| 
				  История Руси. Глава 14. IV Так на Руси нарождался первоначальный феодализм. Такого же рода  службу несли в Киеве джурашцы, или дагестанцы, которые работали в кузнях  и выделывали прекрасное оружие и доспехи. Дагестанцы в знак любви к  своему властителю балтавару Авару (727- ок. 759 гг.) назвали себя  аварами и, вернувшись в Дагестан, основали свое княжество - Аварию.   Пытаясь освободиться от хазарской зависимости, Бат-Боян принял в  Киеве христианство, крестившись по греческому обряду в 682 г. Он избрал  крещение как путь личного спасения, но не для своих подданных. Через год  он умер, а его останки позднее были перенесены в одну из киевских  пещер. Говорят, что при кончине он произнес два слова: "Бир Тангра", т.  е. "Один Тангра!", объявив тем самым свою верность тенгрианской вере  предков.   При правнуке Бат-Бояна кане Айяр-Аваре (727-759 гг.) булгары еще  сражались вместе с хазарами против арабской агрессии. Вначале они  победили арабов, а потом были ими разгромлены (737 г.). По условиям  договора с хазарами, булгары могли принимать ислам. Масса разрозненных  булгарских племен - на Днепре, Волге, Каме, в Сибири, на Дунае и на  Северном Кавказе - стали активно принимать веру пророка Мухаммеда, а от  веры в Тангру отказывались. В том же, 737 г. арабский полководец  Мухаммед ибн Мерван (будущий халиф Мерван II) разгромил хазар на Волге, а  с Дона увел в плен 20 000 семейств славян, которых затем продал в  рабство.   В середине VIII в. хазарский каган разорвал взаимовыгодный договор с  Великой Булгарией и потребовал с булгар ежегодной дани мехами.    Кан Авар по просьбе своей матери - аварки - совершил несколько  походов против франков через Карпаты, но не мог спасти Паннонскую  Аварию. В 745 г. тот же кан применяет оружие в своей стране против  восставших русов, которых булгары называли "балынцами". Восстание  подняли те русы, которые были недовольны размером булгарской дани и  привилегированным положением "анчийцев", т. е. антов, освобожденных от  выплаты дани. Их поддержали балынцы и ульчийцы. Русы тогда построили  город Старую Ладогу (Галидж) на реке Волхов, близ Ладожского озера (753  г.). Авар разбил восставших на Днепре, тогда русы бежали на север, а  другие - на Дон для того, чтобы возродить там казачество Бусовых времен.  Хазарский же каган Барджил обрадовался смуте у булгар и помог русским  построить г. Русу на реке Поле, возле озера Ильмень (современная Старая  Русса). Ладожане приветствовали восставших и построили для них другой  город - Русу на Ладожском озере. Разгневанный Авар послал на них свое  войско во главе с сыном Тат-Утяком. Последний разрушил Галидж и Русу до  основания. Но спустя некоторое время мятежники вернулись и заново  отстроили свои города. Булгарских канов уже никто не слушался на Руси.   Согласно "Своду булгарских летописей", булгары в VIII - первой  половине IX в. понастроили свои крепости в древнерусских городах и дали  им свои названия: в Смоленске - Шамлын, в Ростове - Джир, в Муроме -  Кан, в Касимове - Хан-Керман, в Липецке - Аучи, в Полтаве - Балтавар, в  Путивле - Батавыл, в Курске - Хурса, в Воронеже - Хазар, в Тамбове -  Ышна, в Чернигове - Караджар, в Саратове - Саратау, в Царицыне - Сарычин  и т. д. После того как булгары ушли из Руси на Среднюю Волгу (865 г.),  власть булгарских канов и вовсе кончилась, а булгарские названия  крепостей постепенно забылись и остались только их русские названия.   Во второй половине VIII в. тысячи булгар, спасаясь от преследований  хазарской верхушки, начинают массово переселяться в Барсиле, где они  основали город Булгар-Мардукан в честь своего духа - алпа Карги и  обустроили Булгарский бейлик. Хазарский каган потребовал от булгарского  кана изгнать бурджан, но кан отказался. Каган поневоле был вынужден  согласить на это переселение и даже предоставил бурджанским купцам  льготы при торговле.   В 820 г. правнук Авара кан Ак-Урус Айдар (815-855 гг.) стал активно  заселять Волжскую Булгарию выходцами из Кара-Саклана и Бурджана после  неудачного восстания бурджан против хазар. Айдар с частью черных булгар -  темтюгов принял ислам в пику иудаизированной Хазарии. В ответ каган  Обадия окончательно разорвал отношения с Великой Булгарией и двинулся на  нее со своим войском, преимущественно состоявшим из угров-тюрков. В  битве при ауле Харька хазары были разбиты, так как угры перешли на  сторону булгар. После этого Айдар заключил союз с тюркским кочевым  народом печенегами и женился на печенежской княжне. В 850-х годах Айдару  удалось нанести сильный экономический удар по Хазарии, открыв новый  торговый путь из Европы в Азию в обход хазарских владений. Этот водный  путь начинался "в Варягах", т. е. в Швеции, и вначале шел по Балтийскому  морю до устья Западной Двины, потом по Двине до истоков, затем волоком  до Днепра, далее вниз по Днепру в Черное море и по нему в Малую Азию и  Закавказье. Кан Айдар принял на службу много скандинавов и прибалтов -  колбягов, пруссов, финнов и дал всем купцам, в том числе и русам, льготы  беспошлинной торговли.   "Мага Вира" Льва Силенко сохранила рассказ греческих купцов,  основанный на свидетельстве византийских хроник, о богатстве главного  рынка в Киеве. Там купцы из Ирана продают шелк, купцы из Рима - шелковые  ткани, греки - парчовые ткани, арабы - мечи, привезенные из Дамаска.  Русичи им рассказывали, что в Русской земле есть все для безбедной  счастливой жизни и что они от чужеземцев ничего не хотят, кроме одного:  чтобы те оставались друзьями Руси. В знак дружбы они угощают гостей  хмельным медовым напитком; пища же у них вкусная и очень сытная. У них  имеются золотые миски, у них почитают воинов, которые получили шрамы на  лице в сражении. А про себя русы говорят, что их мать - земля, отец -  небо, а они - их дети и Дажьбожьи внуки. Император осмотрел дары,  привезенные ему из Киева, и удивился горючему камню - чудодейственному  янтарю, белым как первый снег и легким как волна горностаевым и  соболиным мехам, рыжим лисьим мехам, украшениям знатных женщин: золотым  серьгам, жемчужным ожерельям, рубиновым камням, золотым монистам, обитым  золотом каблукам изящных сапожек.    При кане Айдаре появилась особая категория государственных служащих  из славян, называемая "игенчеи", которые вместо уплаты дани строили в  верховьях больших рек корабли и осуществляли плавание по Днепру и Волге.  Этих строителей называли "субаши" (от болгарского слова "субаш" -  "верховье реки"). Благодаря строительству торгового флота и торговле  расцветали такие города, как Киев и Великий Булгар.   Булгары привнесли в Киевский бейлик свои представления об  источниках всеобщего благосостояния: Народ, Государство, Закон. Эти  представления были сходными с представлениями восточных славян - русов,  которые видели конкретное воплощение Народа в вече, Государства - в  государствах Божа и Кия, а Закона - в Законе Сварги, который реализуется  постепенным шествием русичей в Сваргу, т. е. в вечность через правые и  добрые дела и соблюдение ведических традиций.    Однако в политической практике формула всеобщего благоденствия  должна была реализоваться в Древнерусском государстве "Киевская Русь", и  до этого было уж не так далеко.   После смерти Ак-Урус Айдара ему наследовал его сын Габдулла Джилки  (855 - 882 гг.), первый хан Волжской Булгарии, опиравшийся на  мусульманскую знать и мусульманских купцов. После восстания киевлян  против булгарского господства он перенес свою столицу из Киева в Великий  Булгар (865 г.). Так начался новый этап в истории Булгарского  государства, ставший последним этапом смертельной борьбы между Булгарией  и Хазарией за гегемонию в Восточной Европе и закончившийся через сто  лет полной победой Волжской Булгарии.   Так завершилось время Великой Кара-Сакланской Булгарии, распавшейся  на 6 частей: (1) Булгар Волжский, (2) Урус = Русь, (3) Карел = Карелия,  (4) Маджар = Венгрия, (5) Кыпчак = Поле половецкое, (6) Джалда = Крым.  7-й частью следовало бы считать Дунайскую Болгарию, которую завоевали  булгары кана Аспаруха еще раньше, в конце VII в.   Подводя некоторые итоги этнополитического развития, исследователь  Р. Х. Бариев пишет: "В Х в. общая этноноосфера булгар, которые  составляли единый мир от Камы до Дуная, от верховьев Дона до Черного  моря и Северного Кавказа, раскололась. На Дунае болгары приняли  православие и ославянились, оставив лишь свой этноним да некоторые  элементы общебулгарской культуры; они перестали ощущать себя частью  общебулгарского мира, а значит, у них возникла своя особая этноноосфера,  несущая частота которой сместилась от прежней. На Средней Волге возник  новый этнос - булгары, который, сохранив общебулгарскую этноноосферу,  укрепил ее на основе ислама и арабской культуры.   Донские булгары какое-то время оставались язычниками со своей  старой этноноосферой, предельное снижение ее энергии не способствовало  их сплочению и созданию ими нового государства. Назвав себя казаками, в  дальнейшем они частью попали под влияние русской этноноосферы и, приняв  православие, обрусели, а частью примкнули к волжским булгарам, стали  мусульманами и сохранились отдельными островками среди обрусевших  собратьев в Пензенской, Тамбовской и некоторых других областях России.  Это еще одно подтверждение тому, что не только кровным родством  определяется принадлежность человека к тому или иному этносу, но и,  прежде всего, вхождением его чувств и мыслей, шире - его биополя, в  этноноосферу того народа, представителем которого он себя считает".   Назад История Руси. Глава 14. IV Далее 			 |