История Руси. Глава 21. IV

История Руси. Глава 21. IV

В тексте Ф. Н. Глинки обращает на себя внимание детализированное описание храма Световида в Арконе, подражающее эллинистическому экфразису: "Храм сооружен был из светло-серого дикого камня. Свесы от стены до столпов измерялись двумя большими шагами, имея шесть ступеней восходу. Кровля, полушаром, состояла из вызолоченной меди. Посреди ее стоял медный позолоченный истукан Световида; по краям на четыре стороны поставлены были четыре истукана, иссеченные из мрамора. На востоке - истукан Мерцаны, богини, властвующей над началом дня и предшествующей всегда солнцу, дочери Даждьбога и Зимцерлы, богини весны, супруги Царя Морского; ее должность была отверзать Световиду врата небесного дому его, когда он показывался в мире. Световид для отличия даровал ей венец из единые звезды; и риза ее златобагряна. Радость всегда блистала на румяных ее ланитах, и она в пирах подносила богам небесный мед. Мерцана, равно как и Световид, присноюна. На юг поставлен был истукан Купалы, сына Мерцаны и Севы. Он имел вид молодого человека, в короткой и легкой одежде. Огонь плодотворения пылал в его очах; чему только касался, все рождало: не только звери, скоты, рыбы и гады, но даже дерева и травы. Он имел обиталище на юге. Жертвовали ему возжением только прутьев, с песнями и плясками: чем изображались огнь плодотворный и веселость. В ногах у него кролик, в руке пламенеющий огонь, на голове венок из цветов, именуемых по его имени купальницами. Догода, брат его, есть из всех богов любезнейший, кротчайший и прекраснейший. Истукан Догодин стоял на западе. У него развиваются по плечам волосы: венок из шипов, за плечами голубые крылья, и риза на нем тонкая голубая. Улыбка всегда на румяном его лице. Он столь всеми любим, что смело целует самую Ладу; в руках у него опахало. Свирепого Позвизда истукан стоял на севере. Лицо его в морщинах и сердито. Голова окутана лоскутом кожи белого медведя; борода замерзлая; одежда из оленьей кожи; ноги обуты в кожу гагачью. В руках держал он мех в готовности развязать для излияния морозов, бурь, снегов, градов, дождей и непогод. Он считался богом всех ветров. Повествуют, что жилище его есть на краю северном, на горах Скандинавских, где он имеет свой престол, и где у него множество детей, подобно ему жестоких. Сей бог, будучи сыном Сильнобога, увеселяется, воздымая бури, потопляя корабли, ломая деревья, посылая всюду мразы и непогоды. Он требует почасту себе в жертву людей. Таковы были четыре истукана, стоявшие на кровле храма. На холме же расставлено было соразмерным образом до трехсот пятидесяти треугольных жертвенников".
И этот храм, восьмое чудо света, был уничтожен в 1168 г. датским королем Вальдемаром I по просьбе епископа Абесалома, а все сокровища были вывезены в Данию. Статуя же Световита была уничтожена.
В русских былинах, сказках и сказаниях Световит превратился в Святогора и под этим именем известен как герой того литературно-фольклорного материала, который собрал и восстановил А. И. Асов. Мы воспроизводим одно из преданий, которое называется “Святогор и Ван”; его текст реконструирован из былины “Ванька – Удовкин сын” и из двух сказок “Царь Вещор” и “Царь-чернокнижник”:
“Высоко в Святых горах стоит столп, который подпирает небесный свод. Этот столп охраняет Святогор, он проезжает вокруг него на своем коне. Конь его – выше леса стоячего, задевает шлем тучи ходячие.
Святогор (читай Световит. – Ю. Б.) познал много мудрости и проведал путь к небесному царству. Он был столь силен и мудр, что взгромоздил гору на гору и поднялся на небосвод. Он прошел по звездной дороге к трону Всевышнего. И сказал ему Всевышний: “Я исполню любое твое желание, но проси лишь царства небесного и Ирия светлого!” И тогда Святогор попросил сделать его сильнее и мудрее всех богов и духов, всех сынов Сварога. Исполнил его желание Вышний и сказал ему: “Ты будешь сильнее всех сынов Сварога, но тебя пересилит Камень! Будешь ты мудрее богов, но от хитрости человеческой не убережешься!” Очень удивился Святогор, ибо он, сын Матери Сырой Земли, не боялся камней. Не страшился он и людской хитрости, ибо почитал себя умнее любого из людей. А в это время на Земле родился человек Ван. Поговаривали, что он был сыном Деваны и внуком Перуна. Вырос Ваня и узнал, что у Святогора есть прекрасная дочь Меря. И тогда он явился к