столь короткий срок приобрели 16 рукописей XVIII—XX веков, в составе которых — повесть о царе Аггее, слово о милостивом Созомоне, выписки из произведений Максима Грека и Иосифа Волоцкого и др. Приобретено несколько певческих рукописей с красочными заставками и инициалами Археографические экспедиции, организованные Сектором древнерусской литературы в 1958 году, еще раз подтвердили возможность ценных и интересных находок древнерусских рукописных книг и необходимость их скорейшего собирания (подробные отчеты об экспедициях печатаются в XVI томе «Трудов Отдела древнерусской литературы»).
|