История Руси. Глава 8. VII

История Руси. Глава 8. VII

"РОС", "РУСЬ" И "РУССКАЯ ЗЕМЛЯ" В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
II - X вв.
1) Греческий историк Аппиан Александрийский (ок. 100-170 гг.) в своей "Римской истории" сообщает о том, что народ "роксоланы" занимает южную Польшу, Червонную Русь и Киевскую область с Волынью и что он ведет частые войны с Римом, нападая на его пограничные провинции к югу от Дуная ("Лимес Романус"). Очевидно, что под роксоланами он имеет в виду восточных славян, так как настоящие роксоланы - сарматский кочевой народ северо-иранской языковой группы, который действительно в I в. н. э. часто нападал на римские пределы. Вероятно, Аппиан подразумевал под "роксоланами" "руськолуней", т. е. "росов", которые жили в Великой Сарматии вблизи от "роксолан" в круглых городищах - колунях.
2) Александрийский географ Клавдий Птолемей (ум. в 167 г.) в своем сочинении "Руководство по географии" упоминает "лесную русь", или "борусков". Он помещает ее к западу от современной Москвы, около нынешних городов Рузы и Боровска. Свои сведения Клавдий получил от военных разведчиков Восточного легиона, которые проводили свою исследовательскую работу при императорах Клавдии (41-54 гг.) и Нероне (54-68 гг.). Волгу Птолемей называет "Rha", что означает река "росов".
3) Греческий географ Агатемирус (ок. 215 г.) называет Волгу "Rha", т. е. рукой "росов".
4) Византиец Никифор Григора (XIV в.) в своих "Исторических записках" сообщает, что при дворе Константина I Великого (306-337 гг.) был один русский князь в придворной должности стольника ; впрочем, некоторые утверждают, что это был Аорих, сын царя скифов Ариарха (337 г.). Он получил образование при византийском дворе.
5) По данным Сергея Лесного , ссылавшегося на францисканского монаха XVIII в. Прокопа Слободу, существует предание о знатном вельможе Чехе и его братьях Лехе и Русе. В нем рассказывается о том, что приблизительно в 278-283 гг. они подняли восстание славян в Иллирии против римских войск под командованием Аврелия Пробуса. Дело было в области Крапине, близ реки Дравы. Это событие якобы произошло во время рытья канала у Сирмиума. Аврелий Пробус был убит своими солдатами в октябре 282 г., а часть восставших славян переселилась на север, в бассейн реки Моравы, что якобы положило начало Чешскому государству. А Рус и Лех пошли дальше и основали свои государства: Рус - на Волыни, а Лех - в Польше. Это был конец III в. Время это совпадает со строительством государства Белояров князем Даженом, отцом Божа.
6) Грек патриарх Константинопольский Прокл (434-447 гг.) произнес проповедь по поводу нашествия гуннов и русов на Константинополь, которое он считал карой Господней за беззаконие и грехи. Народ "рос" явился под стенами византийской столицы вместе с гуннами хана Ругилы и после уплаты выкупа вернулся на берега Борисфена. Патриарх напомнил о пророчестве Иезекииля (18,2; 39,1), сказанном в 627 - 626 гг. до н. э. о скифах, напавших на Палестину, как о народе Гога и Магога во главе с князьями своими Рошом, Мосохом и Таболом, и сопоставил это пророчество с реальным нашествием гуннов и росов.
7) Армянин Моисей Хоренаци, живший ок. 468 г., в своей "Истории" упоминает народ "рус".
8) Автор анонимного греческого сочинения "Hypotoposis geographiae" называет Волгу "рекой росов" ("Rhos").
9) Грек Иосиф Ложный (ум. в 586 г.) в своей "Хронике" упоминает народ "рос", который живет к северу от Черного моря.
10) Остгот Иордан, нотарий готского военачальника Гунтисаса Базы, живший и писавший в Равенне , в своем сочинении, озаглавленном “О деяниях готов” (550-551 гг.), упоминает народ "росомонов", т. е. “мужей росов”. В латинской рукописи из Миланской библиотеки Амброзиана они так и названы: "Rossomanorum". Здесь описывается конфликт между королем готов Германарихом (351-375 гг.) и "росомонами". Весь рассказ известен как "Сага о Германарихе". Германарих, в преклонном возрасте (100 лет!) женившийся на княжне Лебедь (Сванхильде), заподозрил ее в неверности и расправился с ней (по другой версии: требовал отдать ему сокровища отца Лебеди, где-то спрятанные. Получив от нее отказ, он приказал привязать женщину к упряжке трех горячих конец, и та была разорвана на части). Братья Лебеди Аммий и Сар тяжело ранили Германариха кинжалами. Стража убила братьев, но 110-летний Германарий вскоре умер от ран.