Святогору и стал просить руки Мери. Рассердился Святогор, ибо до сей поры ни один простой смертный еще не женился на богине. И сказал он Ване: “Давай сделаем так: ты будешь прятаться от меня три раза, если сумеешь – твоею будет Меря. А не сумеешь, не прогневайся, потеряешь голову”. Ваня обернулся вязом и встал в лесу, но нашел его Святогор. Тогда он обернулся звездою и спрятался среди звезд, но и тут его Святогор отыскал. Не мог Ван скрыться от Святогора, ибо имел Святогор Вещерскую книгу, которая ему все рассказывала. И тогда Ваня нашел птицу Гамаюн и спросил ее, как спрятаться от Святогора. И Гамаюн дала ему три волшебных перышка. Ваня помахал волшебными перьями над Вещерской книгой и приказал ей молчать, а потом обернулся кольцом на руке своей суженой Мери. Не смог найти Святогор Ваню и в досаде сжег Вещерскую книгу, а потом обвенчал Ваню и Мерю.
Стали жить они поживать.
Святогор с Плеяною правили.
Ваня с Мерей родили сына,
дали имя ему – Садко.
И пошли от Вани и Мери
Племена мари и венедов.
“Книга Коляда”, VII д.
Ван много лет спустя также пережил Всемирный потоп, который был вызван ударом бога Ильма (или Перуна) по Черному камню, который принес Велес.
Ван спасся на кораблей (ковчеге), который построил его сын Садко. Там же он спас свою семью. Он взял на корабль представителей животных и семена растений. Так была спасена жизнь нашей Земли”.
Главных богов в славянском Пантеоне было восемь: кроме уже названных Сварога, Перуна и Святовита, еще пять - Велес, Дажьбог, Хорс, Стрибог, Макошь.
Велес. Он - третья ипостась Всевышнего, бог богатства, скота, пастушества, облаков, мудрости, хитрости, книжности и поэзии, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ на тот свет. Он - сын Сварога и Лады, брат-соперник Перуна, муж Макоши. В "Велесовой книге" Велес выпускает в небо солнечных коней (Крынь 4, 1). Велес упоминался в договорах Руси с греками, именами Перуна и Велеса клялись русские воины на своем оружии в верности. Идол "скотьего бога" стоял в Киеве у рынка, на Подоле, недалеко от пристаней Почайны. Жертвы Велесу приносили золотом или стеблями злаков, так называемую "Велесову бороду". Изображался у западных славян человеком с головой медведя, у восточных славян, особенно в Ростово-Ярославском крае, - медведем. Отсюда - Велес - медвежий бог. Эпический поэт Боян назван в "Слове о полку Игореве" "внуком Велеса".
Несколько десятков ведических преданий о Велесе Сварожиче восстановил и собрал А. И. Асов, использовав русские былины, сказки, сказания, притчи, “Книгу Велеса”, а также “Веду словену” С. И. Верковича. Из славянской мифологии известно, что Велес и праматерь Земун якобы были прародителями первых славян, а Дажьбог был внуком Велеса через русалку Рось, потому-то русские это внуки Дажьбога, а также праправнуки Велеса и прапраправнуки коровы Земун. Приводим здесь три текста преданий: “Велес и Азова”, “Велес уходит в Азов-гору” и “Иное рождение Велеса”: 1) “Бог Велес являл миру много ликов. И главных среди них семь. Он являлся и в роде Сварога, и в роде Дыя, и в роде Сурьи и в иных родах. Но старшим среди них всегда почитался Велес Родович, он же – Звездный Ас. Перворожденный, брат высших ясуней – Сварога и Дыя. Он был рожден Небесной коровой Земун от Бога Рода, рождающего лика Всевышнего. И так Велес явился в мир раньше Вышня, и явился нисхождением Всевышнего.
Вышень затем пришел к людям, воплотившись как Сын Сварога и Матери Сва, как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), потому Велес воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня. Велес прокладывал ему дорогу, готовил мир к приходу Вышня.
Родившегося младенца Велеса похитил бог Пан, сын Вия, царя подземного мира. Он поднял его люльку и понес над океаном. Но тут Велес стал расти и тяжелеть. Пан не сдержал младенца и уронил его вместе с люлькой.
Велес в люлечке приплыл к берегам большого острова, который в память о сем событии назвали Тавридой (“тавр”, значит, “бык”, а Велес – Быкович). Здесь Велес сразился с Коршуном и спас Царевну Лебедь, духа Азовского моря, кою звали Азовушкой. Азовушка была дочерью Сварога и Матери Сва, Велес и Азовушка полюбили друг друга, вскоре сыграли свадьбу и стали жить вместе. Их волшебной обителью стал остров Буян на Азовском море. На том острове стоит дворец, перед дворцом растут волшебные дуб и ель”.

Назад История Руси. Глава 21. IV Далее