| 
				  История Руси. Глава 8. XI Разновидностью этой группы текстов является отрывок сообщения конца  IX - начала Х в. ал-Джайхани о Руси. Вот что здесь написано: "Русы  состоят из трех родов: (1) из русов, живущих в ближайшем соседстве с  Булгаром; их властитель живет в городе, называемом Куиаб, который больше  Булгара, (2) из славян, (3) Тания. Жители ездят по торговым делам в  Киев. Но до сих пор никто не сказал, чтобы какой-либо чужестранец  приехал в этот город для того, чтобы там пребывать, ибо каждого  иностранца, отправляющегося туда, тотчас убивают. Они ведут также  торговлю на воде, ничего не сообщают о своем состоянии и не связываются с  иностранцами. Они не допускают, чтобы кто-либо отправился в их страну.  Из трех городов развозят мех черных соболей и олово во все места. У них  господствует такой обычай, что когда кто умирает, они его сжигают, а  девушки покойника, согласно желанию своему, сами предаются сожжению  вместе с ним. Некоторые из них стригут волосы на голове, когда кто-либо  умирает, или окрашивают себе бороду. Одежда их состоит из длинных  кафтанов и коротких курток. Русы путешествуют по торговым делам в  Хазарию".    Итак, все арабо-персидские восходящие к IX в. тексты убедительно  свидетельствуют в пользу второй, автохтонистской точки зрения о Руси.    8. Арабский путешественник Ахмед Ибн Фадлан в 922 г. побывал в  Волжской Булгарии и в своей "Записке" оставил подробное описание образа  жизни, верований, погребального обряда и внешнего облика русских купцов.  Вот что он пишет о внешнем облике русов: "Я видел русов, когда они  прибыли по своим торговым делам и расположились в устье Атыл (т. е.  Волги.- Ю. Б.). Я не видал (людей) с более совершенными телами, чем они.  Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят  ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он  охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при  каждом из них имеется топор, меч и нож, причем со всем этим он никогда  не расстается. Мечи их плоские, бородчатые, франкские. И от края ногтей  иного из них (русов) до его шеи имеется собрание деревьев, изображений  (картинок) и тому подобного. А что касается их женщин, то на (каждой) их  груди прикреплена коробочка, или из железа, или из серебра, или из  меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами денежных  средств их мужей. И у каждой коробочки - кольцо, у которого нож, также  прикрепленный на груди. На шеях у них мониста из золота и серебра".    Вполне очевидно, что перед нами описание привилегированной части  общества - русских купцов, а не норманнов. Любопытно, что царя Булгарии  арабский путешественник называет "царем славян", допуская право  волжского балтавара на власть над некоторыми славянскими племенами.  Сходства со скандинавами нигде не чувствуется.   9. Арабский ученый и писатель ал-Мас'уди (ум. 956 г.) написал в  943-947 гг. свое сочинение "Промывальни золота", в котором поместил  много сведений о славянах, заимствованных из книг. "Славяне,- пишет он,-  разделяются на многие народы; некоторые из них христиане, между ними  находятся также язычники, точно также солнцепоклонники. Живут они при  большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с  востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из  стран Ильгуза (т. е., может быть, речь идет о Каме и Волге.- Ю. Б.).   Большая часть их племен язычники, которые сжигают своих мертвецов и  поклоняются им. Сказал Мас’уди: некоторые люди ошиблись и думали, что  море Хазарское (т. е. Каспийское.- Ю. Б.) соединено с морем Майотис (т.  е. Азовским морем.- Ю. Б.), но я не видал меж купцами, отправляющимися в  страну Хазар и путешествующими по морю Майотис и Найтас (т. е.  Черному.- Ю. Б.) в страну Рус и Булгар, который бы думал, что с  Хазарским морем соединяется одно из этих морей, или часть их вод, или  один из их рукавов, кроме Хазарской реки <...>   Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на  жалованьи, кроме царя Хазарского. Все мусульмане в этих краях известны  под названием "народа Ларсии". Русы же и славяне, о которых мы сказали,  что они язычники, составляют войско царя и прислугу.   В верховьях Хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря  Найтас, которое есть Русское море; никто, кроме (русов) не плавает по  нему и они живут на одном из его берегов (т. е. речь идет, вероятно, о  канале Волго-Донском, известном с древнейших времен.- Ю. Б.).   Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону;  между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Булгар. Руссы  имеют в своей земле серебряный рудник подобный серебряному же руднику,  находящемуся в горе Банджира, в земле Хорасана.   Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные  племена. Между ними есть племя, называемое Лудана (?), которое есть  многочисленнейшее из них. Они путешествуют с товарами в страну Андалус  (т. е. Испанию.