| 
				 История Руси. Глава 6. IV 22. Затем побережье Океана у Венедского залива занимают вельты, выше  их - осии, затем самые северные - карбоны, восточнее их - каресты и салы  ; (ниже этих - гелоны, ипподоны и меланхлены ); ниже их - агафирсы  (агатирсы), затем аорсы и пагириты; ниже их - савары (савры, саубры,  сауры) и боруски до Рипйских гор.    23. Затем акибы (абики) и наски, ниже их - вибионы (абионы) и идры;  ниже вибионов до аланов - стурны, а между аланами и амаксобиями -  карионы (карвоны) и саргатии.      24. У поворота реки Танаиса - офлоны (оплоны), за ними - осилы до  роксолан; между ними - амаксовиями и рексоланами - ревканалы (ракаланы) и  ескобигиты, затем между певкинами и бастарнами - карпианы, выше их  гивии, далее - бодины.    25. Между бастарнами и роксоланами живут хуны, ниже одноименных гор  - амадоки и навары. Возле озера Вики (Бики) живут тореккады, а Ахилову  Бегу - тавроскифы, ниже бастарнов около Дакии - тагры, а ниже их -  тирагеты ".    На этом Птолемей завершает описание народонаселения и переходит к  перечню городов. Вначале он называет следующие города по реке Керкениту и  каналу, который соединяет Черное море с нижним Днепром: Керкина,  Торокка, Пасирида, Еркаб, Тракана, Навар; по реке Борисфен, на правом  берегу, в нижнем течении: Азагарий, Амадока, Сар, Серин, Метрополь,  последний - столица Сарматии. По рукаву Борисфена он перечисляет  следующие города: Лиин, Сарбак, Ниосс; выше Тира, севернее Дакии,  называет города: Карродун на Висле, Мэтоний, Клапидаву, Бибантарий,  Ипакт; в устье Танаиса указан город Танаис; в числе сарматских городов  упоминает также Ольвию, или Борисфен, ставший во II в. полностью  сарматским городом; назван как сарматский город Ордисс на р. Ардьич,  притоке Дуная, однако он находился в Дакии. Всего перечислен 21 город и  пропущен один: деревянный город Гелон на р. Ворскле. В Азиатской  Сарматии Птолемей называет города Эксополь и Наварид, или Наварис.  Греческие причерноморские города не в счет, о них речь должна идти особо  .   Весьма любопытно описание дальнего, восточного Причерноморья,  которое приводит в своей книге "О хорографии" третий из позднеантичных  географов Помпоний Мела, родом из Испании (40-е гг. н. э.).   Мы приводим отрывок из текста, начинающийся с описания юго-восточного угла Черного моря.   "Здесь находится то место, где плавная линия побережья, идущая от  Боспора, нарушается резким поворотом. Это - самый острый угол Понта и  начало берега, противоположного Боспору Фракийскому. Здесь живут колхи …  Их называют Кавказскими - название этих гор так же разнообразно, как и  народы, по землям которых они проходят. У первого залива этого берега  находится город, основанный, по преданию, греческими торговцами, которые  и назвали его Кикн, т. е. Лебедь... Остальная часть этого берега  населена дикими и необразованными племенами. Они живут у открытого моря.  Это - меланхлены , серы , сираки , колихи , кораксы , фтирофаги ,  гениохи , ахейцы , керкетийцы и синдонцы . Последние живут у границы  Понта с Меотидой. В области гениохов находится город Диоскуриада ,  основанный Кастором и Поллуксом, вступившими в Понт вместе с Язоном, а в  области синдонцев - город Синд , основанный коренными жителями. Затем  идет узкая полоска земли, вытянутая по направлению к Боспору,  соединяющему Понт с Меотидой . Река Корокондама , впадающая одним руслом  в Меотиду, а другим - в Понт, превращает эту полосу земли в полуостров.  Здесь есть четыре города: Гермонасса, Кеноя, Фанагория и Киммерик. Все  они расположены на Меотийском берегу, Киммерик находится у самого выхода  из пролива" .   Кроме приведенных трех описаний Великих Скифии - Сарматии, античные  авторы оставили нам много ценных свидетельств. Упомянем Гая Плиния  Старшего (23/24-79 гг. н. э.), который в своей энциклопедии под  названием "Естественная история" сообщил сведения, дополняющие  "Географию" Страбона. Эти сведения были им получены от римских  чиновников и военачальников, побывавших на Черном море. Так, он,  например, пишет: "Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где  впадает в него Истр. В этой части прекраснейшие города: основанный  милетянами Истрополь, Томы, Каллатия, прежде называвшаяся Кербатирой.  Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей.  Теперь остается Дионисополь, прежде называвшийся Круном. Здесь течет  река Зира. Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них  были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфенополь и  Герания" .   Еще одно дополнение к Страбону дал римский писатель Флавий Арриан  (ок. 95 - 175 гг.), перечисляя те же города с добавлением Одессоса  (современной Варны), Месембрии, Анхиала и Апполонии с пояснением: "Все  это эллинские города, лежащие в Скифии" .   Однако по сути своей эти города были не вполне греческими, а  смешанными, где скифам и праславянам принадлежала не последняя роль.   Римский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. - 18 г. н. э.),  сосланный императором Августом в г. Томы (Малая Скифия), оставил яркие  зарисовки жизни небольшого греческого причерноморского города в условиях  варварского окружения:   "Бесчисленные племена грозят вокруг жестокими войнами: они считают  постыдным для себя жить не разбоем. Ничто небезопасно вне стен: самый  холм защищен слабыми стенами и своим местоположением. Многочисленные  враги, как птицы, налетают, когда их меньше всего ждешь, и едва их  успеешь только рассмотреть, как они уже уводят добычу... нас едва  защищает крепость, но внутри стен вызывает страх толпа варваров,  смешанная с греками, ведь варвары живут с нами безо всякого различия, и  занимают большую часть домов. Если даже их не бояться, то можно  возненавидеть, увидев грудь, прикрытую шкурами и длинными волосами. Да и  те, кто, как считают, происходит из греческого города, также носят  вместо отечественного костюма персидские шаровары. У них есть  возможность вести разговор на общем языке, а я вынужден обозначать вещи  жестами... Прибавь к этому, что неправедный суд вершится жестоким мечом и  часто прямо посреди форума наносятся раны" .   Приведенные тексты с перечислением греческих, скифских и сарматских  городов служат великолепной предысторией норманского восприятия Великой  Скуфии - Руси как "страны городов" - "Gardariki" (VIII - XI вв.). Русь -  не Европа, но городов в ней больше и они краше всех!   С приходом сарматов в Кара-Саклан граница между Восточной и  Центральной Европой стала проходить по реке Висле и далее по  воображаемому перпендикуляру, опущенному от истоков Вислы до Дуная (до  г. Брейэтио) и потом до страны языгов, находившейся между Дунаем и  Тиссою. Поскольку языги были сарматским племенем, то занимаемая ими  территория считалась Сарматией. Клавдий Птолемей и Павел Орозий говорят о  Балтийском море как о Сарматском океане, а Малопольскую возвышенность  между Вислой и Одрой называют Венедскими горами. Сходное положение с  западной границей Сарматии отражено Певтингеровой таблицей (III в. н.  э.) и на карте Марка Випсания Агриппы (63-12 гг. до н. э). Римляне Тацит  и Плиний отметили те же границы. Все позднеантичные географы и историки  говорят о Сарматии как о великой стране, простирающейся от Вислы и  Дуная до Дона и занятой многочисленными племенами сарматскими и  несарматскими, постоянно находившимися в движении и борении. В XV - XVI  вв. в польско-литовской историографии возникла проблема Сарматского  наследия, которое должно принадлежать либо полякам, либо русским  (московитам). В таком духе в конце XV в. писал на латыни в своем  трактате "О двух Сарматиях" поляк Матвей Меховский. Польская геополитика  руководствовалась положениями этого трактата, строя свои завоевательные  планы в отношении России до тех пор, пока Речь Посполитая не была  окончательно разделена между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией (1795  г.).   Назад История Руси. Глава 6. IV Далее 			 |