История Руси. Глава 5. XIV В незапамятные времена часть невров переселилась в Восточную Польшу, где стали жить по рекам Западному Бугу, Нурце, Нареву; их земля прозвалась Нурской, а народ - нурами. Археолог А. И. Мартынов не согласен с Б. А. Рыбаковым относительно предпола-гаемого славянства части скифов. А. И. Мартынов видит в скифах один североиранский народ. Он исходит из этнополитического единства Великой Скифии как целостного про-странства. Он дает точную и суммарную характеристику Скифии, ее этнополитического устройства и общественно-политического строя. Вот что он пишет: "Скифия археологическая и Скифия историческая по описанию Геродота в основном совпадают, хотя распространение скифских предметов и культурно-историческое влияние скифов было значительно шире. То, что принято называть Скифией, включало в свой состав киммерийцев, ирано- и неираноязычные племена и знаменовало сложение новой этнической общности - скифов. В это время устанавливаются формы межплеменных связей и подчинения, о которых можно судить по рассказу Геродота, и расселении в Скифии шести "этносов": от Ольвии на западе "первыми живут каллипиды" (1), выше их (2) алазоны, которые сеют хлеб, лук, чеснок, чечевицу и просо; выше алазонов живут скифы-пахари (3), которые сеют хлеб на продажу; вдоль Днепра и к востоку от него живут скифы-земледельцы (4), а еще восточнее - скифы-кочевники (5), ничего не сеющие и не пашущие. На востоке собственно скифского мира живут царские скифы (6) - "самые лучшие, считающие прочих своими рабами". Политическое единство, сложение системы подчинения и интенсивные хозяйственные связи способствовали распространению на всей территории сравнительно однородной скифской культуры. В политическом отношении Скифия образовалась в результате завоевания и подчинения царскими скифами многочисленного населения страны и установления военно-даннических отношений. В то же время по своей структуре это было архаическое общество с сохранением родоплеменных подразделений и данническими отношениями". Мы полагаем, что верная характеристика Скифии и скифов, данная А. И. Мартыновым, не исключает возможности появления праславян на северо-западной окраине Скифии, в лесной и лесостепной зонах обитания в незапамятные времена. Столица Скифии, вероятно, находилась на Нижнем Днепре, вблизи гробниц скифских царей. Последних "Свод булгарских летописей" называет булгаро-скифскими из династии Сармат-Чирмыш. Далее мы приводим родословную этих государей по данным "Свода булгарских летописей". Первыми были цари из Имэнской династии от Джан-Иджи или Иджика с далеких, незапамятных времен: Ал, Кан, Ит, Кар, Лут, Лук, Сакал, Буга, Кахыл, Балкан, Биш, Кубар, Таук, Иштяк, Иджим, Эр-Биш, Саклан, Мар, Аспар, Бурун, Дынгыр, Нукрат, Балта, Мамыш, Сорен, Кама. Основателем Сармат-Чирмышской династии считается Алабуга Булгар, сын Камы, который объединил лесные и степные земли Иделя и потому получил прозвище "Повелителя степи и леса", т. е. "Чирем-Миша", или "Чирмыш". По булгарскому преданию, Тангра после смерти придал душе Алабуги Булгара вид крылатого змеевидного дракона (бараджа) и велел ему быть покровителем земли Булгарской. Город на Кубани Иджибак, или Аспак, он же - Узбек, был любимой ставкой Алабуги. В 630 г. Кубрат отдал этот город своему сыну Ат-Телесу, и прозвался город "ставкой Аспака". Изображение Алабуги было выбито на камне, поставленном над его могилой возле современного города Елабуги. Булгарский "Идель-Урал", как и Великая Скифия, и Великая Сарматия, как и Кара-Саклан, был в социально-политическом плане раннефеодальным государством с элементами патриархального рабства и строя военной демократии, когда дружины и их вожди играли решающую роль в борьбе за власть, а свободные общинники имели право голоса на вече. Страна делилась на автономные "бейлики", т. е. княжества, со своими местными князьями и знатью (боярами). Главным богатством страны считалась земля, на которой сидели "игенчеи", т. е. крестьяне, и работали на своих "биев", т. е. князей. А "бий" каждого "бейлика" командовал дружиной и собирал подати с подданных, выплачивая часть доходов царю. Торговцы и ремесленники в городах также выплачивали дани царю и "биям". Такая система налогообложения существовала у булгар, скифов, сарматов, сакланов с древнейших времен и освещалась Небом (богом Тангрой), а также защищалась светским законодательством, т. е. "Булгарским Торе". Подобный же законопорядок утвердился и на Руси в княжествах и в Российском царстве и дожил до 1721 г., т. е. до начала Российской империи. Родословная Булгаро-Скифских царей из династии Сармат-Чирмыш правившей государствами Идель и Великой Скифией с IX по II вв. до н. э. 64Чиляр был последним царем Иделя из этой династии. Он ушел в г. Саксин в устье Джаика (Урала), так как Скифию заняли сарматы. Его брат Сувар-Мадж ушел в Идель по той же причине. Сын Чиляра Кылбур или Кельбир переместился с частью своих людей в Кара-Бершуд, что у моря Урус или Кара (т. е. у Черного моря), где ныне Кубанский край, и тамошние кыпчаки подчинились ему и признали его своим царем. После смерти Чиляра к власти в Кара-Саклане пришла Аланская династия, правившая там во II в. до н. э. - II в. н. э. См. с. 00 настоящей книги. Назад История Руси. Глава 5. XIV Далее |