ИСЦЕЛЕНИЕ КУПЕЧЕСКОЙ ЖЕНЫ ГЛАФИРЫ ИВАНОВНЫ АРТАМОНОВОЙ

Дозволено Духовной цензурой С.П.Б. Мая 26 дня, 1886 года Печатано 8 С.-Петербургской Синодальной Типографии

ИСЦЕЛЕНИЕ

КУПЕЧЕСКОЙ ЖЕНЫ ГЛАФИРЫ ИВАНОВНЫ АРТАМОНОВОЙ МОЛИТВАМИ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ ПРЕД ЧУДОТВОРНОЮ ЕГО ИКОНОЮ, В СЕЛЕ КОЛПИНЕ (С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ), 26 СЕНТЯБРЯ   ГОДА.

Глафира Иванова, жена С.-Петербургского купца Артамонова, урождённая Калугина, в ноябре 1856 года, впала в тяжёлую болезнь, которая, усилившись с течением времени, обнаруживалась в ужасных припадках, во время которых у больной дыхание стеснялось, все члены страшно ломало, ноги пригибались к верхней части спины и даже шее, а правая рука закидывалась назад и крепко прижималась к спине. Такие припадки возобновлялись каждый день, сначала по два раза, и продолжались по часу, а потом бывали чаще - даже до 16-ти раз в сутки. Все пособия медицины, как внутренния, так и внешния, были употреблены к излечению болезни лучшими и опытнейшими С.- Петербургскими врачами, но они не помогли. Больная хотя чувствовала иногда от них некоторое облегчение, но потом припадки возобновлялись - если не с прежнею силою, то гораздо чаще. Так продолжалось более года, и болезнь врачами признана неизлечимою.

Отчаявшись в помощи земной, больная, всегда отличавшаяся теплою верою и делами милосердия, тем усерднее молилась о помощи свыше, и молйтва ея была услышана, Бог неизреченный в человеколюбии, благоволил явить милость Свою к ней исцелением ея от сей тяжкой болезни чрез угодника Своего Святителя Николая.

Явление сей милости началось 6 декабря 1857 года, в день Святителя и Чудотворца Николая. В этот день, в час поздней обедни, больная заснула и видела следующий сон. Представилось ей, будто она в церкви св. Благовещения, что на Конногвардейском бульваре,

куда пришла с дочерью своею Анною уже под конец вечерни. Выходя из церкви, увидела она на левой стороне старца в рубище, в виде послушника, который протянул к ней руку за милостынею. Опустив руку в карман, чтобы подать милостыню, больная нашла там только две копейки, и ей стало стыдно дать старцу так мало. Но он сказал ей: “Дай сколько есть, всё равно: я это раздам птицам небесным”. Больная стала просить старца, чтобы он помолился Господу Богу об исцелении ея от болезни.

Старец пододвинул ея к себе и сказал: “Читай за мной”, — и затем прочитал тропари Святителю Николаю Чудотворцу (Правило веры и образ кротости) И Успению Пресвятыя Богородицы (В рожде­стве детство сохранила еси...), и молитвенные слова: “Святая Великомученица Варвара, моли Бога о мне грешной!”. Больная прочи­тала за старцем и оба тропаря и молитвенныя обращения к св. Вели­комученице Варваре и Ангелу хранителю* (В сноске: “Лица, нахо­дившиеся в это время при спящей слышали, как она слабым голосом читала тропари и молитвенные обращения” — составитель). Обещав сам молиться за больную, старец приказал ей, чтоб она усерднее молилась пред иконами Успения Божией Матери, Николая Чудотворца, Варвары Великомученицы и Ангела хранителя, и сделала им приношение, именно: для иконы Успения Божией Матери и св. Николая устроила пелены, иконе Вапвары Великомученицы принесла ленту, а иконе Ангела хранителя поставила свечу, и чтобы она все эти иконы взяла из церкви в дом, отслужила молебен с водосвятием, — потом, когда придёт в дом к ней священник (в день св. Николая), по обычаю храмовых праздников, попросила, чтобы он её в постели окропил святою водою. Затем, предсказав больной, что она более месяца будет лежать в таком изнеможении, что и поворо­титься не будет иметь сил, старец дал ей в руку необыкновенно благоуханного ладану, который она, прижав к своим персям, и поце­ловав, отдала обратно старцу. Приняв его, старец велел ей в три дня раздать сто милостыней. От этого сна больная пробудилась весьма покойною и весь день была в совершенной памяти. Всё поведенное ей в видении старцем было исполнено в точности. По окроплении больной св. водою, болезненные припадки ея прекратились. Облег­чение болезни продолжалось до 20 Декабря. С этого же дня больная г шли страдать ужасными судорогами, часто впадать в безпамятство и бред. В это время она не могла принимать никакой пищи. Одна из ближайших родственниц ея советовала ей, помимо врачей, обратиться и одному простому человеку, хорошо ей рекомендованному, и у него полечиться от того, что не может принимать никакой пищи. Больная согласилась. Но с 29 на 30 Декабря снова явился во сне тот старец, в той же одежде, и с видом недовольным, подошедши к ея постели справа, укорил её за такое намерение и запретил ей лечиться у того человека

