| 
				  История Руси. Глава 22. III Вульфила, гот по отцу и фригиец по матери, родился в 311 г. и получил  христианское образование. Пленник из г. Парнасса, он ок. 340 г.  сблизился с епископом Евсевием Никомидойским, который был арианином, и  получил от него посвящение в епископы Готские среди тервингов. С 341 г.  он 7 лет трудился в Малой Скифии, разрабатывая алфавит из 25 знаков, и  переводил Священное Писание на готский язык (без книг "Царств") с текста  72-х толковников. Из-за преследований вестготского короля Атанариха  Вульфила и его сторонники переселились в 347-348 гг. в пределы Мезии, не  прекращая миссионерской деятельности среди малых готов.    В 360 г. Вульфила присутствовал на церковном соборе в  Константинополе, где подписался под арианским исповеданием веры.  Принадлежность к арианству помогла Вульфиле при помощи готского короля  Фридигерна крестить по арианскому обряду почти всех готов, проживавших в  Дунайско-Днестровском регионе. Соперник Фридигерна Атанарих,  царствовавший над частью готских племен, около 370 г. решил воздвигнуть  гонения на готских христиан под флагом восстановления германского  язычества. Пострадали готские христиане Верк, Батузий, Арния и другие.  Царский сын Никита Готский пострадал в 375 г.: мучители раздробили его  члены и бросили в огонь; тогда же пострадали готская царица Дуклида,  преосвященный Вафусий, церковный чтец Савва и др. Богобоязненный  христианин военачальник Скифии Юний Соран по просьбе св. Василия  Великого переправил мощи св. Саввы Готского через Дунай в Мезию, а потом  еще дальше, в Каппадокию, и тем спас их. Епископ Вульфила, опасаясь  репрессий, попросил у императора Валента (364-378 гг.) разрешения  эмигрировать вместе с верующими в пределы Римской империи и получил  разрешение ок. 377 г. Перебравшись в Мезию, в г. Никополь (современный  г. Нукуп в Болгарии), Вульфила продолжал распространять арианство среди  готов. На II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. победила  ортодоксальная точка зрения, и арианство было окончательно осуждено как  ересь. Вульфила же остался верен арианству. Он умер в Константинополе в  388 г. и перед смертью произнес свое исповедание веры, которое  оставалось полностью арианским. Вслед за тем константинопольские  патриархи стали посылать миссионеров в Мезию и Готию с увещеваниями к  пастве вернуться в лоно православной церкви. В этом деле преуспел св.  Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский (398-404 гг.). Блаженный  Феодорит Киррский даже сравнивал его с апостолами. Он писал: "Имеешь ты и  другое сходство с апостолами: ты первый водрузил алтари у  скифов-амаксобов, живущих в телегах. И тот, который не сходил с коня,  научился преклонять колена, стал повергаться на землю, нетрогавшийся  слезами пленников научился оплакивать грехи свои". Сам св. Иоанн  Златоуст с восторгом говорил о том, что "скифы, фракийцы и савроматы,  мавры и индейцы славят Христа". Одним из таких замечательных скифов был  церковный писатель V в. Иоанн Кассиан, обличавший ересь несториан. Готы  слушались проповедников, среди которых выделялся своим красноречием  таврский гот Унила, присланный св. Иоанном Златоустом в качестве нового  епископа Готского (404 г.).   Когда же большая часть готов ушла из Северного Причерноморья в  Италию с королем Теодорихом Великим (488 г.), некоторые из оставшихся  переселились в Крым и там образовали Готскую епархию и Готское  княжество. И прозвались они готами-тетракситами, просуществовавшими до  XV в. В V - VI вв. Готская (Дорийская) епархия простиралась вдоль южного  берега Крыма от Судака до Балаклавы, а центрами были города горного  Крыма Дорос и Манкуп. В VIII в. Дорийская епархия стала митрополией, а  ее приходы распространились до Азовского моря и Керченского пролива;  миссионеры доходили до столицы Хазарии г. Итиля, где возникла Хазарская  епархия. С VI в. существовали Боспорская, Фулльская, Сурожская,  Фанагорийская епархии, что говорит о том, что христиан было очень много.  В VIII в. Фанагорийская епархия преобразовалась в Тмутараканскую, где  прихожанами были, в основном, русы. В названных выше епархиях  прихожанами были не только готы, которых в VI в. насчитывалось всего  3000 человек, но и другие народы: греки, русы , булгары, сарматы, гунны,  аланы, хазары, кавказские народности и т. д. Среди христиан Великой  Сарматии было немало подвижников, стремившихся подражать во всем Господу  нашему Иисусу Христу.     