Малоизвестные рукописи Славянской библиотеки в Праге |
Малоизвестные рукописи Славянской библиотеки в Праге В августе 1968 г. я имел возможность познакомиться с коллекцией древнерусских рукописей Славянской библиотеки в Праге. Эта коллекция состоит из трех частей: 1) поступившего в 1945 г. и хорошо теперь известного исследователям собрания А. Д. Григорьева (86 единиц);[1] 2) собрания русских актов XVII—XVIII вв., принадлежавшего в прошлом В. О. Ключевскому (около 1100 подлинников или копий);[2] 3) собрания русских книг и документов XV—XX вв. (78 единиц). Вторая и третья части коллекции образовались отчасти благодаря покупкам, которые производили в 20—30-е годы у частных лиц, в антикварных магазинах и на рынках Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Парижа и Берлина сотрудники министерства иностранных дел Чехословакии, отчасти благодаря поступлениям от русских историков-эмигрантов, живших в Праге. До сих пор о третьей части коллекции Славянской библиотеки в печати не сообщалось. Между тем, хотя эта часть и не представляет книжно-рукописную культуру какой-нибудь одной местности России, ее рукописи могут привлечь внимание представителей разных отраслей знания: историков Древней Руси и литературоведов-медиевистов, палеографов, искусствоведов, специалистов по истории книги. Прежде всего среди рукописей литературно-богословского содержания следует отметить оригинальные русские произведения: «Хождение» игумена Даниила (сокращенный текст, XVIII в., Т9775),[3] Киево-Печерский патерик (отрывки; XVII в., Т4303), Повесть о Петре и Февронии (вторая редакция; XVIII в., Т8064), Предание и устав Нила Сорского (XIX в., Т4304), Послание Иосифа Волоцкого о Кассиане, архимандрите Юрьевском, и ответ старцев Кириллова монастыря (XVIII в„ Т9775), Послание старца Елеазарова монастыря Филофея «на звездочетцы и на латины» (XVIII в., Т9775), Вступление к чину венчания Ивана IV (XVIII в., Т9775), Житие Александра Свирского (XVII в., Т4318), Притча о четырех временах года (XVIII в., Т4302), История о Казанском царстве, Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков и Сказание Авраамия Палицына (XVIII в., Т9763), «Повесть о Святой Горе» старца Исайя, 1579 г., «Повесть о том, како отмсти бог, всевидящее око Христос, Борису Годунову» (сокращенный текст «Иного сказания») и Сказание о церкви св. Софии (XVIII в., Т9775), Сказание о Мамаевом побоище (редакция Синопсиса; XVIII в., Т8072), «Житие патриарха Никона» Ивана Шушерина (XVIII в., Т4315). «Летопись келейная» Дмитрия Ростовского (начальная часть до 4600 г.; XVIII в., Т9777), «Увет духовный» патриарха Иоакима, стихи надгробные в память патриарха Иоакима и Слово патриарха Адриана о «священстве» и «церкви» (XVIII в., Т4316). Из старообрядческих сочинений назовем «Прение о вере» Псевдо- Арсения Суханова (XVIII в., Т4031 и Т8069), Повесть дьякона Федора об Аввакуме, Лазаре и Епифании (1875 г., Т4308), Полемические старообрядческие сочинения (XVI11 в., Т4306), Поморские ответы (XVIII в., Т8069), Керженские ответы (XIX в., Т8073). Особого внимания заслуживает сочинение последней четверти XVII в., которое имеет следующий заголовок: «Сий свиток честный и пресвятейший от святых отец седми соборов собраный, якоже бы меч на еретики и на развратникы веры Христовы христианския или яко копие обоюдуостро на лжеучители и на неправомудрствующих крест Христов или яко щит на расколники церковныя и на все собрание антихристово» (XVII в., Т10024). Это сочинение направлено против новообряд- цев и Никона, который упомянут как бывший патриарх. Большой свиток длиною в 9.87 м и шириною в 18 см написан одним полууставным почерком, напоминающим письмо Деяний Московского собора 1667 г. Текст иллюстрируется большим количеством миниатюр (23 группы), здесь изображены: ваза с ветками и сидящими на них птицами, трехшатровая церковь с агнцом на престоле, звонницей и колокольней, крест и символы таинств в пятиугольной рамке, рука, держащая восьмиконечный крест, антихрист, «лукавый» на престоле, апокалиптический зверь и др. Среди переводных произведений мы встречаем: Лимонарь (XVII в., Т4309), Сказание о 12 сивиллах (XVII в., Т8065), Великое зерцало (XVIII в., Т4320), «Великая и предивная наука» Раймунда Люллия (XVIII в., Т4310), «Сказание о весне» Григория Богослова (XVIII в„ Т4302), «Слова» и выписки из сочинений Василия Великого, Августина Философа, Иоанна Златоуста