Он говорил ей: что ты делаешь? Зачем хочешь лечиться от того, что не можешь принимать пищи, да ещё у мужика? Неужели врачи хуже понимают дело? Но и они не дают тебе от этого никакого лекарства. Ты теперь пьёшь миндальное молоко, а будешь пить только воду, и то однажды в сутки, — и уже после того будет с тобою перемена. Не одни те живы бывают, которые пьют и едят. Тебя Господь питает и ты всегда сыта. Но мне пора идти к утрени. Больная просили его помолиться о ней и дала ему денег на свечи.

Между тем, по прекращении судорожных припадков, у больной, несмотря на то, что она не принимала вовсе никакой пищи, открылась 14 Января 1858 года рвота, сильно мучившая её и доводившая до крайняго изнеможения. Эти страдания продолжались около двух педель, С 28 на 29 Января 1858 года больная видела во сне, будто в яи, комнате два священника с диаконом служат молебен трём Святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, Святителю Николаю Чудотворцу и Ангелу хранителю. Один из явившихся священников с св. Крестом в руке, подошедши к больной, мил её за руку и сказал, что Господь, по молитвам Святителя и Чудотворца Николая, трёх Святителей и Ангела хранителя, избавляет ея от рвоты и благословляет пищею, указал самую пищу, образ её приготовления и употребления. Пищу велел он приготовлять так: взять пять ершей со вторым куском от хвоста сига, налить тарелку Воды, сварить в ней сказанную рыбу (варить должен мужчина), и приготовленную таким образом уху разделить на три дня — на обед и ужин. Утром 30 Января священник велел послать в церковь ту женщину, которая ходит за больною, отслужить молебен трём святителям, Ангелу хранителю и Чудотворцу Николаю, и по приходе ея из церкви, вкусив предварительно антидора с св. водою, принять и ухи, когда она будет готова. К этим наставлениям священник присово­купил, что впоследствии больная будет есть и всякую другую пищу, какую врачи найдут полезною, исключая мяса, которого не должно ей употреблять, хотя бы советовали врачи. По пробуждении больной от сна, рвота прекратилась.

Указанною в видении пищею больная питалась с 30 Января до 2 Апреля. 2 Апреля врачи, пользовавшие её, нашли нужным открыть ей кровь из руки. Но когда открыли, прежние припадки возобновились со всею жестокостью и продолжались до 20 Июня. Больная снова не могла принимать никакой пищи. Ей давали только самый слабый чай, и то лишь для того, чтобы промочить рот и гортань. 8 Июня у неё сделалось сильное воспаление в желудке, которое, хотя помощию Божиею и пособиями врачей, скоро миновалось, но больная с сего дня до * Августа не могла принимать не только никакой пищи, но даже и чаю, отчего во рту и гортани у ней как бы срослось, и язык сделался чёрным, как уголь. К тому же, с 22 Июля снова открылась у больной рвота, прекратившаяся 30 Января, и мучила её до 1 Августа.

Изнеможение больной дошло до крайней степени, иногда прекра­щался пульс, и нередко домашние и врачи почитали её как бы умер­шею. Помочь ей и возвратить её к жизни не оставалось никакой надежды. Но врачи, пользовавшие её, в утешение ли родных, или чтобы испытать над нею последний средства, какия были в их руках, решились сделать прижигание спинной кости раскалённым железом, и положили пропускать внутрь зонт через посредство горла. Эту операцию назначено было сделать 2 Августа, в 2 часа пополудни. До начала операции, в часу 11 утра, больная заснула и видела такое видение: пришли три священника и диакон, с пением кондака сняли образ Св. Николая, висевший на стене против больной, поставили его перед ней как бы висящим на воздухе, — и начали совершать литургию. Во время причастия один из священников читал житие Святителя Николая Чудотворца, в то же время другой священник, в котором больная узнала старца, являвшагося ей прежде в виде послушника, подошедши к ней, сказал ей, что Господь Бог, по молитвам вдов и сирот, даёт ей исцеление чрез угодника Своего

Николая, в ознаменование столетняго существования храма его в селе Колпине. Затем исповедал её и причастил Св. Тайн. На вопрос боль­ной, нужно ли сделать операцию зонта, он дозволил сделать это. При сем советовал ей быть смиренною, не забывать вдов и сирот, по получении исцеления хранить обет — ходить в среды и пятки в св. церковь, и присовокупил, что через 7 дней во время благословения хлебов на всенощной, прекратятся ея внутренние судороги, и мозг в голове разожмётся.