11) Продолжатель "Церковной истории" сирийского ритора Псевдо-Захарии (555 г.) знал народ "рос", который жил к западу от реки Дон и занимал огромные пространства. Й. Маркварт и Н. В. Пигулевская толкуют название "hrwes"/"hrus", или как "герои мифических времен" (Маркварт), или как народ "рос" (Пигулевская). Мужчины этого народа якобы имеют большие тела, так что лошади с трудом могут их нести; у них нет оружия. Н. В. Пигулевской представлялось, что "в этом названии далекого, рослого, сильного народа следует искать имя Русь, народа, которому еще предстояло выйти на широкие исторические пути".
12) В одном из сочинений Ат-Табари (839-923 гг.) “История пророков и царей” персидский автор под 643 г. приводит речь правителя Дербента Шахриара ( по другой версии – Шарбараза) следующего содержания: “Я нахожусь между двумя врагами: один – хазары, а другой – русы, которые суть враги целому миру, в особенности, нам, арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с руссами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны.”
Укреплениями, которые должны были сдерживать руссов от нападений на Ширван (Азербайджан), была Дербентская стена, построенная между городом и морем иранским шахом Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.).
13) В русской (новгородской) редакции XV в. греческого "Жития св. Стефана Сурожского" рассказывается о нашествии русов на южный берег Крыма под предводительством новгородского князя Бравлина II со своей дружиной. "Тавроскифы" (так автор называет русов) разграбили города и селения между Херсонесом и Керчью (Пантикапеем) и, взяв приступом г. Сугдейю (Сурож), разграбили и разорили могилу св. Стефана в храме св. Софии. По Божию велению, рассказывает предание, Бравлин II был наказан: его голова повернулась вспять и он был поражен страшной болезнью - параличом. Но когда он покаялся всем сердцем и попросил прощения у святого, то был прощен и исцелен. После этого Бравлин II с дружиною принял святое крещение. Крестил их ученик св. Стефана епископ Филарет. Относительно датировки события существуют две версии: 1) 775 г., по Лесному, 2) после 787 г., по Васильевскому.
Какую бы из двух дат мы ни приняли, остается в предании неясным, князем какого Новгорода был Бравлин II Младший. Дело в том, что Новгород на Волхове в 775 г. еще не существовал. Значит, Бравлин, князь венедского рода, пришел из другого Новгорода. Какого же? Есть предположение украинских исследователей, что этим городом был Новгород Скифский, бывший Неаполь Скифский в Степном Крыму. Однако это предположение не подкреплено документальными данными. Есть мнение: перенести событие в Х в. и допустить, что под "бранливым", т. е. "воинственным" князем имеется в виду святой князь Владимир I Святославич. Одним словом, для окончательного источниковедческого решения еще не пришло время, тем более, что сам источник не вполне надежен. Он относится к числу поздних агиографических преданий.
14) В "Анналах аббатства св. Бертина" из северной Франции под 839 г. находится свидетельство придворного франкского историографа Пруденция Галиндо (ум. в 861 г.) о том, что в г. Ингельгейм к императору франков Людовику I Благочестивому (814 - 840 гг.) прибыло посольство от византийского императора Феофила (829 - 842 гг.) с предложением мира и дружбы. В числе послов были люди из племени "росов". Людовик приказал произвести дознание, и ему сообщили, что эти люди были якобы шведами. Это было неверное дознание. На самом деле послы были из Киева, где уже существовал Русский каганат, т. е. государство местных "росов". Однако предложение о мире не имело последствий, а людей из посольства направили на север Европы и об их судьбе нам ничего неизвестно.
15) Греческий автор "Жития св. Георгия Амастридского" дьякон Игнатий (770-780 - после 845 г.), написавший свое произведение в 842 г., дает отрицательную характеристику народу "рос", напавшему на г. Амастриду. Вот что он пишет: "Было нашествие варваров, росов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находят такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный и на деле и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигнул, наконец, и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять".

Назад История Руси. Глава 8. VII Далее