Святые Крыма и Северного Причерноморья   Первыми святыми мучениками Великой Скифии / Сарматии стали ученики  св. апостола Андрея Первозванного. Это были местные жители Енен, Нирин и  Пин. Согласно Менологию имератора Василия I Македонянина, "они учили об  имени Христовом, и многих из варваров обратили к правой вере и  крестили. За то были взяты от князя варваров и много нудимы отвернуться  Христа и принесть жертву идолам, но не покорились. Стояла лютая зима, и  все реки до того промерзли, что по льду ходили не только люди, но и кони  и волы. Князь велел поставить на льду большие деревья как будто с  самыми корнями, и к ним привязать святых. Когда взволновалась вода и,  пробиваясь сквозь лед, мало-помалу дошло до шеи святых, они от великой  лютости предали святые души свои Господу".    История почти не сохранила нам имен всех мучеников и мучениц дести  продолжительных периодов гонений от Нерона до Диоклетиана. Нам известно  мученичество 24 марта 272 г. Саввы Стратилата и 70 воинов готских.  Бывшего военного трибуна римского жестоко били, жгли горячими факелами,  бросали в котел с кипящей смолой, и тогда совершилось чудо: святой  остался живым и невредимым. 70 готских воинов, присутствовавших при  казни, уверовали в Христа, но тут же были убиты разъяренными язычниками.     Около 307 г. случилась мученическая кончина в Риме первого  известного епископа Великой Скифии св. Евангела. Помнят имена семи  мучеников херсонесских (их память - 7 марта). Первые два из них -  епископы Василий и Ефрем, посланные в Крым из Иерусалима с миссионерской  целью. Св. Ефрем прославился тем, что восстановил малый храм в честь  Пресвятой Богородицы на месте Сионской горницы св. апостола Андрея; в  нем впоследствии принял крещение в 989 г. равноапостольный князь  Владимир. Оба названные епископа приняли мученическую кончину в 303 г.  от местных властей-идолопоклонников. Погибли вслед за ними епископы  Евгений, Агафодор и Елпидий. Последние два священномученика - Еферий и  Капитон - пострадали после издания Миланского эдикта, когда эпоха  гонений на христиан закончилась. Еферий приехал в Херсонес по желанию  императора Константина I, хотевшего укрепить там христианскую веру.  Однако по приезде Еферий встретил сопротивление местных властей,  придерживавшихся традиций греко-римского язычества. Тогда Еферий  возвратился в Византию, но император Константин приказал ему вернуться в  Крым и продолжить пастырскую деятельность. Однако при переправе через  Днепр Еферий был убит язычниками. Впоследствии остров в устье Днепра,  где произошло злодеяние, был назван херсонесцами его именем, т. е.  островом св. Еферия.   Император Константин послал в Херсонес нового епископа св.  Капитона, а вместе с ним вооруженный отряд из 500 воинов во главе со  стратигом Феоной. Св. Капитон начал восстанавливать Херсонесскую епархию  и строить в ней храмы. Ему помогал св. епископ Боспорский Кадм.  Сподвижником св. Капитона был сармат Амат, ученик св. Антония Великого. В  Херсонесе был построен большой храм в честь 12-ти апостолов, для  которого использовали колонны языческих храмов. В Пантикапее и Танаисе  были восстановлены и построены храмы, крещено много людей. С именем св.  Капитона связывают такое чудо: "Призвавши на помощь Господа, он смело  вошел по настоянию неверных в разожженную печь, целый час оставался  посреди пламени и к величайшему изумлению всех остался невредимым. О сем  великом чуде, обратившем совершенно всю Херсонскую страну, донесено  было императору Константину, и отцам, бывшим в Никее на Первом  Вселенском соборе (в 325 г.), которые с благоговением прославили Бога,  дивного во святых своих для спасения грешников".    Святитель Капитон во время миссионерской поездки к славянам Приднепровья принял мученический венец: был убит язычниками.   Вскоре мирная жизнь Великой Сарматии прекратилась: в 370 г.  начались непрерывные войны гуннов с готами и готов и гуннов со  славянами. Полчища гуннов хлынули в Крым, разорили и уничтожили все  города, за исключением Херсонеса, где находились сильное римское войско и  флот, посланные императором Феодосием I. Уцелел и Неаполь Скифский, так  как тяжеловооруженная конница роксолан помогла тавроскифам отстоять  город. Ввиду оттока греческого населения из бедствующего Крыма,  Херсонес, Боспор и Неаполь стали городами с преимущественно  тавроскифским, т. е. русским, населением, среди которого многие были  христианами.   Назад История Руси. Глава 22. III Далее 			 |