В назначенный час 2 Августа врачи сделали операцию и велели больной принимать парное молоко, но она не согласилась, и вместо его пила миндальное молоко и чайную холодную воду. 8 Августа внутренние судороги больной прекратились, в голове почувствовано большое облегчение, язык ея развязался и она могла говорить. С 13 на 14 Августа (это было с четверга на пятницу) снова явился ей нас­тавник ея, в ризе священника, с святым Крестом в одной и с образом св. Николая Угодника в другой руке, разрешил ей употреблять преж­де прописанную уху с прибавлением к прежней рыбе одной рыбной головы и тарелки воды, велел поднять с Петербургской стороны, из так называемой Труниловской церкви, образ Николая Угодника* (В сноске: “Образ сей, местно-почитаемый чудотворным, находится в приписной к Троицкому Собору-Крестовоздвиженской, иначе Труни­ловской церкви, в приделе Святителя и Чуд. Николая, по правую руку царских врат — составитель) и Успения Божией Матери, и отслужить в доме всенощную и молебен,- и затем приказал в конце Сентября или в начале Октября съездить в Колпино на поклонение чудотворной иконе Святителя Николая, что там даровано ей будет исцеление больной ноги ея, которая была у ней бездейственною и от продолжительной болезни до того изсохла, что в ней остались только кость да кожа* (В сноске: “Эта нога причиняла больной много беспокойств и страданий. Если когда по неострожности случалось дотронуться до ней довольно крепко, особенно пальцев, пятки и подошвы, то тотчас возобновлялись тяжкие припадки больной — составитель).

Спина же и грудь, говорил он, при помощи угодника Божия Николая, будут излечены пособиям врачей.

Исполняя такое повеление, больная 25 Сентября отправилась с родными в Колпино. На руках внесли её в церковь - к вечерне (25 ч.), утрене и литургии (26 ч.).

Усердно слушала она св. богослужение, и с крепкою верою просила у Господа Бога избавления себя от недуга чрез ходатайство Святителя и Чудотворца Николая. 26 числа, в начале литургии, произошло необыкновенное потрясение во всём ея теле, она впала в безчувствие и её покрыли воздухом. В этом положении она находилась до херувимской песни. Тут она почувствовала, что с больной ноги ея как бы сдирают кожу, а спину обливают кипятком, и, пришедши в себя, ощутила небывалую дотоле силу в ногах, сама встала и сделала три земных поклона — первое благодарственное употребление возстановленного здоровья. Затем всю литургию до конца она уже стояла твёрдо, не чувствуя ни малейшей боли и слабости, а по окончании литургии слушала молебен, сначала общий, а потом собственно для нея петый, в ходу к часовне, отстоящей от церкви верст на шесть, шла на своих ногах и в конце его сама внесла в часовню икону Святителя.

27 Сентября исцеленная с бывшими при ней родными возврати­лась домой - благополучно. В доме ждал её священник, ея духовник, для совершения Господу благодарственнаго молебствия. Совершён был молебен из трёх канонов с водосвятием.

Так совершилось исцеление больной после двухлетняго испытания тяжкими и невыносимыми страданиями.

Составлено со слов исцелившейся, подтверждено духовным духов­ным отцем ея, священником АФАНАСИЕМ БАЗАРЯНИНВЫМ, род­ными больной и многими знавшими её лицами; засвидетельствовано пользовавшими больную врачами: ВЫСОЧАЙШЕГО двора, Лейб- Хирургом, Действительным Статским Советником П. НАРАНОВЧЕМ, Действительным Статским Советником Академиком и заслуженным Профессором Н. РКЛИЦКИМ, врачем училища Ордена св. Екате­рины, Коллежским Ассесором АЛАБУШЕВЫМ, Лейб-Медиком, Тай­ным Советником Н. АРЕНДТОМ, Профессором В. ЭККОМ.

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ ДЛЯ НОВОУСТРАИВАЕМОГО, ВМЕСТО ДЕРЕВЯННОГО, КАМЕННАШ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ. ЧТО НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СТОРОНЕ.

Цена ДЕСЯТЬ КОПЕЕК.