и другие (XVIII в., Т8064, 9775), «Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере» иерусалимского патриарха Досифея (XVIII в., Т4315), апокриф Хождение Агапия в рай (XVIII в., Т8064). Из литературных произведений XVIII в. встречаются следующие: Житие Зелинты, переведенное с немецкого С. Бабенковым и напечатанное в Петербурге в 1763 г. (XVIII в., Т8066), «Театр любви и щастия чюдеса предела I. Повесть», начинающаяся словами «Сие было под Кавкасом, наивысочайшеню горою в Армение, где некоторая молодая девица крылась от мучительства тех, которых фартуна, а не природа, ее покарила...» (XVIII в., Т4305). Источники и происхождение последней повести нам пока установить не удалось. . Среди рукописей исторического и делового содержания наиболее примечательны следующие: Хронограф третьей редакции, переписанный в Москве в 1697 г. для патриарха Адриана (Т9762), Выписка 1707 г. из Писцовой книги князя Оболенского, Ф. Шушерина и подьячего И. Максимова 1627—1629 гг. относительно вотчинного владения Г. И. Головина (Т9759), Книга посольства боярина Ф. И. Шереметева «с товарищи» и докончальная грамота Поляновского мирного договора 1634 г. (XVII в., Т4321), «Уложение» царя Алексея Михайловича 1649 г. с дополнительными статьями и выписками из царских указов конца XVII в.— первой половины XVIII в. (XVIII в., Т9764), Новоуказные статьи 1672— 1700 гг. (XVIII в., Т4319), Грамоты вселенских патриархов о Никоне, переведенные с греческого языка на русский в 1682 г. (XVIII в., Т4316), Записки о стрелецком бунте 1682 г. А. А. Матвеева (XVIII в., Т4324); Журнал о походе на Азов боярина А. С. Шейна в 1697 г. (XVIII в., Т9761), Вотчинное сводное уложение «за приписьми дьяка Никифора Румянцова, за справами подъячих, что ныне дьяки, Ефрема Сукманева, Клима Кретова» (XVIII в., Т9773), П. Н. Крекшин «О рождении Петра Великого» (XVIII в., Т8088, 4324), Краткая реляция о восшествии на престол императрицы Елизаветы Петровны (XVIII в., Т4324), Сборники выписок из дел XVII—XVIII вв., касающихся происхождения и деятельности рода Головиных (XIX в., Т8068, 8071, 8074, 9764—9768, 9779), Ж. Руссе «Описание жизни и великих дел Петра Великого», перевод с Виленского издания 1781 г. (XIX в., Т9758, 9779), Отчет М. М. Сперанского императору Александру I о делах 1810 г. (Т8075), Описание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 1818 г. (Т4328), перереписка московских старообрядцев-единоверцев с митрополитом Платоном (XIX в., Х4325) и некоторые другие. Среди богослужебных по содержанию рукописей назовем Псалтырь с восследованием, XV—XVI вв., (Т4314), три Евангелия, XVI в. (Т4312, 8076, 9757), два Октоиха XVI в. (Т9754, 9760), служебную Минею за декабрь, XVI в. (Т4313). На многих книгах имеются читательские и владельческие пометы и записи, позволяющие судить о читательских интересах и судьбе книги на протяжении столетий. Любопытна, например, помета почерком XIX в. на поле л. 132 об. одной старообрядческой рукописи: «Писец писал сию книгу красно и домовато, но читать веема оную трудновато, лутче бо ему писать поменяя азь, нежели читателю темнить свой глазь» (Т8073). На этом мы ограничиваем наш обзор малоизвестной части собрания русских рукописей XV—XX вв. Славянской библиотеки, который носит предварительный, информационный характер и не претендует на полноту. Полное и подробное описание всех русских рукописных книг и документов Славянской библиотеки — одна из важнейших задач будущего. [1] См.: В. Д. Кузьмина. Научная командировка в Чехословакию. ~ НОЛЯ, т. XVIII, 1959, № 2, стр. 186—187 (Приложение: Инвентарная опись собрания А. Д. Григорьева, хранящегося в Славянской библиотеке в Праге); А. В. Флоров- ский. 1) Собрание рукописей А. Д. Григорьева в Славянской библиотеке в Праге,— ТОДРЛ, т. XVI, 1960, стр. 573—580; 2) Собрание рукописей А. Д. Григорьева в Славянской библиотеке. — В кн. Ruska Uteratura ve Slovanske knihovne. Z xukopisnych sbirek. Praha, 1964, стр. 17—22. [2] См.: E. Ф. Максимович. Русский актовый материал в Славянской библиотеке.— В кн.: Ruska literatura ve Slovanske knihovne. Z rukopisnych sbirek, стр. 3-—16. E. Ф. Максимовичем составлена также и полная черновая опись 1100 документов, частично использованная Л. П. Лаптевой. См.: Л. П. Лаптева. Русские рукописи в Славянской библиотеке в Праге..— История СССР, М., 1968, № 4, стр. 204—206. [3] Здесь и далее в скобках указывается шифр рукописей. |