- Ю. Б.), Румию (т. е. Италию.- Ю. Б.), Кустантинию (т.  е. Византию.- Ю. Б.) и Хазар <...>   Глава XXXIV. Описание славян, их обиталищ, рассказы об их царях и о расселении их племен.   Сказал Мас'уди: Славяне суть из потомков Мадая, сына Яфета, сына  Нуха (т. е. Ноя.- Ю. Б.); к нему относятся все племена славян и к нему  примыкают в своих родословных. Это мнение многих людей, сведущих,  занимавшихся этим предметом.   Обиталища их на севере, откуда простираются на запад. Они  составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют  царей.   Некоторые из них исповедуют христианскую веру по якобитскому толку,  некоторые же не имеют писания, не повинуются законам, они язычники и  ничего не знают о законах.   Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его  царя называли Маджак, а самое племя называлось Валинана (т. е.  волыняне.- Ю. Б.). Этому племени в древности подчинялись все прочие  славянские племена, ибо верховная власть была у него и прочии цари ему  повиновались.   Затем следует славянское племя Астарбана, которого царь в настоящее  время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба (т. е. дулебы.-  Ю. Б.), царь же их называется Вандж-слава (т. е. Вячеслав.- Ю. Б.).   Затем племя, называемое Бамджин (т. е. Богемия.- Ю. Б.), а царь  называется Азана; это племя самое храброе между славянами и самое  искусное в наездничестве.   Еще племя, называемое Манаба, а царь называется Занбар. Затем  племя, называемое Сарбин (т. е. сорбы.- Ю. Б.); это славянское племя  грозно (своим противникам) по причинам, изложение которых было бы  пространно, и по отсутствии у них закона, которому они бы повиновались.   Затем идет племя, именуемое Марава (т. е. мораване.- Ю. Б.); затем  племя, именуемое Харватин (т. е. хорваты. - Ю. Б.); затем племя по имени  Баранджабин (?). Названные нами имена некоторых царей этих племен суть  имена известные для царей.   Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города  и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его  государства с разного рода товарами.    Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий  города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с  Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но эти войны не  решительны. (Вероятно, речь идет о Галицко-Волынском княжестве.- Ю. Б.)   Затем с этим славянским царем граничит царь Турка. (Турками  называли тогда мадьяр, т. е. венгров, основавших свое государство в  начале Х в. в Паннонии.- Ю. Б.) Это племя красивейшее из славян лицом,  большее их числом и храбрейшее из них силою. (Мас’уди ошибается, приняв  мадьяр за славян.- Ю. Б.)   Славяне составляют многие племена и многочисленные роды; эта книга  наша не входит в описание их племен и распределение их родов. Мы уже  рассказывали про царя, коему повиновались в прежнее время остальные цари  их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных  славянских; оно почитается между их племенами и имело превосходство  между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок  был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало  себе царя, как мы уже говорили об их царях, по причинам, описание коих  слишком длинно".    10. Арабский путешественник и испанский ученый, купец из г.  Тортосы, живший в 50-60-е годы Х в. Ибрагим ибн Йа'куб оставил нам  сообщение о набеге "огнепоклонников (ал-маджус), называемых ар-рус", на  испанский город Севилью в 843-844 гг. Он же оставил после себя записку о  посольстве в Германию к императору Оттону I около 965 г. Она  сохранилась в "Географическом своде" арабского еврея ал-Бекри из Кордовы  (XI в.). Текст Ибн-Йа'куба гласит: "Говорит Ибрагим, сын Якуба,  Израильтянин. Страны славян тянутся от Сирийского моря к окружающему  морю, к северу. И завладели племена севера (т. е., очевидно, германцы.-  Ю. Б.) некоторыми из них и обитают по сие время между ними (славянами).  Они (состоят) из многочисленных разнообразных племен. И собрал их в  былое время некоторый царь, титул которого Маха, и был он из одного их  племени, которое называлось Вийнбаба (т. е. из волынян.- Ю. Б.). И было  это племя у них почитаемым. Потом же разъединилась их речь и прекратился  их (государственный) порядок и племена их стали (отдельными  государственными) группами и воцарился в каждом из племен царь (т. е.  речь идет о распаде Волынского союза племен.- Ю. Б.). И царей их ныне  четыре: царь Ал-Блгарин (т. е. Дунайской Булгарии.- Ю. Б.), и Байслав  (т. е. Болеслав I Укрутный, чешский князь, 935-967 гг. - Ю. Б.), царь  Браги, Бвймы и Краква (т. е. Праги, Богемии и Кракова.- Ю. Б.), и Мшка,  царь севера (т. е. Мешко или Мечислав I, польский князь, 960-992 гг.- Ю.  Б.), и Накур - на крайнем западе (т. е. князь ободритов Наккон.- Ю.  Б.).  Назад История Руси. Глава 8. XI Далее  			 |